265. Об ушедших и остающихся с точки зрения Ф.Василюка. 4

Mar 02, 2012 22:02


Фёдор Василюк
Пережить горе.
(С комментариями Ф.Б.Березина)
Продолжение.
Доверяя интуиции Фрейда, что именно здесь святая святых горя, именно здесь совершается главное таинство работы печали, стоит внимательно вглядеться в микроструктуру одного приступа острого горя ( Read more... )

Об ушедших и остающихся, Ф.Василюк.

Leave a comment

Comments 40

eliabe_l March 2 2012, 20:52:14 UTC
Спасибо, читаю очень внимательно.

В моем опыте горя самое трудное время было ночью, а не утром и не днем, как у Анн Филипп (может быть, потому что я была молода и у меня было много надежд на то, что все устроится и переменится к лучшему). Днем можно разделить время на короткие пробежки от одного дела к другому, можно быть на людях, где надо разговаривать, держаться, даже смеяться, хотя часть сознания наблюдала за другой - социальной как бы со стороны. А вот поздним временем или ночью от себя было никуда не деться. Тут можно было только лежать без сна и вспоминать.

В молодости, по крайней мере, горе может сыграть очень положительную роль, мне кажется. "Человек начинается с горя,"- сказал Алексей Эйснер.
Молодого человека горе может научить осознанию того, что чувствуют другие люди, помочь осмыслить и впустить в себя моральные нормы, развить эмпатическое, сочувственное отношение к другим.

Reply

berezin_fb March 3 2012, 14:31:07 UTC
Я высоко ценю благодарность моих читателей, я никогда не рассматривал слово "спасибо" как вежливую вставку в разговорную речь. Однажды я расшифровал это слово по корням, и только так его и воспринимаю. Спасибо это Спаси Бог. Ну, а благодарность читателя, который читает внимательно, дорога вдвойне ( ... )

Reply

eliabe_l March 3 2012, 15:32:25 UTC
Мне кажется, мы с Вами почти во всем согласны, а несогласие вызванно моим неудачным переводом более привычного мне на других языках слова. В западных языках есть понятие интериоризации (я привожу испанскую транскрипцию), что означает, что (запрет, норма, моральный императив) из внешнего становятся внутренним. То, есть человек как бы не делает что-то не потому, что это запрещают, а потому, что сам убежден, что это неправильно. Вот это я имела в виду, говоря о "впущении внутрь моральных норм".

Reply

berezin_fb March 6 2012, 15:17:06 UTC
Недоразумение касается двух вещей. Во-первых, интериоризация - вполне принятый термин в русскоязычной психологии, и поэтому человек не впускает в себя социальную норму, а интериоризирует её. Во-вторых, интериоризация - процесс активный, а у Вас, возможно из-за недостаточного владения языком, социальные нормы бродят вокруг людей и их можно впустить в себя или не впустить.
Ф.Березин

Reply


timurzil March 3 2012, 03:43:26 UTC
Можно ли сказать, что горе является своего рода внутренним конфликтом между образом той жизни, что была раньше, и той, которую приходится вести теперь?

Reply

berezin_fb March 3 2012, 14:33:39 UTC
Я поостерёгся бы употреблять здесь выражение "внутренний конфликт", поскольку в Вашем описании конфликт носит поведенческий характер, и разрешается на стадии возобновлении стереотипа.

Reply

timurzil March 3 2012, 15:10:45 UTC
Наверное, я неточно выразился. Под образом в данном случае я имею в виду целостное субъективное представление, а не привычный образ действий. Конфликт, мне кажется, тут не на уровне поведения, а как минимум на уровне ценностей: прежде - были очень ценные отношения, встроенные в общую структуру личных ценностей. А теперь, как прежде уже не будет.

Reply

berezin_fb March 6 2012, 15:22:31 UTC
Да, конечно, смерть уничтожает личность так капитально, как никакой другой процесс, и сохранить общую структуру личностных ценностей после гибели близкого человека невозможно. Может быть, следует сказать, что структура личных ценностей у того, кто остался, не изменилась, но эти ценности перестали быть общими. Тем не менее, интрапсихического конфликта я не вижу, потому что интрапсихический конфликт предполагает наличие несовместимых потребностей, одной из которых приходится жертвовать. Когда теряешь близкого человека, невозможность вернуть его связанна не с интрапсихическим конфликтом, а с природой вещей.

Reply


hgr March 3 2012, 20:32:32 UTC
интересно, что церковь на фото -- та самая, в которой отпевали Блока (перед входом на Смоленское кладбище в С.-Петербурге, храм Воскресения).

стихотворение "девушка пела в церковном хоре" -- это пересказ богослужения, с постоянными молитвами "о плавающих, путешествующих", на которые именно хор отвечает "Господи помилуй". в начале ХХ века эти слова вошли в моду, М.А.Кузмин написал даже роман "Плавающие, путешествующие". "причастный тайнам ребенок" -- это младенец-Христос в Евхаристии (традиционный образ церковной литературы: в разных чудесах о Евхаристии Христос является как младенец, лежащий на дискосе; но тут это традиционное чудо извращается: младенец где-то под потолком алтаря). стихотворение о том, что Его нет на престоле, где Ему "положено" быть, а Он смотрит сверху и издали и знает, что все молитвы бесполезны.

общий смысл стихотворения Блока -- о том, что в церкви нет ничего, кроме психотерапии, а Бог специально сделал мир жестоким, дав только такое психологическое утешение.

Reply

zewgma March 4 2012, 13:17:30 UTC
МНе всегда казалось, что в стихотворении настоящий ребенок (потому что был обычай отворять царские врата для помощи роженице).

Reply

hgr March 4 2012, 13:33:48 UTC
ВЫСОКО у царских врат -- это невозможное место, по гравитационным соображениям )). и "причастный тайнам".

Reply

berezin_fb March 6 2012, 15:34:43 UTC
Дорогой друг,
гравитационные соображения не исключают приспособлений, позволяющих находится над молящимися. С "причастный тайнам" сложнее, но мы не помним не только своего рождения, но и первых лет жизни, и если предположить, что именно в этот период наступает одушевлённость (от слова душа), то, может быть, в ней и была причастность к тайне.
С глубоким уважением,
искренне Ваш
Ф.Березин

Reply


(The comment has been removed)

berezin_fb February 13 2015, 16:51:02 UTC
Глубокоуважаемый Алексей!
Если цитата производит на Вас глубокое впечатление несмотря на то, что текст написан в нелюбимом Вами стиле, это означает, что такое впечатление подтверждает глубину процитированного текста.
До связи,
Березин

Reply


Leave a comment

Up