В полярном среднегорье значительную часть времени стоит туман, и службы техники безопасности требуют, чтобы при видимости менее трёх метров работы прекращались до улучшения видимости.
На легковой модификации «Магируса» Мельникова мы объезжали верхний периметр карьера рудника «Центральный», машину, которая шла непосредственно перед нами, я различал с трудом, а расстояние там было не более метра.
- Николай, - спросил я Мельникова, - работы в карьере сейчас остановлены?
- Ну, приедем, посмотрим, - сказал Мельников, - А почему вы думаете, что их нужно останавливать?
Я молча указал пальцем на ехавшую впереди машину.
- Объяснитесь, - сказал Мельников.
- До этой машины меньше трёх метров?
- Да, тут скорее даже около полутора.
- При такой видимости, в соответствие с подписанным вами же приказом, работы должны останавливаться до улучшения видимости.
Погрузка руды.
Фотограф
rocbolt - Это же карьер, - задумчиво сказал Мельников, - у него есть расстояние по горизонтали, по вертикали, а там, где серпантин поворачивает круто, то может быть, стоит ещё измерять расстояние по диагонали.
- Ну, ведь когда вы говорите о прекращении работ при низкой видимости, вы имеете в виду горизонтальную видимость? Карьерный самосвал не поедет по вертикали.
- Надо вам сказать, Феликс Борисович, что у вас одномерное мышление. Если карьерный самосвал едет по горизонтали, то видимость в приказе тоже указана по горизонтали. Вы откуда знаете о приказе?
- По- моему, вы же мне об этом и говорили.
- Я этого не помню, но если я вам это сказал, то я, вероятно, выражался точнее.
- Что вы хотите этим сказать?
- Метров через 5 увидите сами.
Как в совершенно ясный день, при отсутствии всякого тумана, по серпантину, сохраняя равный интервал, двигались карьерные самосвалы, разве что интервал казался несколько больше. Зона для их движения по серпантину с обеих сторон была очерчена широкой ярко-белой линией, которая ясно была видна в тумане. Когда мы догнали первый самосвал, Мельников сказал мне:
- Высота от полотна серпантина до верхнего оконца кабины водителя составляет 3,2 метра, - и, удивлённо взглянув на меня, он добавил, - Вы всё ещё не поняли?
Он показал рукой вверх, я поднял голову и ахнул. На трёхметровой высоте на подножке кабины стоял водитель и смотрел не вперёд, а вниз, и вёл машину точно по краю белой бровки.
- Видите, - сказал Мельников, - по ходу его взгляда видимость превышает 3 метра.
- А ещё кому-нибудь вы это объясняли? - спросил я.
- У меня никто не просил разъяснений, но если бы кого-нибудь это заинтересовало, показал бы это также наглядно, как и сейчас вам.
Мы медленно спускались глубже в карьер, а машины казались бесконечной цепочкой.
- Какую часть пути мы уже проехали? - спросил я Мельникова.
- Я думаю, треть, - сказал Мельников, - поскольку ещё не было загрузки.
И едва он успел закончить фразу, идущий перед нами самосвал остановился и сбоку из-за карьеры выдвинулась стрела гигантского экскаватора. 130 тонн руды умещались в три цикла погрузки. Наша машина стояла, и когда я спросил Мельникова, почему мы не едем дальше, он рассмеялся и сказал:
- У нас самый распространённый лозунг «Не стой под стрелой».
Груженый самосвал проехал в прежнем направлении примерно полкилометра, и там от главного серпантина ответвлялась более узкая и круто поворачивающая вверх дорога.
- Ну вот, - сказал мне Мельников, - этот самосвал сделал уже чуть больше половины своей первой ходки.
Горный серпантин для самосвалов.
Фотограф
Mr. Stabile - Скажите честно, Николай, в каком направлении вы измеряете видимость, самому высокому начальству комбината известно?
- Честно вам сказать этого я не могу, для того, чтобы говорить что-нибудь честно, надо это знать. Я не имею представления о том, был ли когда-нибудь Голованов на руднике «Центральный».
- Вы считаете возможным, чтобы директор комбината ни разу не был на самом крупном руднике своего объединения?
- Вы меня не спрашивали, что я считаю возможным. Вы просили меня сказать честно, честно я вам говорю, что я этого не знаю.
А потом, уже совершенно неофициальным тоном, Николай сказал:
- Туманы здесь вещь очень частая. Заработок водителя зависит от количества вывезенной руды. Если мы будем прекращать работы всякий раз, когда меньше трёх метров видимость горизонтальная, хотя ни в одной инструкции слова «горизонтальная» нет, то мы потеряем лучших водителей, потому что лучших возьмут в любые хорошие мест, а аварийность в результате увеличится, а не уменьшится, потому что очень тяжёлые машины будут вести водители с низкой производственной успешностью, аварии у которых будут случаться чаще. Мы ещё не раз будем говорить на этим темы, но принцип такой: если утверждённая министром инструкция или приказ министра содержит какие-либо слова, эти слова следует принимать во внимание. Если в таком же документе вы что-то добавляете в мыслях от себя, то, во-первых, это может привести к неприятным последствиям, а во-вторых, ни для кого из сотрудников комбината ваши, не внесённые в приказ слова, не являются обязательными к исполнению.
- Мы поехали вдвоём, - продолжал Николай, - потому, что я совершенно не собираюсь делать достоянием широкой гласности то, что я думаю по поводу инструкций, приказов, умении их читать так, чтобы делу было лучше, а не хуже. Когда вы будете объяснять это своим людям, если такая необходимость возникнет, то вы будете просто показывать инструкцию, или ксерокопировать её так, чтобы каждый имел экземпляр. За то, как человек понимает приказ или инструкцию, он отвечает сам. У вас, я смотрю, в лаборатории атмосфера довольно свободная, в этом случае придётся сделать исключение. Не говорите лишних слов, ничего не объясняйте на основе официальных документов. Если без какого-то слова можно обойтись, значит, оно уже лишнее. Если официальный документ нужно объяснять, то он плохо составлен, и это не ваша вина.
Беседуя таким образом, мы ехали вдоль серпантина , и через строго определённые участки цепи, один из самосвалов останавливался, загружался, и примерно через полкилометра начинал обратный путь по круто идущей вверх дороге.
- Какие категории персонала вы собираетесь обследовать? - спросил у меня Мельников.
- Формула «Операторы движущихся машин» наверняка включает водителей самосвалов и экскаваторщиков. Относительно бурильщиков у меня серьёзные сомнения.
Тягач для перевозки тяжёлой карьерной техники.
Фотограф
rocbolt - Ну, я думаю, - сказал Мельников, - мы совместно разрешим эти сомнения по ходу работы. Только я советую вам писать план работы на очередной год так, чтобы текст допускал вариации. Чтобы бурильщики, скажем, могли подразумеваться, а могли и не подразумеваться. Если вы хотите знать моё мнение, то я бы думал, что экскаватор и самосвал это, безусловно, движущиеся машины. Насчёт буровых машин у меня такой уверенности нет. Сегодня и завтра мы с вами объездим все значимые для вашей работы участки, а послезавтра Гущин собирает всех исполнителей, т.е. ваших людей - всех, а из комбината все службы, ответственные за выполнение плана, за безаварийную работу, и, возможно, представители медслужбы комбината, которые могу понадобиться в случае какого-нибудь неблагоприятного развития событий. А не секрет, какими методами вы будете пользоваться, Феликс Борисович?
- Нет, не секрет, - сказал я. - Мы будем использовать методики, позволяющие оценивать скорость и точность сложной сенсомотроной реакции, точность остановки при вращательном и прямолинейном движении, методы, которые позволяют оценить особенности личности человека и то, в каком психическом состоянии он находится в настоящий момент. Вы не знаете, в каком порядке будут выступать завтра люди?
- Ну, на этом можно влиять, - сказал Мельников. - Хотите, вы будете сразу после Гущина.
- Я бы считал это целесообразным, поскольку все присутствующие поймут, какие будут применяться методы и что с помощью этих методов мы собираемся определять.
- Это резонно, - сказал Мельников, - но прошу вас учесть, что наши люди очень не любят чего-нибудь не понимать, поэтому, когда вы будете говорить, исключите, пожалуйста, такую возможность.
Продолжение следует.