155. Укрупнённая Чукотка. 1

Nov 14, 2011 20:53

Однажды, рассказывая о нашем пребывании на Оле, я уже писал о наших встречах с Анной Нутэтэгрынэ. Эта последняя беседа началась с обсуждения уже известных мне взглядов на будущее Чукотки. Она полагала, что природные богатства Чукотки - восполнимые и пользующиеся спросом ресурсы, к которым она относила морского зверя, красную рыбу, и прежде всего оленей. Эти восполнимые природные богатства могут оказаться более важными для страны, чем развитие горнодобывающей промышленности. Золота на Чукотке не много, оно истощится, добыча золота приведёт к заиливанию устий нерестовых рек и гибели ягеля - основного корма оленей.
Анна Нутэтэгрынэ считала, что если на Чукотке будет миллион оленей, то ценность такого стада будет больше, чем ценность золота, добываемого на приисках. Она с гордостью сообщала, что эту её точку зрения поддержал император Японии, который пожал ей руку. Это была вершина её пассионарной славы. Рассказывая об этом она вспомнила и то, что Анастас Микоян, с которым они были друзьями, предлагал изучать зарубежный политический и хозяйственный опыт в аналогичных регионах. Но пассианарность Анны начала вызывать беспокойство магаданского обкома и её с почётом направили на учёбу в Академию общественных наук при ЦК КПСС, что означало устранение её с Чукотки.
Моя вторая и последняя встреча с Нутэтэгрынэ состоялась по инициативе Анны, которая просто пригласила меня в гости. Она сказала коменданту общежития ольского сельскохозяйственного техникума, чтобы он не отрывал меня от работы, но когда он увидит, что работа закончилась, пусть он скажет об этом ей. Она сказала, что я согласился подъехать к ней в райком и что машина будет ждать меня у подъезда. Я уже писал об этой встрече, но менее подробно, и не касался многих тем, которые обсуждались во время нашей беседы.



Бухта Провидения, порт внутри которой называют «воротами в Арктику».
Фото с сайта.
Был накрыт стол, а на столе стояла бутылка «Столичной» и две больших рюмки.
- Я не буду пить, с вашего разрешения, - сказал я.
- Ну, а я, с вашего разрешения, выпью - сказала Нутэтэгрынэ. Она приготовила несколько бутербродов с маслом и икрой «минуткой», нажала на звонок, и вошедшей дежурной сказала:
- Наш гость хочет крепкого чаю, как быстро ты сможешь это сделать?
- У меня есть электрический самовар, - гордо произнесла дежурная, - и он всегда кипит, - и, уже обращаясь ко мне, спросила:
- Вы любите какой-нибудь определённый чай?
- Предпочитаю цейлонский с бергамотом, но могу пить любой.
- Зачем же любой, - сказала дежурная, - у нас есть и цейлонский с бергамотом.
Она на секунду вышла и тут же вернулась с кипящим расписным самоваром, заварочным чайничком и двумя чашками.
- Вам дать к чаю сладкое? - спросила она.
- Что, например? - спросил я.
- О, что хотите, - сказала дежурная, - печенье, конфеты, пирожные…
Анна с интересом наблюдала за нашим взаимодействием.
- Хорошо, - сказала она дежурной, - налей профессору чая и положи всё, что можешь ему дать на три отдельные тарелочки, дальше мы разберёмся.
Я внимательно рассматривал Анну, она по-прежнему была высокой и статной женщиной, её лицо было по-прежнему привлекательным, только за тот год, что я её не видел, появилась первая проседь на виске, и погуще собрались морщинки у глаз. Анна уже давно не была в центре политической жизни Чукотки. Должность первого секретаря в районе, где чукчей практически не было, а аборигенное население представляли в основном эвены, оторвали её от Чукотки. Но говорить о ней продолжали, главным образом на Чукотке, и говорили разное. Новый председатель Чукотского окрисполкома сказал мне, что почётная ссылка Анны была неизбежной, потому что её позиция не совпала с позицией секретарей магаданского обкома. А её бывшая сотрудница, одна из немногих, сохранивших свой прежний пост в окрисполкоме, сказала мне:
- Нутэтэгрынэ - стайер, она могла бежать на любую дистанцию, даже на марафонскую, и ей хватило бы сил любую дистанцию преодолеть, но её просто сняли с дистанции.
Я думаю, что эти пересуды и слухи доходили до Анны, и в своих интервью она подчёркивала, что все секретари магаданского обкома неизменно её поддерживали. Но вряд ли она при этом не понимала, что почётная учёба в Академии общественных наук могла быть использована просто как средство отдалить Анну от Чукотки.
- Среди секретарей магаданского обкома чукчей не было. А отношения между русскими и чукчами в разное время были разными. Я хочу рассказать Вам об истории чукотского народа, вы это будете помнить и расскажете другим, чтобы это сохранилось в человеческой памяти.



Певек - самый крупный город-порт на полярном побережье Чукотки.
Фотограф Btibbets
- Быть носителем памяти о прошлом Чукотки я считал бы честью для себя, - сказал я, а Анна продолжила:
- Чукчи - аборигенный народ, - сказала Анна, - но что такое аборигенный? Чукчи были совсем не самым древними поселенцами Чукотки. По крови они были далеки от всех других северных народов, это было единственное племя, принадлежащее к семье палеоазиатов. Я не знаю, был ли у чукчей свой Чингисхан, но я знаю, что небольшое племя отличалось необычной пассионарностью. Что-то двинуло чукчей в северный район Центральной Азии, и не смотря на свою малочисленность, они сметали всех, кто пытался поставить преграды на их пути.
И она снова повторила известную поговорку:
- Чукчи - команчи Севера. Чукчи кочевали по обоим берегам Колымы, но когда началось нападение русских, предвещавших русское завоевание, чукчи отступили с левого берега, но оставшись только на правом, ещё более расширили свою территорию, оттеснив эскимосское племя мамаллов. Чукчи приумножали свои стада оленей, но превосходя соседние племена военной силой и сноровкой, они предпринимали военные походы, побеждали коряков и юкагиров, отбивали у них оленьи стада, а иногда, когда им не хватало пастухов, брали в плен бывших хозяев этих стад, и заставляли их свои бывшие стада пасти. Бесстрашие, постоянная готовность нападать на возможного противника, хорошая военная организация были основой отбора чукчей, который можно было бы назвать естественным. Выживали наиболее храбрые, наиболее сильные, наиболее искусные воины. Так формировался чукотский народ.
- Вы говорите об оленях, - сказал я, - то есть об оленных чукчах, и тогда, когда на вершине вашего политического влияния вы хотели дать новое имя своему народу, вы хотели, чтобы у него было гордое имя «чаучу», что значило повелители оленей, или богатые оленями, но ведь есть ещё береговые чукчи, или «собачьи чукчи», как называли их оленные чукчи, потому что они ездили на собаках. Они не были богатые оленями, и если бы название «чаучу» было бы принято как обозначение нации, то береговые чукчи не входили бы в эту нацию?



Тюлень лахтак. Датчик установлен для прослеживания путей миграции в Охотском и Беринговых морях.
Фотограф M.Cameron NOAA/NMML
- Нет, - сказала Нутэтэгрынэ, - есть ведь ещё общее имя - луораветланы, а это значит, что мы признавали береговых чукчей настоящими людьми, но имя «чаучу» я хотела дать всему народу, потому что я хотела, чтобы у береговых чукчей тоже были олени, которые дают более прочную основу хозяйству и больший достаток членам каждого рода. И поэтому я хотела, чтобы весь народ назывался «чаучу». Пассионарность и наступательный порыв пошли на убыль не с начала русского завоевания. С русскими чукчи воевали вполне успешно ещё в 18 веке. Казачьего старшину Шестакова они разбили сразу, и хотя сенат постановил приводить чукчей в подданство добровольно и ласкою, капитан табольского полка Павлуцкий, добираясь до чукотских яранг, убивал всех, кого находил в этих ярангах. Чукчей поражало коварство русских завоевателей, которые собрав на переговоры чукотских старейшин, всех их убили. И, всё-таки, после гибели Шестакова, чукчи перешли к партизанской войне с Павлуцким. В 1847 году, объединив разрозненные отряды, чукчи разгромили отряд Павлуцкого, о судьбе самого Павлуцкого в разных древних источниках существовало двоякое толкование - по одному он был убит, а по-другому, его захватили в плен и увели мучить. После этого новый комендант предложил сибирскому губернатору вообще ликвидировать анадырьскую партию, на её содержание было израсходовано более миллиона рублей, а сборов они получили всего 29 тысяч рублей. Крепостные стены были разрушены. И, - снова повторила Анна, - в этих битвах укреплялся дух чукчей, выживали самые сильные, самые умелые, самые храбрые войны. И русское подданство чукчи приняли не из-за военного поражения, а из-за многочисленных уступок правившей тогда Екатерины Второй, которая освободила чукчей от ясака, разрешила им жить по своим законам, и весь крайний Северо-Восток не знал над собой никакой власти у управлялся сам собой. Чукчей было около 10 тысяч, но даже в середине 19 века чукчи относились к народам не вполне покорённым. Чукчи были единственным народом, который отказался принять христианство, и сохранил верность своим великим белым шаманам.
Анна вздохнула, подумала, и налила себе ещё рюмку водки, и наполнила мой стакан горячим чаем.



Полосатый тюлень на юге Чукотского моря.
Фото M.Cameron NOAA/NMML
- В начале Советской власти мы видели русских по-другому. Сюда приезжали люди, которые хотели не взять, а отдать. Они открывали школы в Красных ярангах, они составили для чукчей алфавит на базе кириллицы, и стали учить детей по-чукотски, потому что считали, что они сами должны изучить чукотский язык раньше, чем начнут учить чукчей русскому. Для того, чтобы учить детей, их не свозили в одно место и не отрывали от семьи. Во время летней пастьбы школа превращалась в кочующую школу. И этих русских дети любили, они были такие же, как первые большевики на Чукотке, которых расстреляли в 1920 году богатые коммерсанты. Эти русские жили в эпоху, лозунгом которой было «Развитие национальных культур, развитие национальных экономик». Они добились создания гражданской авиации на Чукотке с главными аэродромами в Анадыре и на мысе Шмидта. И это был действительно национальный округ, в нём по данным 1938 года чукчи составляли 66%, эскимосы - 7%, и только 27% составляли приезжие. Но на смену этим русским - мы называли русскими всех, кто говорил на русском языке - пришли другие русские. Они хотел, чтобы на Чукотке установились бы такие порядки, как везде. Они считали, что тот, кто плохо говорит на русском языке - человек отсталый и безграмотный. Но культурное освоение территории продолжали те люди, которые начали его. К тому моменту, как их сменили иные люди, на Чукотке уже было 77 школ, 88 библиотек. Но для того, чтобы всё было как везде, нужно было провести коллективизацию. Её пытались делать сначала более мирно, чем в центральных районах, выкупая оленей у крупных оленеводов. Но кто отказывался продавать, автоматически объявлялись кулаками. И одновременно была объявлена программа цивилизованной жизни чукчей. Их переселяли из яранг в дома.

Продолжение следует.

Магадан, Нутэтэгрынэ, Науканское ПТСР

Previous post Next post
Up