Независимая Украина возникла как результат развала Советского Союза, и первый ее президент Кравчук, избранный президентом еще в советское время, когда он баллотировался в президенты, конкурируя с Чорновилом -известным демократическим националистом волны 60-х годов, одним из участников известной акции националистов при демонстрации фильма «Тени забытых предков». - выступал против Кравчука просто чтобы создать демократическую альтернативу. Он не вел активную агитацию в свою пользу, и тем не менее Кравчук набрал только немногим больше 61% голосов, что свидетельствует о том, что он не пользовался особой популярностью. У него не было никаких заслуг перед Западной Украиной. Тем не менее, западные регионы голосовали за него, поскольку он был родом из Ровенской области и по месту рождения воспринимался как свой. Кравчук был личностью неоднозначной, а мною часто воспринимается, как фигура трагическая.
На Украине, входившей в состав Советского Союза, Кравчук успешно поднимался по карьерной лестнице. Его высшими постами на Советской Украине были посты руководителя отдела агитации и пропаганды украинского ЦК Коммунистической партии, потом - председателя Верховного совета Украины, что в переводе на украинский язык уже тогда называлось Верховной Радой. В бытность свою руководителем заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК Коммунистической партии Украины выступал в открытой дискуссии против националистов, считавших, что только независимая Украина может быть для украинцев родным домом.
Мало кому известно и может показаться странным, что на мысль о независимости Украины Кравчука навело случайное совпадение фактов. Когда во время кратковременного правления Государственного комитета чрезвычайного положения (ГКЧП) Горбачев был изолирован в Форосе, Кравчук ничего не мог сделать для его освобождения, потому что расположенные на Украине войска не были ему подчинены. Тогда он решил, что нужно создать такую ситуацию, когда все на территории Украины будет подчинено ее президенту. Это могло быть достигнуто в результате изменения Конституции СССР. Но поскольку СССР был все равно обречен на развал - не благодаря Кравчуку и не благодаря объективным закономерностям исторического развития, как об этом часто говорят теперь, а потому, что еще до беловежского сговора Ельцин, тогдашний председатель Верховного совета России, уже провозгласил, что Россия ставит свои законы выше союзных и фактически выходит из состава Союза. Если говорить о роли личности в истории, то, на мой взгляд, эта роль заключается в том, что обладающая властными возможностями личность может определить один из вначале возможных альтернативных путей исторического развития. Ельцин был такой личностью, личностью эгоистичной, своекорыстной и зловещей.
Именно Ельцин сделал возможным беловежскую сделку, до этого еще ликвидировав эффективные органы государственной безопасности Советского Союза. Его ставленник Бакатин заявил в качестве последнего председателя КГБ Советского Союза: «Я пришел в КГБ, чтобы его уничтожить». И запретил его оперативные мероприятия.
Советский Союз был обречен, поскольку он мог существовать без Украины, мог существовать без Белоруссии, но он не мог существовать без России.
Эта вставка не имеет отношения к истории Украины. Она только характеризует условия, в которых независимая Украина возникла.
Что представляла собой независимая Украина, президентом которой стал Кравчук? Если взглянуть на карту, то можно понять, что эта территория создалась как лоскутное одеяло.
Первый лоскут - Донбасс, вошел в состав Украины в связи с позицией Ленина, несомненно, крупного государственного деятеля, однако мыслившего в соответствие с революционными представлениями своего времени. Ленин писал: «Возможно, национальные республики станут полностью независимыми и сохранят связь только по линии партии. Типичное для Ленина коминтерновское заблуждение, базировавшееся на представлении, что партия большевиков а начале называвшаяся в 1905 году РСДРП (б), затем ВКП(б) (Всероссийская коммунистическая партия большевиков будет существовать неограниченное время.
Кравчук подписал Беловежское соглашение о ликвидации Советского Союза, хорошо понимая, что Советский Союз все равно обречен, поскольку он мог существовать без Украины и без Белоруссии, но не мог существовать без России. Не подпись Кравчука определила развал Союза. Но при развале Союза независимость Украины была единственным выбором.
Президентом Украины Кравчук был избран еще при советской власти на всенародных выборах, где он баллотировался в конкуренции с известным националистом-демократом 60-х годов Чорновилом. Чорновил не вел агитацию в свою пользу, тем не менее Кравчук набрал только немногим более 61% голосов, что свидетельствует о том, что он не имел высокой популярности. Интересно, что он не проводил никакой прозападной политики, а западные области голосовали за него, вероятно, просто по месту его рождения - он родился в Ровенской области - и в этой связи воспринимался как свой. До Беловежского сговора, всего лишь за год до этого, он был противником независимости и искренним членом Коммунистической партии. Он вышел из Коммунистической партии после создания ГКЧП и на выборах баллотировался уже как беспартийный. Став президентом, он искренне стремился проводить многовекторную международную политику, равноудаленную и от России, и от Запада, полагая, что независимая Украина должна быть нейтральной. Нейтральная Украина была бы великим благом не только для нее самой, но и для всей Европы. Нейтралитет предполагает и внутреннее единство страны, а это возможно только в том случае, если страна высоко демократична.
Мне кажется полезным рассмотреть это на примере Швейцарии. Швейцарские кантоны объявили о своем постоянном нейтралитете сразу после изгнания войсками Суворова французов из Швейцарии. Что значит нейтральная Швейцария? Кантоны, из которых состоит Швейцария, имеют разные языки. Есть немецкоязычные кантоны, франкоязычные и даже один италоязычный. Нейтральная Швейцария немедленно объявила все три языка государственными. В управлении Швейцарией огромную роль играет непосредственное волеизъявление граждан. Навык этого волеизъявления возник благодаря высокой роли референдумов, причем главную роль в приобретении этого навыка сыграли местные референдумы, на уровне городов и общин, где каждый видел, что его голос играет роль в принятии решения. В референдумах вначале принимали участие только мужчины («граждане, способные носить оружие»). Но избирательное право для женщин в Швейцарии было введено раньше, чем в большинстве стран. Навык местных референдумов привел к тому, что референдумы общенациональные начали восприниматься всерьез, а очень многие вопросы в Швейцарии решаются именно на референдумах. В условиях многоязычной страны исключено какое-либо изменение отношения к любым гражданам Швейцарии, связанное с языком общения в данном кантоне. К моменту объявления нейтралитета швейцарские кантоны были экономически сильными, и экономические проблемы не могли препятствовать установлению демократии нейтралитета.
Для Украины этот путь оказался невозможным. Не внешняя политика составляла основную проблему Украины. Это был период тяжелого экономического кризиса, который всегда соответствовал периоду создания капитализма, ибо первичный капитализм, по словам Маркса, всегда является разбойничьим капитализмом. Особенности периода разбойничьего капитализма в бывших социалистических странах заключались в том, что ранее государственный бюджет теми или иными путями получали в свое распоряжение новые капиталисты. Украина не могла жить за счет природных богатств. Даже Россия, располагающая запасами нефти и газа, вышла на уровень 1989 года, по словам Путина, в 2012 году, в чем лично я сомневаюсь. Я полагаю, что этот уровень не достигнут и до сих пор. На Украине основу национального дохода составляли промышленные предприятия, в основном наукоемкие. В качестве примера могут быть названы ракетная и космическая промышленность, самолетостроение, современная металлургия. Национальный доход приносили принципиально новые технологии. Примером таких технологий мог бы служить Институт сварки имени Патона, который создал методы соединения ранее не соединимых материалов. И эти технологии внедрялись в наукоемкие предприятия Украины. Только путем сохранения таких предприятий Украина могла сохранить приемлемый уровень национального дохода. Удержать на плаву крупные промышленные предприятия можно было только сохранив большую часть бюджета от распределения между вновь возникшим классом капитализма и направив часть бюджета на поддержку предприятий, зачастую имевших передовые технологии, которые в случае сохранения могли увеличить национальный доход Украины. В отличие от России Украина не имела нефтяной иглы, не имела экспорта газа, и повысить свой национальный доход могла только таким образом. Леонид Кучма, который в период президентства Кравчука был премьер-министром, сделал такую попытку, получив на полгода право издавать декреты, не подлежащие утверждению Верховной Радой. Такое право давало возможность эффективно использовать бюджет, который в основном уже перешел в руки «разбойничьих капиталистов». Кучма, инженер по образованию, руководитель одного из крупнейших предприятий Украины - Южмаша, понимал, что делает. Но разбойничий капитализм уже полностью хозяйствовал на Украине. И через полгода полномочия Кучмы были ликвидированы, и он подал в отставку.
Для Украины верно то, что говорил о России Борис Березовский, в прошлом математик, член-корреспондент АН СССР по отделению прикладной математики: «Российские состояния - это распределение в частные руки государственного бюджета, потому что других денег в стране просто не было». На Украине на предприятиях, еще государственных, и в государственных учреждениях шахтерам и учителям по много месяцев не выплачивалась зарплата. Если учителя и врачи не могли осуществлять сколько-нибудь выраженного политического давления, то шахтеры такое давление оказывать могли. Была объявлена всеобщая стачка шахтеров Донбасса. Центральное собрание шахтеров-забастовщиков собиралось на площади и официально называлось Площадью. Площадь может быть переведена на украинский язык как слово площа. Но интересно, что один из переводов этого слова - слово Майдан.
К тому времени, когда делегация Верховной Рады Украины приехала на переговоры со стачечниками, эти переговоры были чрезвычайно важны, потому что стачечное движение в Донбассе откликнулось стачками во многих городах и забастовками даже на угольных шахтах Западной Украины. Попыталась обсуждать экономические вопросы, но стачечный комитет экономические вопросы отказался обсуждать, потому что Площадь поручила ему не обсуждать экономические вопросы до тех пор, пока не будут решены вопросы политические. Политическим требованием стачечников в тот период было проведение всеобщего украинского референдума. Этот референдум был им обещан, но, как это бывает очень часто, если не повсеместно, это обещание было нарушено, и вместо референдума Верховная Рада объявила досрочные выборы президента и парламента.
Кравчук не мог выиграть эти досрочные выборы, хотя не возражал против них, именно из-за экономических проблем. Инфляция достигала тысячи процентов в год.
Я много беседовал с людьми, которые в тот период проживали на Украине. Они вспоминают, что тогдашняя валютная единица Украины - карбованец (что в переводе на русский язык означает просто рубль) обесценивалась с такой скоростью, что утром на карбованец можно было купить значительно больше, чем вечером того же дня. Уже нельзя было выплачивать зарплату карбованцами как единицами. Она выплачивалась купонами по тысяче, потом десять тысяч карбованцев, а потом и сто тысяч карбованцев в одном купоне. В одном купоне начале 1993г - 500000 карбованцев, в конце его - миллион. Люди на Украине и не говорили «карбованец», говорили «купон». Жители Украины, с которыми я беседовал, говорят об этом времени с ужасом. Потому что не хватало самого необходимого, и для маленького ребенка невозможно было купить ни пеленки, ни распашонки ни за какие деньги. На черном рынке («из под прилавка») стоимость была на порядок выше. Не обесценивалась только земля.
«Мы жили землей, - говорит моя винницкая собеседница. - Жили в сельском доме. 30 соток - не просто фрукты и овощи. Это картошка, второй хлеб. Весной была молодая картошка. А в погребе еще оставалась старая, вялая, но съедобная. Картошкой можно было откормить поросенка. Картошка и сало была нашим обычным питанием. А если и куры, то еще и яйца. У многих кролики были. А чисто городские, кто умел что-нибудь, портные, например, зарабатывали на наших заказах. Одежду ведь заказывали. Готовую купить негде было».
Я детально изучал вопрос о том, как проходила на Украине, в 1991г еще не порвавшей с рублем советского периода, ликвидация денежного навеса, который не имел товарного покрытия. Шоковая терапия, которую проводил в России Егор Гайдар, на Украине не рекламировалось. Но осуществлена она была. Осуществлена так же быстро и бесчеловечно, ценой резкого обнищания населения, ценой угрозы физической гибели поколения пенсионеров, для которой сбережения были единственным источником средств существования. Все вклады населения в Сберегательном банке, которые традиционно рассматривались, как наиболее надежное обеспечение будущего потребления, были внезапно заморожены на неопределенный срок. Существовали более гуманные пути решения этой проблемы. Однако история не знает сослагательного наклонения.
Ненадолго вернусь к беседе с моей винницкой собеседницей, чтобы в тексте вновь зазвучал человеческий голос. «Наши накопления были в рублях. Вначале было объявлено, что они останутся накоплениями, только если их поместить в банк. Стояли очереди для того, чтобы поместить их в банк. А когда все накопления уже были в банке, вдруг объявили, что вклады заморожены, и пользоваться ими нельзя».
Очевидно, что в обстановке обеднения масс человек, стоящий у власти, не мог выиграть выборы. Как говорил Свифт, «человек, который лежит на правом боку и испытывает боль, естественно переворачивается на левый, хотя и не ждет особого облегчения от этой перемены».