851. Колонка Иона Дегена. 41. П.М.П. 2. Вездесущая Украина

Mar 19, 2014 21:04


Начало

Посреди  комнаты на  табуретках  стояли  два  тазика.  В одном  из  них полоскал руки подполковник  (уже в  халате с закатанными  рукавами).  Мыл он руки неторопливо, аккуратно, да  еще разговаривал  с этой синеглазой. Словно не валяются раненые под дождем. Словно вообще нет войны.

Я  чуть было не вытащил  пистолет. Правда, батальонный фельдшер  как-то рассказывал, что  хирурги перед операцией моют  руки больше десяти минут. Но ведь гвардии майор с утра без помощи!

Нет, я даже не притронулся к кобуре. Но я сказал! Сказал, может быть, не совсем так, как принято в изысканном обществе.

Не успел я закончить фразы, как на меня налетела пигалица:

- А  вы здесь как очутились? Командовать захотелось? Вот и убирайтесь к себе и командуйте. Здесь и без вас командиров хватает!

Я бы  ей показал,  как  положено  разговаривать  со мной.  Но  дверь  с грохотом захлопнулась перед моим носом.

За поворотом дороги снова  стали рваться мины.  Синеглазая выскочила во двор, чуть не сбив меня с ног. И опять грузили раненых.

Я пошел к майору, чтобы не болтаться без дела.

Закончили  погрузку. Санитары разносили  обед. Утром,  перед атакой мне почему-то совсем  не  хотелось есть,  а сейчас я кормил майора и чувствовал, как живот прилипает  к  спине. Попросить было почему-то неудобно.  Черт знает почему.  Все-таки я был единственным целым в этом скопище боли  и  крови. Но санитар сам принес мне котелок. Без моей просьбы.

Я  даже  не  предполагал,  что рассольник  может  быть  таким  вкусным. Какой-то порядок здесь все-таки существовал.

Дождь перестал моросить. Бой  уходил все дальше и дальше. Дорога уже не обстреливалась. А майор все еще лежал на носилках и курил самокрутку из моей руки. Ну, сейчас она не отделается от меня!

Тазики  все  еще стояли на табуретках.  В  комнате было  пусто. Тихо. Я открыл дверь с надписью "Операционная".




Операционная полкового медицинского пункта

Фото с сайта

Все это я увидел,  как при вспышке орудийного выстрела. Профессор стоял за  столом и что-то  отсекал  в  ране  обыкновенными кривыми  ножницами.  Со второго стола санитары снимали...

За войну мне  многое пришлось повидать. Но тут я почувствовал, что меня начинает мутить.

Два  других  санитара держали носилки  с веснушчатым  сержантом и ждали, когда освободится стол.

К стене, стоя, прислонился высокий хирург. Не  знаю,  стар он  был  или молод. Все лицо  закрывала желтоватая марлевая маска. Только глаза.  Знаете, какие у  него  были  глаза?  Я  даже не  уверен,  что  он  заметил меня.  Он молитвенно сложил руки в резиновых перчатках. Он держал их чуть ниже лица. А спиной ко мне  стояла та  самая девушка.  В  первое мгновение, когда  из-под халата  хирурга она  извлекла стеклянную  банку, я  еще не понимал,  что она делает. Но пока она поправляла его халат, я увидел, что в банке моча.

Десять минут необходимо хирургу, чтобы помыть руки перед операцией... Так рассказал нам когда-то батальонный фельдшер.

Меня не заметили.  Я тихо затворил за собой дверь. Я  вышел  из дома.  Я покинул фольварк, даже забыв попрощаться с майором.

По размытой танковой колее я пошел разыскивать своего комбата.

1957 г.

Примечание публикатора:

Медсанбат, следующий после П.М.П. - этап эвакуации раненых. Но и там, и в последующих тыловых госпиталях лекаря не плохи (хотя об этом и говорят еще со времен Лермонтова), но слишком тяжелы травмы. Вот как это выглядит в стихотворении Дегена "Соседу по койке":

Удар болванки...
     Там...
     Когда-то...
     И счет разбитым позвонкам
     Ведет хирург из медсанбата.
     По запахам и по звонкам
     Он узнает свою палату.
     Жена не пишет.
     Что ж, она...
     Такой вот муж не многим нужен.
     Нашла себе другого мужа.
     Она не мать.
     Она - жена.
     Но знай,
     Что есть еще друзья
     В мужском содружестве железном.
     И значит - раскисать нельзя.
     И надо жить
     И быть полезным.
Декабрь 1942 г.

Здесь мужество занимает более высокое место, чем искусство лекарей и тяжесть травмы. Это воспитала война у тех, кто уцелел.
Вездесущая Украина

Я не ожидал, что ситуация на Украине вдруг окажется в колонке Иона Дегена. Но Деген прислал мне сообщение из нескольких строк. Вот оно:




Сообщение!

Совет безопасности ООН

встревожен обстановкой на Украине

в связи с тем что нет возможности

обвинить в этом Израиль

Примечание публикатора

В этой шутке только доля шутки. Израильская пресса, иногда серьезно, иногда в ироническом ключе, пишет о том, что вряд ли экономические и политические санкции заставят властные структуры России изменить свою позицию, которая публично провозглашена, оформлена в ряде документов, и если США и Евросоюз настроены решительно, им нужно задуматься о вводе на Украину миротворческих сил. Но что это будут за силы? Это не могут быть силы НАТО: Украина не является членом этой организации.  Это могут быть миротворческие силы под эгидой ООН, но решение об этом должен принять Совет Безопасности, где Россия имеет право вето. Единство всех постоянных членов Совета Безопасности достигалось только тогда, когда и США, и страны Евросоюза, и Россия осуждали Израиль за то, что обозначалолсь термином "немотивированные агрессивные акции". Но эта спасительная формулировка не может создать видимость единства в отношении ситуации в Крыму и на Украине. Именно на это указывают присланные Дегеном иронические строки о том, что Совет Безопасности ООН встревожен невозможностью обвинить Израиль в нынешней ситуации на Украине.

И меня, и Дегена интересует Украина. Деген родился на Украине и прожил там до отъезда из Советского Союза, я прожил на Украине значительную часть своей жизни и на собственной шкуре убедился в том, что единой Украины не существовало никогда. Вот почему тема Украины неожиданно вошла в колонку Дегена и связанное с этой колонкой примечание публикатора.

Что вы думаете об этом, мои дорогие друзья и читатели? Мне было бы интересно понять, как распределяются мнения в аудитории, которая читает мой журнал и сайт.  Жду ваших мнений.

До связи,

Ф.Березин

Этот пост на сайте

война, Колонка Иона Дегена, Деген, Украина

Previous post Next post
Up