Мир ещё на ногах, но трагический сценарий развития событий приближается вплотную.
Продолжение крутого поворота. 22
(Здесь и далее рассказ и все диалоги приводятся со слов Дмитрия).
- Надежда Николаевна часто вспоминает Будкера. Твоя, Юрий, фраза «С учителем ей повезло», может спрягаться в зависимости от того, кто её произносит. Вот ты, - Дмитрий
(
Read more... )
Учителя действительно важны в начале становления исследователя для того, чтобы отличить важное от того, чем можно пренебречь. Это действительно экономит время, необходимое для приобретения опыта. С методиками сложнее. Методики изменяются по мере развития науки, и важно, чтобы учитель это подчеркнул: "На _данный_ момент для этого существуют вот такие методики. А развитие новых методик, менее трудоемких и более точных - одна из ваших задач". Как пример могу привести катехоламины. Когда я начинал, были известен только адреналин, все остальные катехоламины, их предшественники и метаболиты объединялись в группу "адреноподобные вещества". Потом стали известны дофамин, норадреналин, их предшественники и метаболиты. Это тоже был процесс, потому что первым был выделен норадреналин и последовательно все остальные. Тогда доминирующей методикой был электрофорез. Сейчас достоверными признаются только результаты, полученные радиоиммунным методом. Хотя тут есть свои сложности: далеко не каждый сочтет, что работа с радиоактивными изотопами безопасна, несмотря на все меры предосторожности.
Примером того, что применение радиоактивных методик может наталкиваться на сопротивление, служит опыт женщины, которая в Советском Союзе была профессором и сочла, что, уехав в Израиль, не стоит повторно делать карьеру, и стала специалистам по методике. И руководитель темы, в которой она определяла только методическую часть, обосновывая участие в проекте 70-летней женщины, написал: "Молодые боятся работать с радиоизотопами".
Сейчас все это преподают на медицинских факультетах и в медицинских университетах в теоретических курсах. А я был сначала свидетелем, а потом участником становления этих представлений.
Полагаю, что выходить из стрессовых ситуаций без потерь помогает не предвосхищение пессимистического сценария, а личный опыт выхода из стрессогенных ситуаций. Механизмы стресса всегда одинаковы и не зависят от особенностей конкретной ситуации.
Дмитрий был человеком теории. И концепцию развития своих отношений с Кариной сформировал задолго до того, как в связи с переменой социального статуса и Карины, и Дмитрия стали меняться их отношения. Поэтому это было сознательное действие. Карина была точкой соприкосновения мира теории и мира контекста, мира мифа. Дмитрий нуждался в такой точке, хотя заранее знал, что эту возможность потеряет. Дмитрий, естественно, не посвящал родителей в тот сценарий развития взаимоотношений с Кариной, который считал единственно возможным. А они были людьми старых правил и считали, что муж должен жить вместе с женой. Официальное оформление брака нужно было преимущественно Карине, потому что сразу повышало ее статус. Для самих отношений это было незначимо. После того как в квартире Карины были созданы такие же условия "своего кабинета", Дмитрий пришел к выводу, что на расстоянии, которое даже пешком можно пройти максимум за час, а при наличии машины расстояния просто не существует (автомобильные пробки тогда были очень редким явлением), проблемы выбора жилища для него не существует.
Ф.Березин
Reply
Можно ли считать, что сознательное участие в стрессовых ситуациях (от прыжков с парашютом до ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф) улучшает адаптацию к возможным будущим стрессам (в том числе в областях связанных с личными отношениями, статусом и признанием в референтной группе) и такого рода деятельность целесообразна для улучшения неспецифической адаптивности?
Reply
Не бывет стрессовых ситуаций. Ситуации могут быть только стрессогенными, то есть порождающими стресс у большей части популяции. Нет ситуций, которые были бы стрессогенны для каждого, и нет ситуаций, которые не были бы стрессогенными ни для одного человека. С этой поправкой можно считать, что люди, которые приобрели навык к преодолевающему поведению в стрессогенных ситуациях, будут лучше адаптироваться в иных ситуациях, которые они воспринимают как стрессогенные.
Ф.Березин
Reply
Leave a comment