479. Мир на ногах и вверх ногами. Нарушение социального статуса и жизненных ценностей.

Nov 08, 2012 19:04


Мир ещё на ногах, но трагический сценарий развития событий приближается вплотную.
Продолжение крутого поворота. 22
(Здесь и далее рассказ и все диалоги приводятся со слов Дмитрия).
- Надежда Николаевна часто вспоминает Будкера. Твоя, Юрий, фраза «С учителем ей повезло», может спрягаться в зависимости от того, кто её произносит. Вот ты, - Дмитрий ( Read more... )

жизненные ценности, эмоциональный стресс, микросоциальное взаимодействие, Дмитрий, социальный статус, психический стресс

Leave a comment

fireredd November 9 2012, 14:00:37 UTC
Уважаемый Феликс Борисович, вот мои ответы:
1) Как вы оцениваете роль учителя в профессиональном становлении, в частности, в становлении исследователя? Насколько вы согласны с мнением Слуцкого об уходящем поколении учителей: «Умирают мои старики, мои боги, мои педагоги, пролагатели торной дороги, где шаги мои были легки»?
Обычно учителя показывают в выбранном направлении исследований, что важно, а что второстепенно, какие методы в каком случае более предпочтительны, их советы и указания позволяют экономить время и оптимально достигать желаемого результата. Хорошие учителя помогают начинающим учёным, получить быстро правильный опыт.

2) Считаете ли вы полезным предвосхищение сложных ситуаций, хотя это и может вызывать тревогу? Возможно ли заранее выработать линию поведения в ещё неизвестных ситуациях?
Да предвосхищение сложных ситуаций необходимо, чтобы выработь у исследователя точное понимание его стратегии в непредвиденной ситуации. Тем самым у попавшего в стрессовую ситуацию, будет больше шансов выйти из неё "без потерь", то есть максимально точно решить появившиеся проблемы.

3) Насколько адекватной была позиция Карины по поводу места проживания Дмитрия? Удивляет ли Вас, что его родители к этой позиции присоединились?
Ситуция с Кариной для меня и понятная и нет. По-мойму они женятся по расчёту, зачем это Карине мне понятно, зачем это Дмитрию нет, мне кажется это была его большая ошибка. Адекватная ли позиция Карины? наверно да, зачем жениться и продолжать жить отдельно друг от друга? Родители Дмитрия скорее всего не в курсе всех отношений сына с невесткой, но их тоже удивляет их раздельное проживание после женитьбы.

Reply

berezin_fb November 9 2012, 19:41:03 UTC
Глубокоуважаемый Виталий!
Учителя действительно важны в начале становления исследователя для того, чтобы отличить важное от того, чем можно пренебречь. Это действительно экономит время, необходимое для приобретения опыта. С методиками сложнее. Методики изменяются по мере развития науки, и важно, чтобы учитель это подчеркнул: "На _данный_ момент для этого существуют вот такие методики. А развитие новых методик, менее трудоемких и более точных - одна из ваших задач". Как пример могу привести катехоламины. Когда я начинал, были известен только адреналин, все остальные катехоламины, их предшественники и метаболиты объединялись в группу "адреноподобные вещества". Потом стали известны дофамин, норадреналин, их предшественники и метаболиты. Это тоже был процесс, потому что первым был выделен норадреналин и последовательно все остальные. Тогда доминирующей методикой был электрофорез. Сейчас достоверными признаются только результаты, полученные радиоиммунным методом. Хотя тут есть свои сложности: далеко не каждый сочтет, что работа с радиоактивными изотопами безопасна, несмотря на все меры предосторожности.
Примером того, что применение радиоактивных методик может наталкиваться на сопротивление, служит опыт женщины, которая в Советском Союзе была профессором и сочла, что, уехав в Израиль, не стоит повторно делать карьеру, и стала специалистам по методике. И руководитель темы, в которой она определяла только методическую часть, обосновывая участие в проекте 70-летней женщины, написал: "Молодые боятся работать с радиоизотопами".
Сейчас все это преподают на медицинских факультетах и в медицинских университетах в теоретических курсах. А я был сначала свидетелем, а потом участником становления этих представлений.
Полагаю, что выходить из стрессовых ситуаций без потерь помогает не предвосхищение пессимистического сценария, а личный опыт выхода из стрессогенных ситуаций. Механизмы стресса всегда одинаковы и не зависят от особенностей конкретной ситуации.
Дмитрий был человеком теории. И концепцию развития своих отношений с Кариной сформировал задолго до того, как в связи с переменой социального статуса и Карины, и Дмитрия стали меняться их отношения. Поэтому это было сознательное действие. Карина была точкой соприкосновения мира теории и мира контекста, мира мифа. Дмитрий нуждался в такой точке, хотя заранее знал, что эту возможность потеряет. Дмитрий, естественно, не посвящал родителей в тот сценарий развития взаимоотношений с Кариной, который считал единственно возможным. А они были людьми старых правил и считали, что муж должен жить вместе с женой. Официальное оформление брака нужно было преимущественно Карине, потому что сразу повышало ее статус. Для самих отношений это было незначимо. После того как в квартире Карины были созданы такие же условия "своего кабинета", Дмитрий пришел к выводу, что на расстоянии, которое даже пешком можно пройти максимум за час, а при наличии машины расстояния просто не существует (автомобильные пробки тогда были очень редким явлением), проблемы выбора жилища для него не существует.
Ф.Березин

Reply

rigidus November 21 2012, 16:49:28 UTC
Глубокоуважаемый Феликс Борисович, вы пишете: "Полагаю, что выходить из стрессовых ситуаций без потерь помогает не предвосхищение пессимистического сценария, а личный опыт выхода из стрессогенных ситуаций. Механизмы стресса всегда одинаковы и не зависят от особенностей конкретной ситуации."

Можно ли считать, что сознательное участие в стрессовых ситуациях (от прыжков с парашютом до ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф) улучшает адаптацию к возможным будущим стрессам (в том числе в областях связанных с личными отношениями, статусом и признанием в референтной группе) и такого рода деятельность целесообразна для улучшения неспецифической адаптивности?

Reply

berezin_fb November 22 2012, 01:48:20 UTC
Глубокоуважаемый Михаил!
Не бывет стрессовых ситуаций. Ситуации могут быть только стрессогенными, то есть порождающими стресс у большей части популяции. Нет ситуций, которые были бы стрессогенны для каждого, и нет ситуаций, которые не были бы стрессогенными ни для одного человека. С этой поправкой можно считать, что люди, которые приобрели навык к преодолевающему поведению в стрессогенных ситуациях, будут лучше адаптироваться в иных ситуациях, которые они воспринимают как стрессогенные.
Ф.Березин

Reply


Leave a comment

Up