Сегодня мы подводим итоги конкурса "Старый слайд, который порождает новые вопросы". Только один человек дал правильный ответ на вопрос "что здесь изображено". Повторю иллюстрацию. ( Читать дальше ... )
При глубоком проникновении в любую область знаний обнаруживается много неизвестных непосвященному тонкостей. Я недавно читала книжку о шрифтах - оказывается, сколько люди бьются над созданием гармоничных шрифтов! Засечки, плавные утолщения, "капли" на концах, золотое сечение - и все это для того, чтоб набранное этим шрифтом было легче воспринимать (или наоборот, сложнее). Целая наука и своя класификация. А тем, кто не занимается полиграфией, кажется, что буква "о" всегда буква "о", лишь бы не заменялась на "а", когда не надо...
Когда я только начинала изучать эмбриологию, мне тоже казалось, что верное для морского ежа можно переносить и на позвоночных. На самом деле морской еж просто очень красивый, с крупными прозрачными клетками, не нужна особенно хорошая оптика, чтобы наблюдать его развитие. Но я видела под мощным бинокуляром, как мышиный эмбрион становится из двухклеточного четырехклеточным, а затем восьмиклеточным, снимала с двух четырехклеточных оболочки, они сливались в один восьмиклеточный, потом у суррогатных мышиных матерей рождались химерные мышата! А эмбриологи и эволюционисты все продолжают углубляться в детали, им даже недостаточно развития одного вида лягушки, нужно все изучить! Морской еж и млекопитающие похожи тем, что их яйца содержат мало желтка, и поэтому клетки делятся целиком и быстро. У лягушек и рыб другая история. И вообще оказывается, что даже классические данные надо постоянно перепроверять. Например, все учат типы гаструляции по Мечникову, он наблюдал их у кишечнополостных, вернее, у зафиксированных и порезанных кишечнополостных. Целый эволюционный ряд выстроил: инвагинация, расслоение, униполярная миграция, мультиполярная миграция... (то есть наоборот, инвагинация у него самая продвинутая получилась). Так вот в работах Юлии Краус, относительно недавних, сделанных в последние 20 лет, было показано, что все эти типы гаструляции встречаются у одних и тех же видов кишечнополостных, наблюдается и большое число переходных вариантов, и даже у одного и того же зародыша на одном конце впячивание, а на другом клетки по отдельности устремляются вовнутрь, в общем, Мечников наблюдал индивидуальную изменчивость способов, которыми однослойный зародыш превращается в двуслойный, но тогда этого не понял. Хотя теория Мечникова все равно используется, но наверное, если бы у него было столько современных данных, он бы понял, что наблюдает не результат эволюции, а сам процесс.
Под "химией" я разумела дорогостоящие реактивы, как для молекулярной биологии.
Анекдот в тему. Ректор МГУ рассматривает заявку от физфака: "Ну и аппетиты! Один синхрофазотрон сколько стоит! Куда лучше математики: просят только бумагу, карандаши и ластики. Хотя... философы еще лучше: им и ластиков не надо".
Дорогая Наташа! Да, когда углубляешься в рассмотрение какого-нибудь вопроса, возникает больше вопросов, чем ответов. Здесь уместна аналогия с воздушным шаром: если внутри шара содержатся вопросы, на которые уже дан ответ, а снаружи - вопросы, на которые ответа нет, то чем больше наполняется шар, тем больше площадь поверхности контакта с теми областями знания, в которых ему еще нужно искать ответы. Поэтому увеличение знаний дает постоянный стимул к развитию науки. Всегда благодарный Вам, Ф.Березин
Когда я только начинала изучать эмбриологию, мне тоже казалось, что верное для морского ежа можно переносить и на позвоночных. На самом деле морской еж просто очень красивый, с крупными прозрачными клетками, не нужна особенно хорошая оптика, чтобы наблюдать его развитие. Но я видела под мощным бинокуляром, как мышиный эмбрион становится из двухклеточного четырехклеточным, а затем восьмиклеточным, снимала с двух четырехклеточных оболочки, они сливались в один восьмиклеточный, потом у суррогатных мышиных матерей рождались химерные мышата! А эмбриологи и эволюционисты все продолжают углубляться в детали, им даже недостаточно развития одного вида лягушки, нужно все изучить! Морской еж и млекопитающие похожи тем, что их яйца содержат мало желтка, и поэтому клетки делятся целиком и быстро. У лягушек и рыб другая история. И вообще оказывается, что даже классические данные надо постоянно перепроверять. Например, все учат типы гаструляции по Мечникову, он наблюдал их у кишечнополостных, вернее, у зафиксированных и порезанных кишечнополостных. Целый эволюционный ряд выстроил: инвагинация, расслоение, униполярная миграция, мультиполярная миграция... (то есть наоборот, инвагинация у него самая продвинутая получилась). Так вот в работах Юлии Краус, относительно недавних, сделанных в последние 20 лет, было показано, что все эти типы гаструляции встречаются у одних и тех же видов кишечнополостных, наблюдается и большое число переходных вариантов, и даже у одного и того же зародыша на одном конце впячивание, а на другом клетки по отдельности устремляются вовнутрь, в общем, Мечников наблюдал индивидуальную изменчивость способов, которыми однослойный зародыш превращается в двуслойный, но тогда этого не понял. Хотя теория Мечникова все равно используется, но наверное, если бы у него было столько современных данных, он бы понял, что наблюдает не результат эволюции, а сам процесс.
Под "химией" я разумела дорогостоящие реактивы, как для молекулярной биологии.
Анекдот в тему. Ректор МГУ рассматривает заявку от физфака: "Ну и аппетиты! Один синхрофазотрон сколько стоит! Куда лучше математики: просят только бумагу, карандаши и ластики. Хотя... философы еще лучше: им и ластиков не надо".
Reply
Да, когда углубляешься в рассмотрение какого-нибудь вопроса, возникает больше вопросов, чем ответов. Здесь уместна аналогия с воздушным шаром: если внутри шара содержатся вопросы, на которые уже дан ответ, а снаружи - вопросы, на которые ответа нет, то чем больше наполняется шар, тем больше площадь поверхности контакта с теми областями знания, в которых ему еще нужно искать ответы. Поэтому увеличение знаний дает постоянный стимул к развитию науки.
Всегда благодарный Вам,
Ф.Березин
Reply
Leave a comment