Мы возвращались из Индии, где пробыли месяц по приглашению представительства Всемирной организации здравоохранения. Мы приезжали в Индию для изучения психотерапевтических методов, которые применялись в традиционной индийской медицине.
Мы были едва ли не первыми российскими психотерапевтами, которые были приглашены в Индию после распада СССР. В это время в Индии осторожно относились к людям, получившим медицинское образование в России после 1991 года. В перспективе предполагалось, что дипломы медицинских институтов, выданные в России после распада СССР не будут давать право врачебной деятельности в Индии, во всяком случае, без дополнительной практики в Индии под руководством индийских врачей, положительного отзыва индийского врача, руководившего этой практикой, и повторной сдачи государственных экзаменов (впоследствии такое решение было принято). Это породило напряжённые отношения между министерствами здравоохранения Индии и России, и приглашение нам было направлено не министерством здравоохранения Индии, а представительством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по Юго-Восточной Азии, штабквартира которой находилась в Нью-Дели. Приглашение в Индию мы получили благодаря рекомендации доктора медицины, который долго занимался вопросами соотношения западной и индийской психотерапии, ежегодно читал лекции об этом в США, и один раз приехал в Россию. Посещение иностранцами кафедры психиатрии и медицинской психологии Первого ММИ, который тогда, насколько я помню, назывался Медицинской Академией, в это время уже не встречало трудностей, а моя лаборатория ещё существовала. Я пригласил его в лабораторию и мы долго обсуждали особенности западных психотерапевтических школ и традиционной индийской психотерапии. Он подарил мне свою книгу на эту тему. Я понимал, что вероятность издания перевода этой книги в России невелика, но, на всякий случай, спросил его, разрешит ли он такое издание, если оно станет возможным, и потребует ли он за него гонорар. Его ответ я понял даже без переводчика: “I get enough”, и потом добавил: «Издание такой книги, интересной только специалистам в этой области, маловероятно в современной России. Но вам лучше всего составить представление при непосредственном знакомстве с состоянием вопроса в Индии. Я попробую организовать вам приглашения в Индию за счёт приглашающей стороны».
Нью-Дели. Уличная зарисовка.
Фото:
luckywanderer Я не принял всерьёз это обещание, но примерно через полгода получил письмо из представительства ВОЗ по Юго-Восточной Азии с просьбой подтвердить согласие на приезд в Индию для непосредственного общения с людьми, занимающимися в Индии традиционными методами психотерапии. Представительство ВОЗ брало на себя расходы по этой поездке. Приглашение было направлено лично мне, но предусматривало, что возможна оплата поездки и для одного сопровождающего лица. Елена Дмитриевна, которая тогда вела курс психотерапии на факультете усовершенствования врачей, посмеялась этой формулировке, и сказала, что её гордость не пострадает, если она поедет со мной в качестве сопровождающего лица.
Это была очень интересная поездка. Мы общались со многими специалистами, которые вносили элементы методов традиционной для Индии психотерапии в западные методики. Мы общались и с теми, кто занимался психотерапией чисто традиционными для Индии методами, включая «учителей релаксации». Эти специалисты считали, что способность к глубокой релаксации и умение медитировать в этом состоянии может оказать достаточный психотерапевтических эффект при любых нежелательных психологических изменениях (привычного мне термина «нарушение психической адаптации» они не употребляли). Когда я поинтересовался, как они справляются с психосоматическими расстройствами, они ответили, что при таких расстройствах они советуют своим пациентам обращаться в Институт йоги, потому что именно методы йоги наиболее адекватны для таких расстройств. Они выразили готовность организовать нам посещение этого института.
Человек, который организовал нам поездку в Индию, время от времени приглашал нас к себе в гости, и это тоже было интересно, потому что он жил в особом врачебном квартале. Квартал был обнесен высокой оградой, в сторожевой «будке» возле калитки, через которую можно было пройти в квартал, круглосуточно дежурил сикх-сардар. Хотя слово «сардар» у сикхов означает определённый титул, в Нью-Дели так называли любого сикха, несущего охрану. Человек, который приглашал нас в гости, звонил охраннику и просил пропустить к нему. Охранник проверял документы, чтобы убедиться, что в документах названы именно те имена, которые ему сообщил доктор медицины, и давал нам карту квартала, где был обозначен дом, в который мы должны придти.
Доктор медицины жил в большом трёхэтажном доме, нижний этаж которого был оборудован всем необходимым для приёма пациентов, а два верхних были квартирой самого доктора. Он объяснил нам, что во врачебном квартале все дома, в которых живут и работают врачи, созданы по сходному проекту. Наличие охраняемого врачебного квартала должно было обеспечить безопасность врача, к которому впервые в качестве пациента приходит человек ранее ему неизвестный (правда обычно такой человек приходил по заслуживающей доверия рекомендации), и безопасность пациентов.
Машина, в которой мы ехали, объезжала лежащих коров - священных животных не полагалось тревожить.
Фото:
levalidiya Квартира доктора медицины была обставлена по-европейски, потому что он часто читал лекции за рубежом, и коллеги из-за рубежа часто его навещали. В тот день, когда мы услышали о работе Института йоги от учителей медитации, мы были и в гостях у доктора медицины. Мы сказали ему, что собираемся посетить Институт йоги, поскольку по нашим сведениям там занимаются психосоматическими расстройствами.
- Да, действительно, - сказал он. - Я прямо сейчас позвоню человеку, который занимает в этом институте видное положение, и договорюсь о вашем визите.
Он с кем-то говорил на хинди, потом достал визитную карточку человека, с которым только что разговаривал, и дополнил указанный на ней номер телефона ещё одним номером.
- Звоните по этому номеру, - сказал доктор медицины, - тогда он сам возьмёт трубку и вы договоритесь с ним о времени визита.
Мы провели в Институте йоги весь следующий день, нам демонстрировали сочетанное влияние на психику с помощью раджа йоги, и на конкретный страдающий орган с помощью упражнений хатха йоги. Мы не могли судить о результатах лечения (эти результаты не достигались с помощью одной процедуры), но мы видели, как после этого сочетанного применения методов ражда и хатха йоги изменялись полиграфические показатели. Мы наблюдали, в частности, увеличение максимального и минимального интервала между двумя сердечными сокращениями, уменьшение разброса этого интервала, уменьшение амплитуды спонтанной КГР по сравнению с фоновой записью, почти мгновенное угашение ориентировочной реакции, увеличение удельного веса альфа-ритма на ЭЭГ и сохранение прежней амплитуды альфа-ритма (т.е. отсутствие типичной депрессии альфа-ритма - снижения его амплитуды или его полного исчезновения), когда испытуемый, сидевший с закрытыми глазами открывал глаза и освещённость глаз резко увеличивалась. То есть применение методов хатха-йоги в сочетании с методами раджа-йоги приводило к уменьшению реакций со стороны физиологических систем, которые исследовались с помощью полиграммы и энцефалограммы (это можно было назвать достижением «физиологического покоя»).
Посещения Института йоги заняли у нас последние три дня пребывания в Нью-Дели. И на следующий после этого день мы собрались возвращаться в Москву. Я позвонил в Российское посольство и попросил машину для поездки в аэропорт (они организовывали нашу встречу), но мне сказали, что они ожидают со дня на день приезда в Дели заместителя министра иностранных дел России, и им хотелось бы иметь в распоряжении посольства весь наличный транспорт.
Индия. Институт науки.
Фото:
adamo33 - Но я, - сказал мне атташе по культурным связям, - сейчас попробую договориться с посольством Украины, они расположены рядом с вашей квартирой, вам это даже удобнее, чем ехать в наш городок. Перезвоните мне через 20 минут.
Я перезвонил, и он дал мне телефон атташе по культуре украинского посольства, который обещал, что посольство даст нам машину. Посольство Украины действительно находилось от нас в двух кварталах. В условленный час машина украинского посольства подъехала к нашим воротам, мы вышли. Билеты были заказаны заранее, поэтому ехать можно было прямо к регистрации. Водитель машины, киевлянин, по-украински говорил плохо, по-русски свободно. Он сказал, что ему уже указали на это обстоятельство и он должен будет совершенствовать свой украинский. Нас быстро провели через регистрацию и мы поднялись на борт самолёта «Аэрофлота» Ил-96, который совершал регулярные рейсы Москва-Дели и Дели-Москва. Занимая места в салоне самолёта - я любил сидеть у окна, Лена предпочитала место в середине - я не ожидал никаких сюрпризов в этом полёте.
Продолжение следует.