История про орден Махно.

Jul 06, 2007 17:27

Понятное дело, что я вспомнил об этом в связи с тем, что в телевизоре показывают очередной сериал, на этот раз про Махно. Сериал, как и полагается, изрядное говно с какими-то историческими фантазиями, но дело не в этом. Мне интересен не собственно даже Махно и уж не его орден, а сам ход мыслей человека в русле эмоциональной истории. Потому как ( Read more... )

Leave a comment

Comments 25

bgfan July 6 2007, 13:46:10 UTC
Там с номерами орденов вообще жуткий бардак. Не претендую на истину, но вроде как: опубликовали указ о создании ордена и вручении №1 Блюхеру. Тут уж на местах имеющие право начали суетиться и подписывать указы о вручении номеров за номером 2, 3 и т.д. Так что изначально орденом за одним порядковым номером могло быть награждено несколько человек.
Ну а потом, действительно, происходило перенаграждение на стандартные ордена СССР. В том числе и с орденов республик. И уж тогда вся нумерация совсем полетела.

Впрочем, всё вышесказанное может быть моим заблуждением...

Reply

berezin July 6 2007, 13:52:09 UTC
Ну, не совсем так. (По сути да, но никакие указы на местах, конечно, дела не решали ( ... )

Reply


nickling July 6 2007, 14:05:58 UTC
А что означает фраза "выбирать между орденом и новыми сапогами"? За орден надо было платить?

Reply

filin July 6 2007, 14:08:35 UTC
Ну как: "Что хочешь получить - орден или новые сапоги?"

Reply

berezin July 6 2007, 14:14:36 UTC
Да нет, конечно.
Но мемуаристы вспоминали так: "В полк приходят три пары сапог, галифе и предложение наградить кого-то орденом, то есть написать представление).
Ну и народ начинает жаться.
Понятно, что мемуаристы народ такой, могут рассказывать о своём ухарстве - всё мне ни по чём, что мне орден, вот каков я был в молодости.
Но сама ситуация мне не представляется совсем уж неочевидной.

Reply

bbb July 6 2007, 14:54:47 UTC
А часто ли рядовых бойцов награждали орденом Красного знамени? Мне почему-то казалось, что реально он доставался почти исключительно командному составу, и достаточно высокого уровня - то есть тем, кто обычно ходил не в лаптях.

Reply


(The comment has been removed)

berezin July 6 2007, 14:24:52 UTC
Ну, да. Это именно та фотография.

Для сравнения:
... )

Reply

filin July 6 2007, 14:26:50 UTC
Причем носится слева и, похоже, на банте, как "Красному Знамени" и положено:

Первоначально орден ["Красное Знамя" СССР, с 1924] носили на левой стороне груди на банте из красной материи, так же, как и орден "Красное Знамя" РСФСР.
http://www.bmstu.ru/~fvo/data/ussr/ordens/defense/redflag.htm

Reply

berezin July 6 2007, 15:22:15 UTC
Возможно это вообще не орден, а нагрудный знак бойца и командира Красной Армии (был такой)

... )

Reply


tugdjae July 6 2007, 17:51:48 UTC
Прежде всего, маловероятно, что в апреле 1919 Махно мог получить от большевиков какой-то орден. 19 апреля 1919 г. Сокольников направил телграмму Раковскому и Ленину: "Бригада Махно не только сама небоеспособна, но разлагает также соседние части 9-й дивизии..." И т.д. Аналогичные телеграммы поступали и ранее. Другое дело, что в начале 1919 года Махно встречался со многими деятелями большевиков, в том числе и с Ворошиловым, и произвел на них благоприятное впечатление.

Reply

berezin July 6 2007, 18:07:19 UTC
Да, но при этом не только Раковский хвалил Махно чрезвычайно, но и Дыбенко и массса другого народа.
Как раз маловероятно, что это могло бы поизойти, скажем, в феврале 1919. И уж вовсе невероятно это после июня 1919.

А вот как рас в апреле это вероятно (более того, наличие представлений к ордену никто не отрицает).

Reply

tugdjae July 6 2007, 18:26:55 UTC
Нет, отношения очень обострились уже в начале апреля. Хвалили и писали представления как раз в феврале-марте... Никаких упоминаний о награждении я не встречал.
Вот я нашел старую беседу на "эхе МОсквы" Бунтмана с Будницким (а Будницкий человек весьма компетентный): С.БУНТМАН: Был он кавалером Красного Знамени ордена? Здесь у меня просто невероятное количество вопросов. О.БУДНИЦКИЙ: Вы знаете, это достаточно сложный вопрос, как ни странно. Он вроде бы простой, но он достаточно сложный. С.БУНТМАН: Да. О.БУДНИЦКИЙ: Потому что никаких официальных документов не существует на эту тему. Нет официальных документов. Хотя есть фотография Нестора Махно с орденом Красного Знамени на груди. И трудно себе представить, что Махно нацепил его просто так. В литературе встречаются упоминания, что он был награжден орденом Красного Знамени, но то за то-то, за это - понимаете, не за какое-то конкретное деяние. То говорят, за набег, за прорыв к ставке Деникина в Таганроге, к Таганрогу весной 1919-го года. Другой раз говорится как раз об осени 1919-го года ( ... )

Reply

berezin July 6 2007, 18:32:28 UTC
Я думаю, что награждён он не был - изъять и переправить приказы РВС и декреты ВЦИК очень сложно. Представления, я уверен были, а формального награждения - нет.
А уж что на груди - орден или совершенно законный знак - обсуждается рядом.

Reply


inq__ive July 6 2007, 19:30:23 UTC
Единственным источником информации о самом факте награждения вроде бы являются воспоминания жены Н.Махно в 1960-е годы. При том, что сам Махно в изданных при своей жизни мемуарах об этом не упоминал. Как, впрочем, и его соратники, хотя факт был примечательный. И никто-ничего, что странно.
Все остальные построения идут от рассказа жены
Подробности : http://www.mahno.ru/st/100.php
Об этом - примерно в середине текста. Извините, что не по-русски, но, думаю, суть понятна.
Начиная с 20-х чисел апреля 1919 года Махно уже полным ходом оправдывался за неудачные действия после взятия Мариуполя и в ответ на газетные публикации "Долой махновщину" в партийной прессе. В этих условиях награждать его вообще было бы странно.

Reply


Leave a comment

Up