История про то, что два раза не вставать

Oct 26, 2023 14:33


Очередная пятиминутка совершенно бесполезной для вас информации.

1. Вокруг меня по Сети стал ходить старый анекдот, и я убедился, как обтёсывают фольклорные жернова его детали. Не говоря уж о том, что ему присваивают авторство Довлатова и проч., и проч.
Вставлю, так сказать, Ремарку.
Это цитата из записных книжек Леонида Пантелеева «Республика ШКИД», писателя недооценённого и очень зоркого.
История в своём первом письменном виде (понятно, что Пантелееву кто-то её пересказал, не мог же он быть свидетелем этого разговора - по разным причинам):
«К А. Н. Толстому пришел переводчик Н. Говорит:
- Что за страна, что за люди! Ехал сегодня в трамвае - унылые, испуганные физиономии, ни шутки, ни смеха, ни весёлого слова!
- Не знаю, - отвечает Алексей Николаевич. - Не замечал. Наоборот, всегда видел весёлые, довольные лица, всюду смех, улыбки, оживление...
Помолчал и добавил:
- Так и передайте».
Желающим - ссылка: Пантелеев Л. Приоткрытая дверь: Рассказы, очерки, разговор с читателем. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1980. С. 293.

2. Продолжая слушать упомянутое раньше бардовское (нет) радио, я наткнулся на песню «Банкрот» Про самого автора специальный сайт сообщает «Дмитрий Михайлович Быковицкий "Невский ангел" (г.Санкт-Петербург) - автор песен». Конечно, быть Невским ангелом - занятие почётное, но мне больше интересен сам посыл текста. Там с самого начала сообщается, что автор (или же лирический герой) живёт мечтою, будто мальчик звёздный, без звона денег в кошельке. При этом он обладает лёгкой походкой.

Да, я банкрот! Ну что ж такого!
Как это, право, бестолково!
На деньги можно все купить,
За деньги можно все продать,
Вот только как бы нам себя не потерять.

Мы все родня в одной огромной колыбели.
Как жаль, что руки вместо крыльев нам даны.
Мы песню главную с тобой еще не спели.
Дай руку, друг! Дай руку, друг!
Услышь призывный сердца стук!
Поверь, что все мы для полета рождены.

Ну и дальше автор (в 1984 году) сообщает, что хоть ему твердят, что пусты его карманы и общество требует солидности, он не унывает:

Я лучше песнями расплачиваться стану.
Чем деньги радостно считать,
Учи детей своих летать,
Чтобы надежду на рубли не разменять.

Стихи, и правда дурны, но размышляя над ними, понятно, что это очень интересная дилемма, что-то вроде знаменитой «Задачи вагонетки». Есть буржуазный мир (он был даже при развитом социализме, и я помню 1984 год, я жил тогда), которому противостоит художник или поэт. Он говорит: моя духовность выше ваших презренных денег. Обычно рассерженный обыватель начинает попрекать поэта тем, что он одалживается, живёт на зарплату жены или пенсию родителей. Поэт, что поумнее, вспоминает Осипа Мандельштама, который тоже одалживался, а потом его стихам, как драгоценным винам, настал черёд.
Если обыватель окажется поумнее, то он саркастически спрашивает, верно ли стихи так же прекрасны, как строки умученного Осипа Эмильевича. И нет ли тут… (Такой обыватель уже выучил слово апроприация» и знает, что оно действует как кистень.)
Спор этот бесконечен, как обсуждение Задачи о вагонетке или же задачи «Самолёт на транспортёре».
Но меланхоличному наблюдателю навроде меня интересно другое: отношение к деньгам в 1984 году и сейчас. Понятно, что это разные деньги, и хоть я и застал распределительную экономику, помню ещё яростные комсомольские диспуты о «вещизме» и статьи в «Комсомольской правде» о деньгах и духовности.
Парадокс в том, что на закате (как потом выяснилось) социализма можно было мало думать о деньгах, потому что тогда имел место совсем иной уклад жизни.

3. Этот пункт я добавил для ровного счёта, потому что курица и вся три денежки, да и та пьёт.

И, чтобы два раза не вставать - автор ценит, когда ему указывают на ошибки и опечатки.

Извините, если кого обидел
Previous post Next post
Up