Материалы к биографии академика архитектуры Ф.Г. Беренштама (1862-1937)

Jan 03, 2012 09:58


Гимн  Солнцу.

Смерть и время царят на земле,

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Вл. Соловьев.

«Бедный друг, истомил тебя путь...»

(«Из читанного» Ф.Г.Беренштама).

19 июня 1937 года. 9 часов вечера. Начинается собрание Общества «Старый Петербург - Новый Ленинград», посвященное 50-летию научной деятельности и 75-летию со дня рождения члена Совета Общества архитектора Ф.Г.Беренштама.

Свыше 80 человек, собравшихся в зале, говорят прозой и стихами, поют, вспоминают различные эпизоды из жизни Федора Густавовича. Виновник торжества пытается по возможности сократить хвалебные речи. Тем не менее долго говорит Курбатов.

Большая стрелка часов завершает первый круг в новых сутках. Заместитель председателя Совета Общества Дмитрий Андреевич Крыжановский (Председатель - Н.М.Осипов в Москве, на съезде Архитекторов) исполняет «Гимн Солнцу» собственного сочинения, ему аккомпанирует молодой пианист. Завершается собрание исполнением бравурных транскрипций Листа.

Чудная погода, дивная ночь...

Это была заслуженная оценка жизни достойного человека. К сожалению, не все было сказано в этот вечер. Тридцать  седьмой  год давал о себе знать.

Мы попытаемся восполнить пробел, добавим новые материалы.

Опубликованным нами ранее книги и статьи в периодической печати о Ф.Г.Беренштаме.

  1. Б.Васильев. В.Потапенко. Федор Густавович Беренштам. “Филателия”. СПБ. 1998 (1 выпуск).
  2. Б.Васильев. В.Потапенко. Федор Густавович Беренштам. “Филателия”. СПБ. 2004 (2 выпуск).
  3. Б.Васильев. В.Потапенко. Судьба Федора Беренштама. “Филателия”. СПБ. 1999.
  4. Б.Васильев. В.Потапенко. Академик архитектуры Ф.Г.Беренштам (1862-1937). Последние годы жизни. Письма сыну (Ф.Ф.Беренштаму). 1935-1937. “Филателия”. СПБ. 2004.
  5. В.Потапенко. Б.Васильев. Ренэ Шмерлинг и академик Ф.Г.Беренштам. “Филателия”. СПБ. 2005.
  6. В. Потапенко. Б. Васильев. Кто Вы, академик Ф.Г. Беренштам?. “Филателия”. СПБ. 2005.
  7. Б.Васильев. В. Потапенко. Весна идет (Беренштамы). “Филателия”. СПБ. 2008.
  8. В. Потапенко. Художник Галина Михайловна Линькова (1938-2004). “Филателия”. СПБ. 2008.
  9. Б.Васильев. Хранитель миллиардов. Газета “Санкт-Петербургские ведомости”. 21 ноября 1998г.
  10. Б.Васильев. В.Потапенко. Федор Густавович Беренштам. Журнал “Реквием”. № 11-12. 1998г.
  11. Б.Васильев. В.Потапенко. Беренштам и кукольный театр. Газета “Вечерний Петербург”. 12 января 1999г.
  12. В.Потапенко. А.Дьяченко. Ф.Г.Беренштам. “Независимая газета”. 16 января 1999г.
  13. Б.Васильев. В.Потапенко. В Вашем сердце, в нем рубины... Газета “Вести”. 30 января 1999г.
  14. Б.Васильев. В.Потапенко. “Из читанного” Ф.Г.Беренштама. Журнал “Книжное обозрение”. Май 1999г.
  15. Б.Васильев. В.Потапенко. Федор Беренштам, архитектор и художник. Газета “Вечерний Петербург”. 26 мая 2000г.
  16. В.Потапенко. А.Дьяченко. “Открытое письмо”. Иллюстрированная хроника открыток”. “Старая газета “Миниатюра”. № 1, 1999г.
  17. Б.Васильев. В.Потапенко. В.В.Верещагин и Ф.Г.Беренштам. “Старая газета “Миниатюра”. №  13, 2001г.
  18. Б.Васильев. В.Потапенко. Книжные знаки Ф.Г.Беренштама. “Старая газета “Миниатюра”. № 14. 2001г.
  19. В.Потапенко. Б.Васильев. Пушкин и Беренштам.

      Газета “Петербургский коллекционер”. № 1. 2002г.
  1. В.Потапенко.  “Из читанного” Ф.Г.Беренштама. журнал “Реквием”. № 4. 2003г.
  2. Б.Васильев. В.Потапенко. Надгробие А.Кони работы Ф.Г.Беренштама. Журнал “Реквием”. № 3. 2004г.
  3. Б.Васильев. В.Потапенко. Проекты почтовых марок академика Беренштама. “Старая газета “Миниатюра”.   № 25. 2004г.
  4. Б.Васильев. В.Потапенко. Поиски и находки. Цельные почтовые вещи в архивах академика Беренштама.”Старая газета “Миниатюра”. № 26. 2004г.
  5. В.Потапенко. Б.Васильев. Фритьоф Нансен и Федор Беренштам. Журнал “Реквием”. № 4 2004 - № 1. 2005г.
  6. Б.Васильев. В.Потапенко. Hoc victor esis! «Старая газета «Миниатюра». № 28. 2005г.
  7. В. Потапенко. По следам почтовой карточки. Ж. «Реквием». № 1. 2006.


Федор Густавович Беренштам.

Материалы к биографии.

Теодор Александр (Федор Густавович) Беренштам (Бернштам) (по-немецки фамилия писалась - Baerenstamm) родился 25 апреля (7 мая по н.ст.) 1862 года в Тифлисе.

Родители:

Беренштам Фридрих Васильевич (Густав Васильевич) (1829- 1884), уроженец города Митавы. В шесть лет, лишившись матери и отца, приехал к своему старшему брату - студенту Петербургского университета. В шестнадцать лет, окончив курс Петро-Павловского училища, он поступил приказчиком в книжный магазин Я.И.Исакова, одного из самых известных в то время книгопродавцев.

В своих пометках, Ф.Г. Беренштам отметил, ссылаясь на «Материалы для истории русской книжной торговли» (СПБ. 1879. Публичная библиотека. Инв. № 18.133.В.184): Исаков Яков Алексеевич открыл свой книжный магазин 17 апреля 1829 года. Будучи 12-летним мальчиком, Исаков поступил к Ивану Панькову.  Лавка была в Гостином дворе.

Комментарий к ней:

Последний книжный магазин в Гостином  Дворе был  Тов. М.О.Вольф, переименованный в «Новую деревню». В 23 году магазин переехал  в дом № 54 по проспекту  25 Октября, где окончательно прогорел. Вывеска «Тов. М.О.Вольф», надпись рельефными буквами, держалась до 22.7.1924 года, когда при окраске Гостиного Двора была снята и место было закрашено. Сам магазин до сих пор никем не занят.

Sic transit glurio numos.                                                                                 24.7. 24г.

Со своей стороны, следует отметить, что в 1843 году в Петербург приехал и  устраился  на работу к Я.А.Исакову и  М.О.Вольф (1825-1883). В 1848 году М.О.Вольф открывает в Гостином дворе собственную лавку. Многие годы  Густава Васильевича  Беренштама и  Маврикия Осиповича Вольфа связывали дружеские отношение, передавшиеся их детям и наследникам. Известно, что Ф.Г.Беренштам активно сотрудничал с издательством «Тов. М.О.Вольф». Поэтому не удивительно, что в его записях появилась  эта выписка из книги и комментарий к ней.

В 1857 году, по предложению «исправляющего Должность наместника Кавказского» князя А.И.Барятинского переехал в Тифлис и открыл первый в городе книжный магазин, ставший в дальнейшем центром книготорговли на Кавказе, потомственный почетный гражданин Тифлиса. Евангелическо-лютеранского вероисповедания.

9 августа (по ст. ст.) 1861 года он женился на Каролине Анне  (Каролине Ивановне) Монье - француженке, парижанке, приехавшей в 1961 году в Тифлис, римско-католического вероисповедания. Каролина Ивановна неплохо рисовала, а музыке училась у самого Жака Оффенбаха, став хорошей пианисткой.

Вполне возможно, что жена Густава Васильевича - Каролина Ивановна (в девичестве Монье), уроженка Парижа, тоже была знакома с Маврикием Осиповичем Вольфом еще с Парижа, где он в свое время учился.

В газете «Кавказ» за 13 ноября 1884 года, посвященной памяти Густава Васильевича Беренштама, можно узнать, в каких условиях жил и воспитывался Федор Густавович в Тифлисе.

В своих заметках Ф.Г. Беренштам отметил: «Наследовал от отца любовь к книге, от матери - любовь к искусствам».

В ноябре 1871 года Ф.Г.Беренштам поступил в 1-й класс Тифлисской классичесой гимназии, где проучился до 5-го класса.

В 1875 перешел в Тифлисское реальное училище, которое закончил в 1881 году.

В 1880 году, будучи гимназистом 6 класса, впервые приступил к печатанью статьи с иллюстрациями фресок Мцхетского монастыря и Гелайских эмалей.

Обучаясь в реальном училище, делал иллюстрации к учебнику «Основания химии» своего педагога И.Д.Бокия, переводил и рисовал две книги «Жулика Мурье» «L'art au caneose», рисовал с О.И. Шмерлингом карикатуры в журнал «Фаланга».

В 1881 году поступил на архитектурное отделение Императорской Академии художеств Петербурга. Первый год обучения в качестве вольнослушателя.

С 1882 года - академист.

В 1886 году закончил научный курс архитектурного отделения.

В 1887 году женился на Вере Александровне Пыпиной (1864-1930). 26 июня 1888 года у них родилась дочь Нина. По просьбе Александра Николаевича молодая семья Беренштамов стала жить у Пыпиных.

Женитьба и рождение дочери требовали от Федора Густавовича больше заботиться  «о хлебе насущном». В 1887 году он стал работать в археологической комиссии при Эрмитаже, оттуда в этом же году был на три месяца командирован в Армению для изучения памятников старины (архитектуры и миниатюры Армянских рукописей). В 1889 году Беренштам занял место смотрите придворных зданий Певческой капеллы.

В начале 1890 года Ф.Г. Беренштам получил диплом об окончании Императорской Академии художеств.

В конце 1889 года Федора Густавовича и Веру Александровну, да и всех их близких, поджидало большое страдание. Злой недуг вихрем унес их крошечную девочку. 21 января 1937 года в своем дневнике Ф.Г. Беренштам отметил: «Умерла в 1889 году Нина! Было для меня большое горе. Доктора не поняли ее болезни. Хворала она две недели, ходил за нею я сам. В эту ночь появилась у меня первая прядь седых волос. Погребена была на Смоленском кладбище, рядом с Гороховыми».

Многое дало Федору Густавовичу сближение с семейством Александра Николаевича Пыпина (1833-1904), известного историка русской литературы, двоюродного брата Н.Г. Чернышевского. В гостеприимном доме Пыпиных собирались многие известные люди второй половины ХIХ века. Композиторы и музыканты, писатели, поэты, политические деятели, среди них: М.А. Балакирев, С.М. Ляпунов, Ф.М. Блюменфельд, П.А. Краснокутский, В.С. Соловьев, А.А. Шахматов, П.А. Ровинский, А.Ф. Кони, С.К. Булич, Гр. Тимофеев и многие другие. Хорошее представление об этом периоде жизни Федора Густавовича дают воспоминания его первой жены Веры Александровны Пыпиной (Беренштам, по второму мужу, Ляцкой, 1864-1930), хранящиеся в различных архивах, в том числе в рукописном отделе Российской Национальной библиотеки, ф. 621, ед.хр. 1117). Благодаря А.Н. Пыпина произошло знакомство Ф.Г. Беренштама с Н.П. Кондаковым и В.В. Стасовым. Об этом свидетельствуют и заметки Федора Густавовича, посвященные памяти одного  из самых крупных учёных-гуманитариев Никодима Павловича Кондакова (1844-1925). Вот материалы этих тезисов-воспоминаний.

Памяти Н.П.Кондакова.
  1. Первая встреча.

Вечер у Ивана Михайловича Сеченова. Чайный стол.

Мария Александровна Бокова.

Чтение в рукописи  «Власть тьмы».

Знакомство. - Воспоминание о Кавказе. - История грузинского орнамента.
  1. Археологическая комиссия.

Никодим  Павлович и Иван Иванович Толстой.

Мои наброски 1884 года.

Командировка 1887 года на развалины Древней Армении.

Памятники христианства в Армении.

Эчмиадзинская библиотека.
  1. У Ник. Павловича в Крыму на обратном пути с Кавказа. Гурзуф?
  2. В Университете. Лекции и семинар по Византии.
  3. Кондаковские субботы.

Як. Ив. Смирнов, Ег. Куз. Редин, Вл.Конст. Мальмберг.

(одних уж нет, а те далеко, - как сам некогда сказал)
  1. Отчетные Палестнские выставки в Арх. ком. с 1889 по 1892г.
  2. В Публичной библиотеке и Академ. библиотеке.

Ник. Павл. хранитель отделения средних веков и  эпохи Возрождения Эрмитажа.

Действ. Член  Академии.
  1. Экспедиция на Старый Афон. 1898. Участники экспедиции: Марр,  Редин, Дм.Влас. Айналов.

Ялта. Болезнь сомнений.

Курьезы и недоразумения.

Сознание ошибок. Примирение.
  1. Встречи в Риме 1910-1911 гг. и Венеции 1913г.

Работоспособность.
  1. Последние вести, надежда на ... (окончание фразы, написанное в конце листа, не сохранилось).

Н.П.Кондаков и В.В. Стасов.

Они расходились во взглядах на многое и часто вопреки сказанному Тургеневым.

Спорь с кем хочешь, но не спорь с Владимиром Стасовым - спорили и даже временами

совсем расходились.

И все же один из лучших абсолютно беспристрастных некрологов Стасова написан

Н.П.Кондаковым  (Изв. Акад. наук, 1907 г., № 10, стр. 271-276), и его одна из лучших оценок Вл. Вас., как ученого и литератора, где все личные счеты-недоразумения совсем забыты и воздается слава Вл. Вас. за то, что «русская наука останется  ему обязанной за внесение в нее национального характера.

Еще один листик содержит следующие пометки, относящиеся к Н.П.Кондакову:

-     «Древняя архитектура Грузии», 1874г.
  • «История Византии», 1876г.
  • С 1876 г. - член Археологической комиссии

1889 г. поездка на Кавказ с Бакрадзе
  • В 1898г. - экспедиция на Афон - франц. экспедиция.
  • Карея
  • Образ «Млекопитательницы»
  • Датировал Н.П.: строго научный подход
  • Часто милый франт
  • Ronsu - легкомысл.
  • В работе неутомимый человек - необыкновенная работоспособность и любовь к работе.

-    Палестинская выставка и поездка на Афон.

На наш взляд, это тезисы каких-то выступлений-воспоминаний Ф.Г.Беренштама о Н.П.Кондакове. Так  как листики написаны в разное время и разные годы, этих выступлений было несколько.

Судя по тому, что пьеса Л.Н.Толстого «Власть тьмы» была написана в 1886 году, можно определить  время первой встречи Ф.Г.Беренштама с Н.П.Кондаковым. Вполне понятно и место встречи. Сеченов был в дружеских отношениях с Пыпиными. А Ф.Г.Беренштам был женихом, а затем и мужем Веры Пыпиной.

Иван Михайлович Сеченов, мыслитель-материалист, создатель русской физиологической школы и Мария Александровна Бокова (в девичестве - Обручева), одна из первых в истории отечественной медицины женщин-офтальмологов, в дальнейшем ставшая женой Сеченова - прототипы  известного романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Понятна и тема первого разговора Беренштама с Кондаковым. Уроженец Тифлиса Ф.Г.Беренштам свои студенческие каникулы проводил  на Кавказе, много и глубоко исследовал его древние архитектурные памятники. Так что уже при первой встрече мог состояться интересный разговор, ставший отправной точкой для последующего сотрудничества и контактов этих людей. Что подтверждают последующие тезисы его воспоминаний

В материалах приведен целый ряд фамилий известных ученых-историков, искусствоведов, в том числе упомянуто имя известного грузинского историка и археолога Димитрия Захаровича Бакрадзе (1826-1890). Со всеми этими людьми Ф.Г.Беренштам  был хорошо знаком.

Сам же Кондаков Никодим Павлович (1844-1925), русский историк византийского и древне-русского искусства, академик Петербургской Академии наук (1898), ученый с мировым именем не требует дополнительных комментариев. Добавим только, что в дневнике Ф.Г.Беренштама за 1925 год, в понедельник 16 февраля (3 февраля) помечено: † в Праге Н.П.Кондаков.

С 21 ноября 1892 года Ф.Г. Беренштам назначен исправляющим должность помощника библиотекаря, а с января 1894 года - библиотекаря Императорской Академии художеств. Эту должность, согласно Уставу Академии, мог занимать только опытный библиотекарь из числа академистов.

На листике 1926 года находим следующие записи Ф.Г. Беренштама.

Сколько лет работал при библиотеке Императорской Академии художеств?

Ответ - с первого дня, с 20 февраля 1881 года.

Следущий вопрос: Гагарин.

Ответ - дай Бог побольше таких «Дилетантов».

Оставим эту фразу без комментариев. Думаем, не случайно в записке упоминается имя Гагарина. Вся долгая жизнь Гагарина Григория Григорьевича (29.04.1810-18.01.1893), - русского рисовальщика и живописца, - принадлежала искусству. Ярчайшей страницей в творчестве художника является его «кавказская страница». Гагарин был настоящим патриотом искусства, но не будет ошибкой, если его назвать и «хранителем искусства». Ведь многие, не сохранившиеся на сегодняшний день архитектурные памятники, костюмы, фрески Кавказа живут на страницах альбомов Гагарина, на его полотнах. Он был метким и остроумным рисовальщиком, забавным карикатуристом. Во время путешествий Гагарин непременно имел при себе альбом, в который заносил карандашом или акварелью все, что останавливало на себе его внимание. Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха.

Многое сделал вице-президент Императорской Академии художеств (1859-1872)  Г.Г. Гагарин и для развития библиотеки Академии. Библиотека была впервые открыта для дневных и вечерних занятий, и число посторонних посетителей в ней скоро достигло 2.500 лиц.

Следующая фраза листика: «Каждая библиотека, как и каждый отдельный член, должна жить своей личной жизнью».

При нем была значительно расширена и активизирована деятельность библиотеки. Приобретены лучшие издания, оригинальные художественные
альбомы, уникальные фотографии, графические листы и целые коллекции. В 1896 открыт зал периодических изданий, куда выписывались все значительные художественные журналы, - отечественные и зарубежные. При этом Ф.Г. Беренштам не только расширил роль библиотеки в учебном процессе, но и

положил начало выставочной деятельности библиотеки, экспонируя рисунки и эстампы из ее фондов, а также работы выпускников Академии Художеств.

В конце ХIХ века Ф.Г. Беренштам   посещал рисовальные классы Общества поощрения художеств. В его дневниках читаем, что он  «не долго занимался у В.В. Мате и  награвировал единственную целлулоидную дощечку сухой иглой. Вкладной листок в программу благотворительного вечера на «ясли» имени  Надежды Васильевны Стасовой. Напечатано было в количестве 10 или 25 экз. (В левом углу в круге портрет Надежды Васильевны Стасовой, в правом углу работница несет младенца. Фабричная труба завода)».

В годы  работы в библиотеке Ф.Г. Беренштам активно работал в качестве художника-графика, художественного критика, художественного консультанта ряда издательств.

В 1904-1906 годах был главным редактором  журнала “Открытое письмо,  более десяти лет - редактором архитектурного отдела журнала “Зодчий”. Как художник-иллюстратор он оставил след в многочисленных периодических  изданиях начала века, внес немалый вклад в книжную графику России. Его памятники-надгробия Балакиреву, Кони, Копытову, Самусьеву и другим весьма высоко оцениваются специалистами. Среди архитектурных проектов Беренштама - дворцы, соборы, дачи.

Коллекционерам хорошо знакомы экслибрисы и открытки Общины святой Евгении, многочисленные плакаты, пригласительные билеты и программы различных вечеров и концертов, изданные по рисункам Ф.Г. Беренштама.

С именем Беренштама связано участие дореволюционной России в международных выставках.

И хотя 6 октября 1926 года в письме на имя Ф.Г.Беренштама отмечалось: “Ваши библиотечные, археологические, музейные, архитектурные труды известны всем, а художественные знания и опыт были бы для Гос. Художественного Музея в Асхабаде драгоценны... Ваш всегдашний почитатель и слуга А.А.Карелин”, но прошло время, и имя Ф.Г.Беренштама, к сожалению, забылось.

А какой это был добрый и отзывчивый человек! Все, кто его знал, говорили о Беренштаме только с восхищением. “Он всегда лидер в любом обществе. Веселый, остроумный собеседник. Всеобщий любимец, покоритель дамских сердец и эрудит во всех вопросах!” (Рада Молоканова. “Желтые листья клена”).

Ф.Г.Беренштама рисовали Репин, Щербов, Кругликова, Жаба, Визель, Фалилеев, Верейский и многие другие художники. Ему посвящали стихи.

1917 год. Пришла февральская революция, которую по словам Ф.Г.Беренштама. он “принял, как сознательный гражданин”. Начали крушить основы старого строя. Федор Густавович Беренштам в апреле 1917 года подал прошение об отставке. Приказом Комиссара Временного Правительства над бывшим Министерством Двора и Уделов (№ 13 от 6.4.17 г.) Ф.Г.Беренштам был уволен со службы согласно прошению. С 1918 по 1924 годы Федор Густавович был хранителем дворцов-музеев в Петергофе. В эти тяжелые годы Ф.Г. Беренштаму удалось спасти и сохранить дворцы и павильоны; восстановить и пустить в ход фонтаны; зарегистрировать и описать редчайшие рукописи из собрания Марии Медичи. Работая в не отапливаемых помещениях, художник отморозил руки.

Ф.Г.Беренштам был одним из организаторов библиотечных курсов в Петергофе и при Государственной Публичной библиотеке. В 1919 году он разработал шрифты для “библиотечного письма” и карточек “подвижных каталогов”. Эти материалы мы передали в рукописный отдел Российской национальной библиотеки.

С 1924 по 1930 год Ф.Г.Беренштам работал в отделе искусств

Государственной Публичной библиотеки.

В послереволюционное время Ф.Г.Беренштам был активным участником многих творческих союзов и объединений.

Ф.Г. Беренштам  сыграл значительную роль в создании профессионального кукольного театра в Ленинграде, сотрудничал с А. А. Брянцевым в организации Театра юного зрителя. В 1930-х гг. заведующий кукольным отделением техникума при этом театре, читал курс лекций по истории кукольных театров мира.

С именем Ф.Г. Беренштама связано и создание Музея А.С. Пушкина на Мойке 12, в Пушкинском Обществе он возглавлял специальную комиссию, занимавшуюся этой работой.

В ранее изданных нами книгах, опубликованных статьях мы пытались раскрыть разностороннюю деятельность Ф.Г. Беренштама. Но многие материалы (богатое эпистолярное наследие, подробные его дневники, альбомы его «вторников») пока остались не раскрытыми до конца, требуют своего изучения и публикаций.

Мы уверены, что понимание и достойная оценка роли Федора Густавовича Беренштама в развитии культуры России конца ХIХ - первой половины ХХ века, - ещё впереди.

Previous post Next post
Up