Как известно, Гоголей на Бульварном кольце тоже два, как и Пушкиных, и они точно такие же, как и Пушкины. Ну, в том смысле, что один народный, он же депортированный, а один - казённый и не депортированный. Даже депортировали их практически одного за другим: Пушкина - в 1950 г., Гоголя - в 1951. Только в случае Гоголей казённый ещё и узурпировал место, с которого депортировали народного.
Народный Гоголь, чудом избежавший пещи огненной и переплавки, спасался с 1951 г. в Донском монастыре (правда, тогда там был филиал Музея архитектуры им. Щусева), а в 1959 г. был перемещён во двор дома 7 по Никитскому (в то время ещё Суворовскому) бульвару, где он жил с 1848 г. и до самой смерти. Такой вот ему вышел подарок от советской власти к 150-летию со дня рождения. Теперь он там сидит уже во дворе собственного дома-музея. Дом-то, конечно, был не его, а графа Александра Петровича Толстого, но этот граф Толстой, хотя и был достойнейшим человеком, всё же был не из тех графов Толстых, которым дома-музеи полагаются. Так что стараниями власти постсоветской народный Гоголь узурпировал дом А.П. Толстого.
В день города на Никитском бульваре была большая книжная ярмарка, а у народного Гоголя устроили музыкальные выступления с неофициальным названием “Под носом”, играли и пели джаз и блюз.
На самом деле, как видите, под нос Гоголю сунули корзину цветов - нюхай, мол, не здоровье, но и к пению он благосклонно склоняет ухо своё. А пение действительно было хорошо и благозвучно. Это, как я понимаю, солистка Президентского оркестра Екатерина Черноусова.
А вот перед казённым Гоголем почему-то устроили выставку фирмы “Шкода”, видимо, с намёком на произведение его “Коляска” и в память монументальной той брики, на которой везли Хому Брута к панночке. Серьёзная выставка.
Ну, а что делать - казённый Гоголь же такой серьёзный и на таком высоком постаменте… Сразу ясно - не снизойдёт, не прошелестит, не пошевелится. Молодёжь и место это называет “площадь де Гоголя”. Поэтому веселое и непринуждённое устроили у него за спиной. Там были какие-то суперсовременные танцы Вот этот парень, чемпион чего-то, исполнял хип-хоп,
и я мог наглядно увидеть, что ж такое этот хип-хоп и чем он отличается от гоп-стопа.
Оказалось, что в хип-хопе корыстные побуждения лучше замаскированы, чем в гоп-стопе..Затем выступала чемпион ориенталя и лауреат Анастасия Бисерова
и я подумал, что такое действительно можно только за Гоголем. Если бы это было за Пушкиным, тот бы себе шею сломал, пытаясь обернуться.
Дальше на Гоголевском бульваре сидит только Шолохов.
У детей особым успехом пользовались плывущие кони, а я, наконец-то, понял о чём он думает. А думает он ”Ну вот, в воде я с этим табуном благополучно разминулся. А попадись я ему навстречу на суше - что бы от меня осталось? Направленная масса - страшная сила!” Шолохов-то часто думал о событиях масштабных, переломных, а нередко и трагических. Это подчёркивают и другие элементы композиции, оформленные в виде скамеек.
Тимирязев и Грибоедов как-то миновали народного и властного внимания, про Крупскую и Шухова не знаю - не добрался я до них, а вот Абая потешили - мало того, что поставили рядом с ним что-то, похожее на юрты,
так и .показательные выступления по восточным единоборствам устроили.
Не казахша-курес, конечно, но что-то похожее есть и атмосферу праздника определённо создаёт.