Ещё со школьных времён запали мне в душу строки Бернса в переводе Маршака:
С тех пор мечтаю я узнать
Загробной жизни тайну,
Чтоб после смерти нам опять
Не встретиться случайно.
и я не упускаю случая узнать хоть что-нибудь на этот счёт. Понятно, что я не мог пропустить сериал “Грач” на первом канале. Первый канал, как известно, исправно представляет нам единственно верную и официально одобренную картину мира, и я
надеялся, что про загробную жизнь он тоже выскажется со всей официальной определённостью. Ан нет, оказалось, что в загробном мире правила и понятия не менее запутанные, чем в нашем тварном мире в России.
Сюжетная линия сериала следующая: получив бандитскую пулю в лоб, майор милиции Грачёв готовится отдать богу душу, однако это у него не получается - дорогу ему преграждают неприкаянные души, одна из которых отправляет душу Грачёва обратно в тело. Почему эти души решились выйти на Большую Дорогу не совсем понятно, но аналогии с шахтёрами и пенсионерами, блокирующими железные дороги или шоссе просматриваются чётко, и создаётся впечатление, что прав был Сальери, когда говорил “Нет правды на земле. Но нет её и выше”. Призрак девочки, душа которой вернула душу Грачёва в тело, начинает являться Грачёву, из чего тот делает вывод, что нужно расследовать её убийство. После успешного окончания расследования призрак девочки перестаёт являться, но зато начинает являться другой призрак, и зритель понимает, что
неприкаянные души выстроились в очередь, и пока Грачёв всю очередь не обслужит, они его душе расстаться с телом не дадут. Этим инициативным душам почему-то важно, чтобы справедливость свершилась именно на земле. Видимо, как они не находили справедливости при жизни, так не нашли её и после смерти - совершенно ясно, что их не пускают ни в рай, ни в ад, а чистилище в православии не предусмотрено.
В последующих сериях становится ясно, что души эти организованы не только в порядке очерёдности, но и по территориальному признаку - все убийства произошли на подведомственной майору территории, которая охватывает немаленький областной город. Что за город - неизвестно, ясно только, что не Рязань, потому что про рязанских говорят как про иногородних. Ясно также, что эти невъездные души либо сами как-то объединились по принципу землячества, либо были объединены местной администрацией, и маются в таком состоянии уже довольно долго - самое старое убийство было совершено ещё 9 лет назад, а самые свежие - более 40 дней назад. Скорее всего, души, столкнувшись с ограничениями на перемещение, сначала писали заявления типа:
“Прошу покарать моего убийцу наложеиием проклятия на него и род его до двенадцатого колена, Да живут они в скорби и мучениях, стенаниях и скрежете зубовном.
В моей просьбе прошу не отказать.”
или
“Прошу зарезать моего убийцу, как вы зарезали царевича Дмитрия.”
и получали отказы в прямом вмешательстве высших сил со ссылкой на то, что сейчас не времена раннего христианства, когда можно было напрямую помогать святым для демонстрации силы, а время восторжествовавшей духовности, когда нужно справляться своими силами. Вот и предложили им самим найти живого специалиста, которому подведомственна соответствующая территория, и обеспечить его работу. Они и делают, что могут и как могут - и души, и специалист Грачёв.
Действие происходит осенью 2010 г., в президентство Медведева, когда, видимо, были возможны отдельные недостатки и недоработки. Россия, правда, какая-то альтернативная.
Грачёва, например, показывают не батюшке-специалисту, а вульгарному психологу. Ни церковь, ни представители РПЦ в сериале вообще не встречаются, и все персонажи ведут себя так, как будто про православие никогда и не слышали..
Интересно, что сериал начали демонстрировать перед китайским Новым годом, как раз когда в Китае в каждой семье сжигают изображение Цзао-вана, который должен представить годовой отчёт о жизни семьи небесному начальству. В китайской-то традиции общение с душами умерших - естественная составная часть следственно-розыскных действий, да и привлечение живых специалистов к участию в деятельности комиссий духов - дело нередкое. Привлекаемым государственным чиновникам часто приходи лось преодолевать когнитивный диссонанс - занимаемое положение обязывало их в духов не верить, поскольку конфуцианская идеология духов не предусматривала. И ничего, справлялись, сохранились сведения о плодотворном сотрудничестве государственных органов с местными духами.