Яркая картина инаугурации Путина в совершенно безлюдном городе поразила многих. Молодые говорили, что это постапокалиптическая картина (хотя вряд ли мы много знаем о том, какие бывают Апокалипсисы и как они протекают). Я никогда не любил постапокалиптической литературы и фильмов, и ассоциаций таких не наработал, поэтому мне вспомнилась сказка Ю.Томина “Шёл по городу волшебник”.
Сказка вышла в 1963 г. До того, кажется, публиковалась в журнале “Костёр”. Герой сказки, ленинградский четвероклассник Толик Рыжков, убегая от мента (ну, по-тогдашнему, мусора),
чудесным образом попадает в комнату, в которой “мальчик с очень голубыми и очень холодными глазами” считает спичечные коробки. За время, пока мальчик сосчитал коробки с 300001 по 300009, Толик успел создать конфликтную ситуацию и вынужден был бежать уже от мальчика, машинально прихватив с собой один коробок. А что ему было делать, если “глаза на лице мальчика разгорались все ярче, они становились все голубее и прозрачнее, а Толик пятился и пятился, но не мог отвернуться, словно боялся, что его ударят в спину”?
Конечно же, попал он от мальчика прямо к мусору (который, кстати, в процессе погони совсем не машинально вырвал у Толика сумку с батоном). То, что в сумке ленинградского школьника был батон, который в их городе вроде бы называется булкой, мне тоже непонятно. Возможно и художник ошибся, а на самом деле в сумке лежало что-то неизвестное нам с художником и называемое в Питере “батон”. Затем оказалось, что спички волшебные. Говоря по-современному, это были одноразовые артефакты выполнения желаний, изготовленные в виде спичек и расфасованные в спичечные коробки. Активизация артефакта производилась его разламыванием при загадывании желания.
Мальчик с голубыми глазами, далее именуемый Волшебником, выслеживает Толика с целью отобрать у него коробок (чтобы восстановить монополию), а заодно и завербовать в друзья.
Оказалось, что два года назад к Волшебнику каким-то образом попал коробок с волшебными спичками. Будучи прирождённым трейдером (а может и девелопером в одном из значений этого слова), Волшебник на первой спичке выявил её волшебные свойства, вторую израсходовал на заказ 100 порций мороженого, а третью использовал, чтобы заказать миллион коробков таких же волшебных спичек. Хотя у него и был явный коммерческий дар, но опыта и знания логистики и обычаев делового оборота явно не хватало, поэтому он не догадался заказать эти коробки в соответствующей упаковке, поэтому последующие 1,5 года пересчитывал их вручную. Вначале, правда, он принял необходимые меры предосторожности - скрылся во вчерашний день, где никто не мог до него добраться. Очень благоразумно, потому что в СССР он с таким счастьем на свободе бы остался недолго. Это был не совсем вчерашний Ленинград, а скорее какое-то сконструированное пространство с ленинградскими зданиями. Вот, что увидел Толик, после того как Волшебник увёл его к себе вербовать в друзья:
“Он увидел пустынную площадь, залитую асфальтом. Вокруг площади стояли здания, которые тоже показались Толику знакомыми. Они были двух- и трехэтажными, с колоннами, башенками, громадными зеркальными окнами - здания старинной постройки, похожие одновременно и на дворцы и на магазины.
«Универмаг Гостиный Двор», - прочитал Толик надпись на одном из длиннющих зданий. На другом было написано: «Детский мир», на третьем - «Лакомка». Это была площадь магазинов. Толик не узнал эти магазины потому, что они стояли все подряд, вместе, хотя должны были находиться на разных улицах города.
И теперь стало понятно, почему ни одного звука не доносилось из раскрытых окон. На площади не было ни одного человека, ни одного автомобиля, ни даже хотя бы голубя - не было ничего, что могло разговаривать, шуметь или двигаться. В зеркальных витринах безмолвно застыли манекены, протягивая неизвестно кому яркие полотна материи. На мертвой площади манекены и сами казались мертвецами, но Толик даже обрадовался им, потому что они хоть чуточку походили на людей.
И все же смотреть на пустынную, залитую ярким солнечным светом площадь было почему-то неприятно. Никто не входил в распахнутые двери магазинов и никто не выходил из них. Никого не было видно за окнами лестничных переходов. Магазины стояли навытяжку, как часовые, в ожидании неведомых покупателей.
Больше на площади ничего не было. Даже ветра не было.”
Вот это описание мне и вспомнилось, когда я смотрел на фотографии Москвы в день третьей инаугурации Путина. И я подумал, что вполне возможно, что и сам Путин если не читал, то слышал об этой книжке. Ведь в 1963 г., когда она вышла, ему исполнялось 11 лет. Если считать по дате выхода книжки, то Путин одногодок Толика Рыжкова и года на два младше Волшебника . Возможное сходство, конечно же, случайно. В экранизации книги (“Тайна железной двери”, 1971 г.) Волшебник выглядел вот так
Правда, глаза у него карие. Какого цвета глаза у Путина я не знаю. Мне всегда казалось, что оловянные, но некоторые пишут, что голубые, а некоторые - что карие (
http://popovvlad.livejournal.com/81400.html). Да это и не важно. Важно то, что Волшебник забыл о родственниках (друзей у него и не было), завёл себе дворец в 44 этажа, 30 катеров и теплоход, 30 автомобилей, изолировался от всех и занимался потреблением и подсчётом коробков, но при этом ни от кого ничего не требовал и никому не мешал (кроме Толика и его друга Мишки, но те первые начали). Может быть, эти волшебные спички и отнимали у кого-то жизненную силу, ману или что-то ещё такое же ценное, но доказательств этому в книге нет. В любом случае ни славный город Ленинград, ни СССР в целом от его деятельности никак не страдали. То есть, ни назвать его вором, ни предъявить ему иного уголовного обвинения было нельзя (даже если забыть про его возраст). Он осуждается в соответствии с декларируемой советской моралью как собственник, жадина, эгоист и моральный урод. Он, например, говорит Толику “Тогда мы с тобой будем дружить. Ты будешь мне во всем подчиняться.” “Я уверен, что мы станем большими друзьями. Здесь ты получишь все что угодно. Мы будем самыми счастливыми людьми в мире.”
А с его роботом-силовиком у Толика был такой диалог:
- А ты сам-то знаешь, что такое друг?
- Друг делает подарки: дворец и магазины.
Суммарно автор определяет своё отношение к нему так “А лентяи и жадины, и вообще все, кто мечтает прожить жизнь ничего не делая, должны знать: во вчерашнем дне они - желанные гости. Там их ждет мальчик с голубыми глазами, о котором мне вспоминать настолько противно, что я даже не хочу рассказывать, кто он и откуда взялся.”
Будучи по происхождению советским человеком, я в общем-то до сих пор в основном согласен с отношением автора, хотя считаю, что человек, обокравший себя до такой степени, но никому другому не мешающий, заслуживает в основном жалости и нуждается в помощи квалифицированного психолога.
С Путиным же, который вроде бы тоже должен был бы воспитываться в советском духе,
дело обстоит совершенно иначе. Если Волшебник довольствовался одним дворцом, то Путину приписывают 26. 30 катеров Волшебника можно и вовсе не упоминать, а его теплоход явно меркнет перед яхтами Путина. То, что у Волшебника не было друзей, а у Путина их очень много, тоже не плюс Путину, если вспомнить, что все его друзья сказочно обогатились в кратчайшие сроки. И ведь у Путина нет ни волшебных спичек,
ни других внешних ресурсов, а всё это либо приобретено на бюджетные деньги, либо получено от друзей, ранее получивших бюджетные деньги, государственные компании и т.п. В брошюрах “Путин. Итоги”, “Путин. Коррупция” всё это изложено довольно подробно, и ни один из их авторов не был привлечён за клевету. Немцова таскают по совершенно другим и совершенно надуманным обвинениям.
Вы скажете, что Волшебник - мальчишка, а Путин - Президент, и что позволено Юпитеру… Если бы Волшебник был генсек и навсегда скрылся бы потреблять и считать коробки, многие были бы ему благодарны - люди за перемену декораций, младшие соратники - за освобождение места. Ведь когда освобождается верхнее место, движение со ступеньки на ступеньку начинается по всей лестнице, и солидные партийные чиновники начинают подпрыгивать и напевать: “Раз ступенька, два ступенька - это песенка!”