Бунин и суд

Jun 17, 2011 21:29

Бунин стоит в сквере у Верховного суда РФ с 2007 г. Когда я его там обнаружил, то терялся с догадках - почему его поставили именно там.

Основных версий было две:
1. Его бросили на усиление.
2. Он стоит а качестве рекламы: “Пользуйтесь судами других государств, например, Страсбургским”
В пользу первой версии говорило то, что Бунина всегда считали судьёй (литературных произведений) строгим и нелицеприятным, причём в данном случае это значит только то, что судил он, невзирая на лица. А вот о том, был ли он беспристрастным , до сих пор идут споры. Я на эту тему даже диссертацию просмотрел, но так ничего и не понял. Но Блока он раскатал беспощадно, а Твардовского за “Василия Тёркина” похвалил. По-моему, к Твардовскому он отнёсся небеспристрастно из-за его возможного происхождения от бессмертного Пана Твардовского . Ведь у Бунина-то и у самого, не исключено, происхождение таинственное , да и сроки жизни многозначительные - он родился ровно на полгода позже Ленина, а умер на 8 месяцев позже Сталина.
Вторая версия - из-за того, что Бунин с 1920 г. жил во Франции (в 1939-1945 гг. - в Грасе, где достигал профессиональных высот Парфюмер).
Есть, конечно, ещё и кумовская версия, самая банальная, хотя, наверное, и самая вероятная. Дело в том, что доходный дом Баскакова, в котором Бунин жил с 26 октября 1917 по 21 мая 1918 г. и из которого выехал в Одессу, а потом уж в Константинополь и далее, находится как раз напротив Верховного суда




Вот этот дом




И в окнах его отражается здание Верховного суда, а на стене с 1993 г. висит мемориальная доска про Бунина




А на доске написано: ” Как ни грустно в этом непонятном мире, он всё же прекрасен ”
В окнах Верховного суда, в свою очередь, отражаются и дом




и мемориальная доска




Но такой красивой надписи на суде нет. Ну вот не принято на судах писать, что мир прекрасен, я уж не знаю почему.
Ну, видимо, судейские и привыкли считать Бунина за своего, и не возражали, когда Бунина поставили рядом. Тем более, что и смотрит он куда-то перпендикулярно суду и в дела его не вмешивается.







Внешность у него здесь эпически- былинная




хотя на фотографиях и портретах он больше на идальго похож




А временами так чуть ли и не на Дзержинского




Но уж, видимо, монументальный жанр обязывает. А невозмутимое выражение лица он, должно быть, выработал, когда “Песнь о Гайавате” переводил.
Так и кажется, что вот сейчас он выйдет из задумчивости и скажет: ” Как ни грустно в этом непонятном мире, он всё же прекрасен, бледнолицые! Хуг!”
Если бы вы или я стояли на месте Ивана Алексеевича, можно было бы с уверенностью сказать, что смотрим мы на Гнесинское училище




Но памятники - другое дело. Никто вам точно не скажет, что и насколько далеко они видят, так что здесь главное -направление. А взгляд Бунина в точности направлен на то место, где сидит старинный его знакомец Алексей Николаевич Толстой,




а дальше - на флигель, где родился Достоевский - именно на место рождения Достоевского, а не на памятник Достоевскому, тот левее




Ну, а по пути, конечно, очаровательная женщина Елена Фабиановна Гнесина. Она была на 4 года моложе Бунина.



“Крыла-атые роя-али летят, летят, летят!”

Кстати, если вы думаете, что писатель-орловец Бунин не жил в Полтаве, то ошибаетесь.
Жил он там, с 1892 по 1895 г., чуть не впал там в практическое толстовство, только сам Лев Николаевич его и отговорил окончательно опрощаться, а то он уже к бондарному ремеслу конкретно подбирался.

Москва, История литературы, Памятники

Previous post Next post
Up