Биржа музыкантов в Черновцах

Jun 13, 2011 19:17

Если вам кажется, что жизнь в вашем городе скучная и серая, подумайте - а что вы о ней знаете? Что вы знаете о тех страстях, которые бурлят в среде боксёров, филокартистов или пчеловодов?

А они таки бурлят! Жизнь вообще - сплетение потоков, струй и пластов, которые снаружи в общем-то и незаметны. Когда я жил в Черновцах, я видел только цветоводов, которые чуть ли не ежедневно приходили к моему отцу, чуть-чуть филателистов и совсем мельком - сектантов. Это, конечно, немного, но и это произвело на меня впечатление.
И вот только на днях я узнал, что я пропустил и как я был слеп, и понял, что все эти вздохи об Австро-Венгрии во многом объясняются тем, что Дроздовский просто правильно смотрел и знал, о чём рассказать, а традиции в Черновцах сохранялись и в советский период. С модификациями, конечно, но ведь любая живая традиция модифицируется. Так вот, получил я от своего соученика Михаила Койфмана коротенькие его воспоминания о черновицкой бирже музыкантов:
-----------
Кто не бывал хоть бы раз в Черновцах на "бирже"- тот не знал ничего! Находилась она тогда перед книжным магазином, справа от входа на Кобылянскую. По неписанной традиции биржа "работала" с 13ч. до 14.В это время ежедневно здесь собирались более 200 музыкантов! Там можно было встретить Ф.Зельтермана,Г.Зубермана,Ф.Маника и Т.Лебеля, Нюму Берга и Ф.Лозовского, Мишу Коку, Леню Голдобина, С. Кальштейна, В.Шестопалова, совсем молодых тогда еще Агашкина с Мухой, Марика Кушнира и Фиму Шехтера,Д.Степановского и Балагушу,Женю Беляева и Вову Новисова,Ф.Карапета и С.Белова, М.Койфмана(малого) и С.Мезунского, М.Силина (бригадира) и Томсона, "Квадрата" и многих других. Бывали и студенты музучилища и кульпросвета. И это отнюдь не анекдот, что приехавшему с гастролей Я.П.Табачнику (тогда еще-просто Яша) кто-то на бирже задал вопрос (они с Минжиком работали, если не путаю, в цыганском ансамбле Орловской филармонии)-много ли у них в ансамбле цыган, и Яша, с присущим ему юмором ответил- я и Минжик - цыгане, а все остальные-евреи! Обстановка на бирже всегда царила дружественная, уважительная. Здесь кроме получения "халтуры" можно было услышать последние новости, свежий анекдот, где, что и почем купить(вплоть до квартиры - если кто помнит "дело Минца"- крупного маклера, сумевшего "приручить" тогдашнего предгорисполкома Толмача, и торговавшего квартирами налево и направо).А инструменты и аппаратура? Черновицкие "лабухи" знали в этом толк, и на паршивую отечественную продукцию, стоявшую в муз. магазинах, никто даже и не смотрел! Если нужны были трости -у Голдобина, гитары и струны - у Шестопалова и Кушнира, клавиши-у Миши Форста и т.д.
На бирже бывал весь черновицкий бомонд: известные спортсмены, "цеховики", завмаги, врачи, уголовники и даже...проститутки. Продефиллировав раз-другой по Кобылянской, они с достоинством заходили на биржу. Помню двух из них: Люда Коробок и Фейга - жила на Челюскинцев. Не знаю, были ли они валютными, но ,судя по прикиду, оплачивались неслабо. Все знали друг друга прекрасно и помогали один другому чем могли! Общеизвестный факт - где-то в конце 60-х приехала на гастроли югославская певица Радмила Караклаич. Её муж- Томлянович был руководителем ансамбля. Остановились в старом интуристе "Буковина", а концерт должен был состояться в Летнем театре парка Калинина. Конечно же, был полный аншлаг! Каково же было удивление супругов, когда, вернувшись в гостиницу после концерта, они не обнаружили нового дедеронового костюма Томляновича! Назревал международный скандал, об этом стало известно на бирже, и уже на другой день в номер расстроенных супругов постучала горничная, предупредительно сообщив, что прибыл костюм из химчистки. Нечто подобное произошло во время гастролей народной артистки СССР Э.Пьехи. Концерт проходил в зале филармонии. В первом отделении работала "Дружба",а Пьеха выходила во втором. Меломаны со стажем знали (видимо, не только они),что Эдита Станиславовна перед выходом принимает для тонуса 30 г коньяка "Наполеон". И вот перед началом 2 отделения обнаруживается, что бытылка с коньяком исчезла. Взбешенная певица поставила ультиматум - если не будет коньяка, то не будет и концерта! Антракт затягивался...Уж не знаю, где Фалик с Софьяником нашли в Черновцах французский коньяк, но уже через четверть часа концерт продолжился...
Шли годы. Зазвучали песни Владимира Ивасюка, и Соня стала самой популярной певицей в Союзе. И на бирже происходили изменения - кто-то ушел в мир иной, уехали в США Фима с Диной, Муха...Появились новые лица: Ильюша и "Шнур" Коки, Валик и Витя Акейниковы, Гоша, Акын и Леня Частный, Шмил и Миша Шульман, Ливик Руснак и Сем Бельцер, Мустафа и Юра Рокшанский, Миша Ример и Гриша Платон, Славик Рябченко, Володя Таперичкин и Войтек, Вася Гнатюк и Филя Хазанович, Гама Скупинский и Саша Эпельман, Валера Громцев и Саша Мадияр и многие, многие другие. Надо заметить, что среди музыкантов были такие, что хорошо играли по слуху, однако были и очень грамотные, а 5-6 аранжировщиков были просто супер. Из такого созвездия музыкантов можно было набрать 10 ансамблей! Но в филармонии было место только для двух. Уже "менты" начинали сгонять с привычного места музыкантов, но как говорится - время и место встречи изменить было нельзя! Если бы какой-то музыкант сказал, что у него очередь к врачу или билет в кино на 13час.- его бы посчитали сумашедшим! Федя Лозовский (трубач) работал инженером на "Легмаше".Так он предупредил свое начальство - планерки с 13 до 14час. не назначать, т.к. он присутствовать не сможет! Даже такой авторитет, как Андрей Кушниренко, художественный руководитель Буковинского ансамбля песни и танца, человек с крутым нравом, понимал, что в это время качественной репетиции не будет, и милостиво отпускал музыкантов на перерыв! Репетиции в "Текстилке","Шепетовке" "Железке" начинались только после биржи. Кстати о "Железке"- ДК Львовской железной дороги. Этой дороге исполнилось 110 лет, и было принято правительственное решение - наградить дорогу орденом Ленина*. И вот на этот праздничный концерт, который должен был состояться во Львовском оперном театре, пригласили ансамбль "Экспресс", руководимый Агашкиным. Я тогда уже вернулся из Ивано-Франковска, и занимался в ДК с ансамблем школьников, которые также были приглашены на концерт. Приехали мы во Львов. И вот на прогоне концерта режиссеру не понравилась внешность Агашкина - такой кучерявый еврейский парень, да еще и с бородой! Тут же поступило указание свыше - бороду немедленно сбрить! Но как ни умоляли его "Зюня"-директор ДК(Штейнберг З.И.) и худрук Белошицкий, Агашкин был непоколебим! И тогда же он произнес сакраментальную фразу:"Моя борода мне дороже ордена Ленина!" С работы Агашкину пришлось уйти, но эту фразу еще долго цитировала вся биржа!
-------------
*Львовскую железную дорогу наградили орденом Трудового Красного Знамени в 1973 г., но разве такие глупости могут повлиять на художественную правду жизни? Она уже ушла в ноосферу, и так там и останется с орденом Ленина, что бы там ни говорили бюрократы!
Место это было на центральной площади, у начала Панской улицы (ныне Кобылянской)




Перед зданием справа - видите, где много czernowitzer’ов (на левой картинке), а чернiвчан - ни одного (на правой). Ну, сделайте поправку на то, что при советской власти здания эти были довольно-таки облупленные, и вы получите достоверную картинку.
А знаете, почему в перечне музыкантов не упомянут Моисей Фишбейн? Он ведь ещё школьником, году этак в 1962 или 1963, хотел научиться играть, и учился играть на сопрано саксофоне своего соседа Берковича, а нотной грамотой занимался с ним автор воспоминаний - Михаил Койфман, который был моложе Моисея на год с небольшим, но в музыке уже продвинулся. Миша посмотрел на усилия Моисея и сказал ему: “Брось ты это дело, всё равно бесполезно. Ты лучше стихи пиши.” Ну, люди музыкальные чувствуют тонко, подсознание у них работает как зверь, и Мише было ясно, что манит Моисея не сопрано саксофон, а кларнет (саксофон соправо -слева, кларнет- справа),




и не просто кларнет, а один из “Сонячних кларнетiв” Тычины. Ну, Моисей и бросил, а стихи писать продолжил и стал весьма известным украинским поэтом, но на бирже музыкантов он не бывал. Может, поэтому его воспоминания о Черновцах такие грустные и депрессивные. Вот он даже на картинке у украинской Википедии - на Центральной площади в Черновцах (видимо, во время празднования 600-летия города). Я там надписал, где была биржа.




М.Койфман (малой) - тёзка автора воспоминаний Михаила Койфмана, они даже одно время сидели за одной партой. Сейчас М. Койфман (малой) - владелец чети такси в Бостоне, и если и интересуется биржами, то совсем другими, а про Ту биржу только ностальгически вспоминает.
Настоящий же Михаил Койфман (автор) - заслуженный деятель культуры РФ, много лет проработавший в Игарке, в настоящее время преподаёт в консерватории Ашкелона, занимается аранжировкой и сочинением музыки, ездит с концертами. Его все знают (музыканты, конечно, железнодорожники, наверное, не все). Человек он занятой и много писать ему некогда. А жаль. Вот какое поздравление ко дню рождения сделали ему его друзья и люди, с которыми он работал:
http://www.youtube.com/watch?v=vNzJDClpQFw

Черновцы, Свидетельства очевидцев

Previous post Next post
Up