Очередная "интересная статья" на сайте Южный Китай.
http://south-insight.com/li под заголовком "Год судьбы" китайского премьера Ли Кэцяна Николая Владимирова.
Пусть упование на суеверия китайцев останутся на совести автора. Мы же разберём его фактический материал.
1.Партийная борьба: «комсомольцы» против «принцев»
В какой стране нет партийной борьбы? Разве она не составляет норму политической жизни во все времена? Так же посетуем на доводы автора: Если принять во внимание давку в Шанхае - после которой на заклание были отданы руководители центрального района мегаполиса - можно говорить о входящей в активную стадию борьбы против комсомольцев и шанхайцев - только вот кто ведет эту борьбу, кто в ней окажется победителем и в каком состоянии окажется Китай - неизвестно. Напомню, что в ходе партийной чистки Шанхай пострадал меньше других. А если мы взглянём на статистику(
http://south-insight.com/chistkainfo), то увидим, что Шанхай там даже не в первой десятке и там практически нет задержаний крупных чиновников. Антагонизм между Си и Ли ешё стоило бы доказать. Си управлял Шанхаем его связи и "покровительство" Шанхаю в ходу партийной чистки очевидны, о каком антагонизме идёт речь, если он защищает интересы Шанхайского клана?
2.Всекитайский экономист - лоббист внутренних провинций.
Внутреннее потребление, к слову, это не новинка для Китая - при Мао Цзэдуне страна пыталась реализовать именно эту модель, закрывшись от остальных стран. Мао - также выходец из центральных районов страны. Возможно, у противостояния «комсомольцы» - «принцы» - есть еще и экономическая платформа - какие регионы получат экономические выгоды - внутренние или пограничные?
Китай времён Мао и Китай сейчас - два абсолютно разных государства в совершенно непохожих исторических условиях. Мао имел совершенно иное представление о роли Китая в мире и гораздо меньшие возможности. Автор лукавит и забывает, что внутренние регионы страны тоже будут ориентированы на экспорт. Переход на внутренний рынок так же обусловлен, изменившимися условиями. В ходе мирового кризиса, который с разной интенсивностью бушует с 2008 года, обращение во внутрь является логическим следствием, а не прихотью. Китай уже не сельскохозяйственная страна. Он имеет огромный внутренний рынок, а упрёк автора в политичности перехода на внутренний рынок не имеет под собой реальных оснований.
3.Новая норма.
Ситуация, которую в Китае по-русски окрестили причудливым сочетанием «Новая норма» - xin changtai (синь чантай, 新常态), что полностью соответствует советскому пропагандистскому штампу «новая обстановка», означает затяжной этап замедления темпов экономического роста на время масштабной перестройки народного хозяйства с низкой добавленной стоимостью в экономику развитых стран на основе технологий и высокого потребления. «Новая норма» - по-русски значит «затянуть пояса». Отрасли, которые тянут экономику внизу потребуется ликвидировать в том или ином виде - куда трудоустраивать людей, кому отдавать ношу избыточных мощностей в строительстве и инфраструктуре? Все эти задачи предстоит решать именно Ли Кэцяну - и именно в той степени, с которой он сможет с ними справится будет означать сохранение за комсомольцами-аньхойцами и шанхайцами власти в стране.
Николай видит некую "совковость" в названии и довольно вольно трактует смысл изменений в китайской экономической модели. Китай не отказывается от производства товаров с низкой добавленной стоимостью. Зарплаты китайцев растут, однако гораздо быстрее растёт производительность их труда(можете ознакомиться с докладом Сколково), но здесь есть и политическая сторона. Китай имеет огромные позиции на Африканских, Латино Амеркианских и Средне Азиатских рынках и эти позиции он никому не собирается отдавать, давая правительствам многих стран кредиты вслед за которыми идёт поток китайских товаров, где-то и туристов(дело не шуточное в 2014 году китайцы потратили за границей 163млрд). Есть ешё схема взаимных преференций, в ходе которой Китай пускает на свой рынок товары из других стран, а взамен получает доступ к внешним рынкам. Конечно, часть производств (в основном текстиль) действительно переносится в страны с более дешёвой рабочей силой, но это не смертельный удар.
"Затянуть пояса" - это не про нынешний Китай. В котором всё растёт потребления товаров и услуг. По потреблению роскоши Китай на втором месте в мире. Отдадим должное, коэффициент социального расслоения в Китае близится к единице, а это один из худших показателей в мире. Трудоустройство населения так же большая проблема, но возникла она не из-за совковости китайского руководства, а по объективным причинам: быстрый рост населения, огромное количество выпускников (7.7 млн в год), неразвитость центральных провинций для борьбы с которой собственно и затеяна Новая Норма. В завершение добавим, что об экономических показателях Китая "развитые" страны могут только мечтать.
4.Приватизация
Перестройку народного хозяйства невозможно осуществить без ликвидации отсталых отраслей - прежде всего в строительном и инфраструктурном секторе. Отчасти этим обусловлена приватизация - нерентабельные производства пытаются реанимировать через приватизацию, в том числе и продажу иностранцам. «Углубить и расширить» рыночные механизмы был призван премьер Ли.
С какого момента строительство стало отсталым сектором? Напомню, что Китай один из мировых лидеров в данной отрасли на равне с, вполне себе, развитым Гокнонгом, который не спешит ликвидировать эту отсталую отрасль.
Вроде бы всё прекрасно. Китай будет приватизировать нерентабельные производства и вводить рыночные механизмы, но вот Николаю Владимирову, который так не нравится совковость китайского руководства, так же не нравятся рыночные реформы. Странная нелюбовь к КПК, котороя проводит очень даже либеральные реформы, не может не удивлять.
5.«Цян гэ» - «Мощный».
В последнее время в оборот китайской прессы было введено панибратское обращение к премьеру - «Брат мощный» - Цян гэ 强哥. Оно появилось перед «Двойным собранием» («лян хуэй») - и возможно станет рядом с прозвищем главного в КНР - Си Цзиньпина - «Папка Си» (Си Дада 习大大). Такое обращение появилось в относительно свободном южно-китайском СМИ "Феникс". Из названия веет ирония и даже сарказм, сможет ли "мощный" решить надвигающиеся проблемы?
Здесь есть небольшие неточности. Если бы я не был уверен в правдивости неполживости автора, пришлось бы назвать их спекуляциями. Си Дада 习大大 переводится как "Папачка СИ" или "большой большой Си". И появилось это имя не только в "Фениксе", но и на сайтах официальных газет КПК, вот такой вот тоталитаризм. Само название это совсем не ирония, а продуманная пиар кампания в ходе которой Си и Ли изображают как поборников интересов народа. Вот так вот Николай Владимиров неполживо пишет.
6.Пояс Янцзы
Еще одна линия водораздела между Си и Ли - это новые «пояса экономического развития». Не успел Си Цзиньпин озвучить инициативу создания Экономического Шелкового пути (а также Морского Шелкового пути 21-ого века - для Южного Китая), как премьер робко ввел в оборот Экономический пояс реки Янцзы - который объединяет провинции вдоль реки Янцзы с последующим выходом в море в районе Шанхая. Уже сейчас в Китае очевидно сложились политико-экономические кластеры, за которыми стоят свои политические силы - пояс Шелкового пути со столицей в Сиани (Си Цзиньпин), пояс реки Янцзы (Хубэй, Хунань, Цзянси, Аньхой), треугольник Янцзы - Шанхайский регион, треугольник Чжуцзяна - Южный Китай, треугольник Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй.
Трудно назвать эту линию водоразделом. Китай хочет развивать внутренние провинции, так что же тут плохого, что бы развивать и пояс Янцзы и пояс Шёлкового пути? Если речь идёт о споре за финансовые потоки, то это уже совсем другой вопрос. Шёлковый путь уже строится(Фонд Шёлкового пути начал работу в середине марта) пояс Янцзы всё ешё находится на бумаге.
7. Урбанизация.
Вопрос урбанизации все реже поднимается в госпрессе - это тревожный сигнал, что проблемы растут, а их решение откладывается. По оценкам некоторых экспертов для стабильного развития Китая стране надо ежегодно трудоустраивать до 10 млн китайцев, что гарантируется не менее чем 5%-ростом экономики в год. Рост ВВП в Китае все еще выше 7%, однако в последнее время этот рост происходил в результате масштабной эмиссии и государственном кредитовании - рост фактически «кормили» из госказны. Многие считают, что 2015 станет моментом истины для Китая - и реальное падение роста уже будет невозможно скрыть никакими вливаниями. Отвечать за все будет, естественно, Ли Кэцян и аньхойско-шанхайская группа. Какие меры она может противопоставить масштабному кризису экономики тщательно скрываемым за громкими заявлениями?
Проблемы урбанизации постоянно появляютя в прессе, но автору виднее). Дейсвительно 7% рост это уже не 10%, но это не Европейские и Американски 0-2%.
Для понимания, почему китай проводил эмиссию надо посмотреть на его конкурентов: ЕС и США. США уже провели 3 таких эмиссии, каждая из них была больше китайской. ЕС проводит ешё одну эмиссию прямо сейчас и мы видим это по курсу евро. Так что Китай следует мировым трендам, которые диктуют США.
8.Ползучая федерализация
Практически сразу после официального вступления в должность премьера страны, в марте 2013 года, Ли Кэцян заявил о сокращении полномочий центра в пользу регионов. Формально это было обозначено как передача 1700 функций центра «обществу» и «рынку». Учитывая, что единое общество и рынок существует только в фантазиях пропагандистов, а сам Китай имеет очень четкую региональную систему кланов - ничем иным как децентрализацией или регионализацией этот шаг Ли Кэцяна не объяснить. Процесс передачи функций ускоряется, регионы, которые в Китае отличаются между собой как страны Европы - получают все больше функций, растет сила региональных корпораций и общественных структур
восстания в Гонконге, которые грозят перейти на Гуандун - подрывают власть всей группировки комсомольцев в целом.
Китайские регионы очень сильно отличаются, но если вы открыто назовёте это федерализацией вам придётся посидеть в китайской тюрьме. Любые даже малейшие намёки на подобное жестоко караются на всех уровнях.
Напоследок самые яркие перлы. В Гонконге уже восстания, там видимо на улицах царит анархия и введены войска для его подавления. В Гуандуне солидарность с Гонконгцами выразило около 30 человек, которые вышли с плакатами по всей провинции. Все они были арестованы. Для провинции с населением более 100 миллионов человек это просто пшык. Хотя кантонцы и считают Гонконг примером для себя, но только в плане экономического процветания. Есть вестернезированная молодёжь, но её жёстко держут в узде, а в школе есть история партии, как обязательный предмет, все журналисты проходят обязательные экзамены по марксизму ленинизму, а несогласные время от времени пропадают.
Китайский способ управления массами, не лучший в мире, но он эффективный и не такой тоталитарный как кажется. Вы можете говорить и делать всё что угодно, только не касайтесь большой политики. Конечно, либеральному мышлению это трудно понять, но китайцы воспринимают государство как своего старшего брата и относятся с пониманием к мерам принимаемым против "сепаратизма". Здесь, конечно, трудно отличить собственные убеждения от пропаганды, но желания скинуть правительство и начать революцию, тут нет и в помине, а чиновники брошенные обществу в ходе чистки хорошо удовлетворяют запрос общества на справедливость. Экономическая же сторона вопроса заслуживает отдельной статьи.
Бердянец
Специально для Китайской ячейки Сути Времени.