Отсюда:
http://ej-v-tumane.livejournal.com/14537.html?view=54473#t54473 1. Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ограничениями, заложенными в ролевых ожиданиях.
Мужчина, всю жизнь стремящийся к выполнению социальных ролей (зарабатывая много денег, строя успешную карьеру, чтобы обеспечить свою семью), всю жизнь карабкается по лестнице вверх только для того, чтобы вдруг осознать, что он поставил лестницу не к той стене.
2. Жизнь мужчины во многом управляется страхами.
Жизнь любого человека в какой-то степени управляется страхом, но у мужчин есть глубокая внутренняя установка не позволять себе осознать этот страх.
Мужчины боятся власти материнского комплекса и стремятся либо доставлять женщинам удовольствие, либо властвовать над ними.
Мужчины боятся других мужчин; другой мужчина воспринимается не как брат, а как враг.
Каждый из них испытывает страх, что он не настоящий мужчина и стыдится этого. Его стыд проявляется как гиперкомпенсация: он демонстративно пускает пыль в глаза, или запугивает других, или молча избегает решения задач, которые ставит перед ним жизнь.
У мужчин есть ошибочное убеждение в том, что они не должны бояться и что они должны покорить природу и самих себя.
Исцеление мужчины начинается в тот день, когда он сможет стать честным с собой, признать свои страхи и отбросить свой стыд.
3. Фемининность в мужской психике обладает огромной властью.
Обычно самыми важными для нас являются переживания, связанные с матерью.
Основную информацию о себе и о том, что такое жизнь, мужчина получает от женщины (первые годы жизни, особенно если воспитывался без отца, школа, институт, преподаватели - большей частью женщины).
Мать - носитель архетипа жизни. Она ощущается как потребность в тепле, привязанности и заботе. Когда при первом соприкосновении с жизнью эти потребности человека удовлетворяются, он чувствует свою сопричастность жизни, ощущает, что есть место, где он будет защищен и окружен заботой. Если первичное ощущение фемининности было болезненным или связывалось с наличием определенных условий, человек чувствует себя оторванным от истоков и от самой жизни. Такая онтологическая травма ощущается в теле, обременяет душу и часто проецируется на весь мир. Из такого преимущественно бессознательного феноменологического «считывания» может развиться общее мировоззрение человека.
«Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым» (З. Фрейд).
Многие женщины стремятся к тому, чтобы прожить не прожитую ими жизнь через своих сыновей.
Материнский комплекс.
«Её психологическое воздействие на него было настолько сильным, что он мог смотреть на мир только её глазами».
Проявление не любви, а власти матери. «Там, где есть власть, не остается места для любви» - К.Г. Юнг.
Поскольку в близких отношениях мужчина часто испытывает регрессию, превращая в мать своего партнера, он боится и подавляет женщину, словно, установив над ней контроль, он сможет совладать со своим подспудным страхом.
Человек стремится подавить то, чего боится (женщин, гомосексуалистов).
Страх отчуждает мужчину от анимы, мешает установлению близких отношений, проявлению его чувств и жизненной силы.
«Пещера, в которой Филоктет собирался обрести исцеление, символизирует его материнский комплекс: царство уютной темноты, в котором тепло и влажно и появляется ощущение жалости к себе и одиночества».
В любых отношениях мужчина попадает в зависимость там, где мало о себе знает.
Проекция - психодинамический феномен, в процессе которого бессознательное содержание ощущается как внешнее.
Переживание мужчиной первичных отношений могло быть настолько болезненным, что, по его ожиданиям, любые отношения должны причинять только боль (социопат).
Истоки безосновательной ревности в примере с Джозефом: он видит, как Она (мать) от него уходит, и после этого травматического события решил, что больше никогда не будет Ей доверять.
Другой пример поведения незрелого мужчины, сохранившего потребность в материнской заботе, в отношениях со взрослой женщиной: идеализировал, возносил на пьедестал, а затем, едва они вступали с ним в близкие отношения, низвергал их с этого пьедестала и защищался.
Другая история. От каждой женщины, с которой у него складывались близкие отношения, он ожидал какой-то компенсации того трагического дефицита заботы и внимания, который существовал у него с детства. Он чувствовал, что женщины его используют. Его нарциссический вакуум принял такой масштаб, что его не могла заполнить ни одна женщина, даже самая созависимая, по-матерински заботливая Другая. Он представлял собой хронически недокормленного заботой и вниманием ребенка, искавшего женщину, которая бы проявила по отношению к нему космическую заботу Великой Матери. Тем временем он превращался в неукротимого быка, полного ярости и требующего уступчивости.
Одна из величайших задач в развитии мужчины - достичь здорового отделения от родной матери. Вместе с тем у него должно развиться осознание важности образа архетипической матери.
Ответственность мужчины заключается в осознании того, насколько глубоко его внутренний ребёнок нуждается в материнской заботе и продолжает управлять его поведением.
Ни один мужчина не может стать самим собой, пока не пройдет через конфронтацию со своим материнским комплексом и не привнесет этот опыт во все последующие отношения. Только обладая мужеством заглянуть в пропасть, разверзшуюся под ногами, он может стать независимым и свободным от гнева. Если он всё еще ненавидит мать или женщин, значит, пока он не стал взрослым; он по-прежнему ищет защиты или пытается уклониться от власти матери.
Как правило, самое сильное психологическое воздействие на ребенка оказывает жизнь, которую не прожили его родители.
От матери ребенок получает огромное количество посланий о себе самом и о жизни.
Противоположностью любви является не ненависть, а страх.
Пример со сном Нормана, где ему выбивают зуб - ритуал инициации, отделения от матери… Выбитый зуб в сновидении Нормана символизирует необходимость пожертвовать комфортными условиями жизни и требование пойти на лишения, связанные с внутренним пространством. Эта жертва является самым значительным мифологическим мотивом, архетипическим паттерном, который требует от чего-то отказаться, чтобы что-то приобрести. Детская зависимость должна остаться в прошлом ради обретения мужчиной самообладания и возможностей творческой реализации. Стремление к безмятежному существованию приходится отодвинуть в сторону ради зрелого отношения к ответственности.
Из-за аномалии психологического воздействия матери у мужчин развивается искаженное отношение к четырем основным видам фемининности.
А. Слишком поощряют психологическую власть женщин - проецируют на женщин огромный эмоциональный заряд своего материнского комплекса: «Раз у тебя есть грудь, значит, ты женщина. Моя мать была женщиной, поэтому ты должна быть такой же, как она». Поэтому мужчины, боясь женщину, будут стремиться ублажить её, управлять ею или вообще избегать выяснения отношений с ней.
Б. Мужчин приводит в ужас их внутренняя фемининность. Они связывают свою чувственную жизнь, свои инстинкты, свою способность проявлять заботу и нежность с характерными качествами женщин и отстраняются от нее. Одновременно возникает отстраненность мужчин от своей анимы, что приводит к глубокому самоотчуждению.
В. Т.к. мужчины неуверенно ощущают свою половую идентичность и закрепленные за ними социально-половые роли, они боятся и отрицают те части своей личности, которые не умещаются в узкие рамки социальных ограничений.
Г. Ощущение мужчинами власти фемининности постепенно превращается в её переоценку и в страх перед сексуальностью (чувства замещаются сексом, значение которого гипертрофируется, секс становится заглушением боли израненной души).
4. Мужчины хранят молчание с целью подавить свои истинные эмоции.
Чувство стыда перед другими мужчинами, перед женщинами, но чаще - перед самим собой.
Мужчине требуется год посещения психотерапевта, чтобы достичь того состояния, в котором женщина, как правило, начинает терапию, - с точки зрения его способности выражать свои актуальные чувства и переживания.
…избитый мужчина с избитым внутренним ребенком может только избивать других, так как ему никогда не хватает сил рассказать о своей боли…
Чтобы мужчины перестали лгать и участвовать в заговоре молчания, они должны рискнуть показать свою боль.
5. Травма является необходимой, так как мужчины должны покинуть мать и психологически выйти за рамки материнского (комплекса).
Сдерживание напряжения между желанием стать взрослым и страхом перед независимостью.
«Психологи считают», что подростковый возраст начинается в 12 лет и продолжается до 28 лет при отсутствии переходных ритуалов.
Под травмой находится новый уровень осознания. Имела бы наша жизнь какую-то ценность, если бы у нас не было травм и какой-то духовный проводник вёл бы нас в неизвестное без сопутствующих нам странных и удивительных приключений и кровопролитных сражений, с которых бы мы возвращались живыми. Цена, которую мы платим за углубление и расширение сознания и способность завоёвывать мир, - это рана главного героя, поэтому мужчина мог бы стать героем в драме собственной жизни.
6. Жизнь мужчины полна насилия, так как насилию подверглась их душа.
Если заглянуть поглубже в душу любого мужчины, можно увидеть море слез и гору ненависти и гнева, которые накапливались с детства и теперь медленно выталкивают всю эту лаву на поверхность.
Он делал всё, что следовало, кроме одного: он не жил собственной жизнью, а потому был полон ярости.
Не нужно быть терапевтом, чтобы знать: обращенный внутрь гнев может вызвать соматические недомогания или состояние депрессии.
Разумеется, мужчине необходимо перенести травму, чтобы он смог разорвать материнские узы. Но необходимо также, чтобы эта травма привела его к дальнейшему личностному росту. Современный мужчина переживает свои травмы в одиночестве, но его поведение все равно беспокоит окружающих и вредит им. Он должен начать с признания тех травм, которые у него есть и которые ежедневно кровоточат и влияют на его жизнь, если хочет исцелиться сам или помочь это сделать другим.
Мужчинам следует признать свой гнев, который уже превратился в ярость. У одних эта ярость проявляется в виде депрессии, как ощущение общей тяжести, из-за которой они могут мучиться всю жизнь. У других - в соматических заболеваниях разных частей или органов тела или же проецируется в паранойяльную игру с разделением на своих и чужих, победителей и побежденных. Многие направили свою ярость на женщин и детей или на других мужчину; глубокое знание своих душевных страданий способствовало проецкии этой ярости на любой подходящий объект.
Гнев, который рос и накапливался годами, теперь должен преобразиться в энергию, необходимую для изменений, для мятежа, для борьбы за спасение души.
7. Каждый мужчина очень тоскует по отцу и нуждается в общении со старейшинами своего общества.
Все глубокие образы имеют 2 стороны. Признание и поддержание психического напряжения между полярными противоположностями - фундаментальный юнгианский принцип. Одностороннее восприятие искажает образ, извращает его и вызывает невроз. Касается любого архетипа.
Если ребенок воспринимает отца позитивно, он ощущает его силу и эмоциональную поддержку и, подпитываемый энергией отца, преобразует внешний мир. Если же он воспринимает отца негативно, хрупкая детская психика разрушается.
Благодаря матери ребенок может ощущать мир как заботливую и защищающую его среду. Благодаря отцу он может получить поддержку, чтобы войти в мир и начать бороться за свою жизнь.
Отец ребенка должен обязательно стать третьей вершиной детско-родительского треугольника. Если же отец фактически или психологически отсутствует, энергия материнского комплекса остаётся неуравновешенной.
Все мужчины испытывают жажду по отцу и скорбят о его утрате. Им не достает его реального присутствия, его силы и мудрости (см. «Необузданное сердце»).
Негативный отцовский комплекс в рассказе Каффки «Приговор».
Молодому капитану требовались вовсе не знания: всему, чему необходимо, он научился в морской академии. Ему была нужна внутренняя сила, внутренний авторитет.
Особенно ему хочется услышать, что отец его любит и принимает таким, какой он есть. Как терапевт я редко слышал больше мужской боли, чем в страданиях мужчины, никогда не знавшего, что такое любовь и одобрение отца.
При всех добрых намерениях большинства матерей совершенно невероятно, чтобы они посвятили сыновей в то, о чем сами не имеют ни малейшего представления.
8. Если мужчина хочет исцелиться, ему следует мобилизовать все свои внутренние ресурсы, восполнив то, что он в своё время не получил извне.
Что значит быть мужчиной? Для многих быть мужчиной значит работать (обеспечивать свою семью), воевать,
Ребенку требуется ритуал, обряд инициации, пройдя через который он может стать мужчиной.
1. Физическое отделение от матери.
2. Смерть.
3. Возрождение.
4. Обучение.
5. Суровое испытание (иногда добавляется уединение).
6. Возвращение.
Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ролевыми ожиданиями. А в результате оказывается, что эти роли не созвучны тому, что нужно для мужчины, не поддерживают его и не придают ему силы.
Тень - та часть нашей психики, которая вызывает у нас ощущение дискомфорта или презрительного отношения к самому себе, содержит угрозу устремлениям Эго, но при этом остается обособленной частью нашей души. Единственный способ интеграции тени - работа с ней, т.к. неинтегрированная часть психики будет проецироваться на других людей или отыгрываться в поведении, опасном для окружающих.
Нужно признавать и озвучивать свои страхи.
- это страх несоответствия образу мужчины.
- это страх физического или психологического испытания.
Следствие подавления страхов - компенсация (дорогая машина, огромный дом…).
Современный мужчина должен родиться в горниле собственной души.
Жизнь происходит одновременно на трех уровнях: сознания, личного бессознательного и архетипического, или коллективного, бессознательного.