Когда я еду мимо Красноярска, то обязательно заезжаю полюбоваться видами Красноярской ГЭС. Во-первых, вокруг потрясающая природа Сибири, во-вторых, это одна из мощнейших гидроэлектростанций в стране, и, в-третьих, здесь находится уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мире - красноярский судоподъемник, которому и посвящен этот пост.
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/takih-soorujenii-v-mire-bolshe-net-unikalnyi-sudopodemnik-rabotaet-uje-45-let-na-krasnoiarskoi-ges-617c4542e505e67c74c74a6c Когда проектировалась первая гидроэлектростанция на реке Енисей, то сразу возник вопрос о судоходности. Дело в том, что перепад между нижним и верхним бьефом планировался в 104 метра, а эта высота 40 этажного дома.
Поэтому если бы решили построили шлюзы, чтобы сохранить судоходность, то они растянулись бы километров на 20 практически до самого Красноярска, и объем работ был бы просто колоссальный. Да и потери воды при транспортировке судов резко бы снизили энергетический потенциал самой ГЭС
Тогда за работу по проектированию сели лучшие умы СССР, все начинали с чистого листа, т.к. подобных сооружений не было ни в самой стране, ни в мире (Судоподъемники есть, а вот продольно-наклонного типа - только наш). Так возникла идея сделать уникальный подъемник, который словно зачерпывает судно огромной ложкой и вместе с водой поднимает его наверх.
Получился подъёмник, который представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 метров с зубчатым зацеплением. Его масса 4500 т, а с водой и судном превышает 8000 т. Эта платформа погружается в нижний бьеф, судовозная камера заполняется водой, туда входит судно, и далее она поднимается по гребню на верх до поворотной камеры, откуда спускается уже в верхний бьеф и там выпускает судно.
Этот подъемник строили 10 лет, закончив в 1976 году, и это была сложнейшая инженерная задача. Но так как не было никакого опыта, поэтому пусконаладочные работы шли еще 6 лет, до 1982 года. Из года в год уже 45 лет, с июня по октябрь, судоподъемник работает без единой аварии. И на это можно посмотреть, если приехать на смотровую площадку рядом с ГЭС, когда поднимают или опускают очередное судно.
Если статья оказалась интересной и полезной, ставим лайк и подписываемся на мой канал:
https://zen.yandex.ru/bepowerback О моих актуальных поездках и приключениях можно прочитать в инстаграме:
https://www.instagram.com/bepowerback/