Между Салехардом и Надымом находится одна из интереснейших железных дорог России, именуемая как 501-стройка. Это несбывшийся легендарный проект Иосифа Сталина Трансполярной магистрали (в официальных документах она именовалась Великим Северным железнодорожным путем), которая должна была связать берега Баренцева с побережьем Охотского моря и Чукотки.
Источник:
https://dzen.ru/media/bepowerback/mertvaia-doroga-transpoliarnaia-magistral-stroika-veka-v-arktike-64f5ae5b83912c11aed851acЕщё недавно эта дорога была практически недоступной и сюда можно было попасть только по зимнику, я тут ездил по нему несколько лет назад, но зимой из-за обильного снежного покрова мало что можно тут рассмотреть, да и ходить по сугробам так себе.
Сейчас вдоль неё проложена новая автомобильная трасса «Ямал», благодаря чему мы можем увидеть в подробностях освоение и индустриализацию севера середины двадцатого века. Сюда мы доехали даже на старом Москвиче.
Дорогу строили с 1947 по 1953 годы. Сложнейший участок железной дороги был построен в кратчайшие сроки и активно эксплуатируется до сих пор - это отрезок от станции Чум до города Лабытнанги. Дальше на пути строителей встала могучая сибирская река Обь. Здесь каждую зиму приходилось прокладывать железнодорожную переправу, шпалы которой вмораживались прямо лёд реки. Это был первый в истории подобный опыт, аналогов которому до сих пор нет.
Дальше магистраль успели построить на несколько сотен километров, где ходили полноценные грузовые и пассажирские поезда, были построены ж/д станции, мосты, разъезды, депо, лагпункты и жилые посёлки железнодорожников.
Линию связи полностью построили от станции Чум до города Игарка. Каждые 20 - 50 км стояли избы связистов-обходчиков, которые обслуживали линию на протяжении всех полутора тысяч километров. Связь работала вплоть до 1991 года. Первые геологоразведчики, газовики и нефтяники активно ею пользовались. На станции Ярудей сохранился почти целый посёлок.
Сейчас там создан музей, который поддерживает Иван Григорьевич, работавший ранее здесь связистом. Настоящая история от первого лица!
Можно переночевать в штрафном изоляторе, прокатиться на дрезине, зайти в депо, прогуляться по остаткам железной дороги и увидеть старинные рельсы.
И это всё находится в шаговой доступности от трассы «Ямал».