В рамках нашего автопутешествия из Москвы во Владивосток после
Танхоя мы двинули дальше по трассе "Байкал" в сторону Улан-Удэ и сделали следующую остановку уже через 55 километров на станции Мысовая в городке с забавным названием Бабушкин (4,5 тыс. жителей). Здесь находится заброшенный маяк, построенный в 1900 году.
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/nashli-na-beregu-baikala-zabroshennyi-angliiskii-maiak-1900-goda-vypuska-rasskazyvaiu-ego-korotkuiu-no-ochen-interesnuiu-istoriiu-618198b3dd98631ae54f4ab8 Вместе с соседним Танхоем эта станция служила восточным причалом Байкальской переправы, которую навели, пока строился Кругобайкальская железная дорога (КБЖД, часть Транссиба). Таких маяков путейское ведомство заказало целых три у самих Армстронгов - крупнейшего промышленного дома Британии. В отличие от
Танхоя, здесь он сохранился, а в отличие от Порта-Байкала - не высоко на горе.
Информационная табличка около маяка гласит: "Старый маяк в городе Бабушкин был построен в 1900 году и являлся частью железнодорожной инфраструктуры. Детали для него отливались в Англии вместе с легендарными ледоколами "Байкал" и "Ангара". Почти 80 лет маяк стоял заброшенным, волны озера подмывали его фундамент. В 1998 году маяк отреставрировали, теперь это памятник архитектуры регионального значения."
Высота маяка - 17 м, диаметр - около 10 м. Винтовая лестница высотой в 15 метров ведет к смотровой площадке. Забраться на сам маяк не сложно. Кто-то для удобства уже привязал канат, чтобы добраться до этой самой винтовой лестницы.
Когда лед на Байкале вставал, в феврале-марте паромная переправа сменялась ледовой - пассажирами выдавали тулупы, меховые шапки, валенки и везли на санях и телегах, а вагончики тягали лошадьми по временным рельсам, которые укладывали прямо по окрепшему льду озера. Мысовая оказалась самым удобным на восточном берегу Байкала местом для железнодорожной станции, сюда вывели в 1900 году железную дорогу с востока, но не лучшей гаванью из-за мелководья.
Здесь зимой 1900-01 годов паром дважды ломал винты о торосы. Из-за долгого ожидания запчастей из Англии, переправа выходила из строя на месяцы. Поэтому строительство КБЖД началось с поисков новой гавани.
Такой гаванью стал
Танхой, он превосходил Мысовую не только глубиной, но и расположением - от истока Ангары (порт Байкал) паром шёл сюда намного быстрее. В 2017 году здесь на мысу обустроили первоклассный визит-центр, который построили на фундаменте старого вокзального здания рядом с причалом дореволюционной паромной переправы.
Пристань старой переправы в Мысовом, располагавшаяся недалеко от маяка, в 1907 году была упразднена за ненадобностью, всё ценное и рабочее с неё перевезли в Танхой, и теперь там просто коса у берега, а пирсы кажутся и не причалом вовсе, а просто тупиком для портовых манёвров.
Еще здесь можно увидеть вот такой каменный пирс-"штаны", который явно строился под железную дорогу:
Этот маяк стал свидетелем печальных событий. В 1918 году возле него белочехами был расстрелян паром-ледокол "Байкал". Табличка же напоминает о печальном финале красавца. "Ангаре" повезло больше - она тоже была переделана в военный корабль с парой пушек и четвёркой пулемётов, потом была на грани разделки, лет десять суммарно провалялась в затонах и наконец в конце 1980-х была превращена в музей.
Еще о нашей поездке на Байкал можно посмотреть в фильме:
https://youtu.be/Yg1CoFsBd1E Click to view
Впереди еще много интересных историй из нашего путешествия, поэтому чтобы не пропустить их, ставим лайк и подписываемся на мой канал:
https://zen.yandex.ru/bepowerback О моих актуальных поездках и приключениях можно узнать из инстаграма:
https://www.instagram.com/bepowerback/