Распад СССР поставил крест на реализации многих проектов, большая часть которых касалась военной сферы. Одной из самых необычных советских разработок были экранопланы - летательные аппараты, использующие для полета экранный эффект - эффект резкого увеличения подъёмной силы крыла летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности.
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/pridumano-v-sssr-grandioznyi-proekt-kotoryi-okazalsia-zabroshen-raketonosecekranoplan-lun-62a1ef647933a4355be14f07Основная идея конструкторов была в создании уникального противокорабельного оружия, которое могло летать близко к поверхности воды и быть не досягаемым для радаров того времени.
Первый «Лунь» заложили в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. В 1986 г. он сошел на воду, испытания проводились до 1990 год в акватории Каспийского моря, после чего его передали в опытную эксплуатацию 236 дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, где уже было три экраноплана "Орленок".
Внешне «Лунь» напоминает большой транспортный самолет - длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение.
А снизу как скоростной катер.
Размеры его впечатляют. В длину экраноплан достигал 74 метров, а в высоту - 19 метров (как пятиэтажный дом), вес более 400 т (пустой 243 т)
Кабина как у самолета. Моряки утверждали, что это больше самолет, чем корабль, а летчики утверждали обратное. Вообще, управление «Лунем» требовало специфических навыков
Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет "Москит". Залп которых может поразить даже авианосец, приводя к его затоплению. Поэтому его назвали "Убийца авианосцев", хотя в боевых действиях он так и не поучаствовал.
В отличие от кораблей, обладая способностью перемещаться очень быстро и быть незаметным для радаров, экраноплан может максимально близко подойти к цели для точного удара на поражение. Оборудован он был 8-ю двигателями как у лайнера Ил-86, только доработанных. Они не боялись забрызгивания водой и попадания крупных птиц.
Двигатели через поворотные сопла нагнетали воздух под крылья, поднимая его на высоту до 8-ми метров. "Лунь" мог разгоняться до 500 км в час, преодолевая на одной заправке до 2000 км.
Для посадки на воду использовалось гидролыжное устройство - поплавки по краям крыльев.
Буквально сразу же после завершения испытаний Советский Союз развалился и его поставили на прикол. Не имеющее аналогов в мире изделие оказалось не нужным военным.
В начале двухтысячных «Лунь» списали, сняв с него всю секретную электронику. Корпус экраноплана был захоронен в доке на заводе «Дагдизель», наверное, это и спасло этот уникальный корабль от мародеров. В 2020 году его отбуксировали к Дербенту, где вытащили на берег. Делали это долго с помощью нескольких тракторов, тросов и специальных надувных подушек.
Здесь "Лунь теперь станет одним из экспонатов музея "Патриот".
Не забываем ставить лайк и подписываться на мой канал:
https://zen.yandex.ru/bepowerback