Северный широтный ход - Забытый грандиозный проект СССР, который не успел достроить Сталин

Jan 17, 2022 09:02

Совсем недавно мне на глаза попался новый проект постройки железной дороги в Арктике - "Северный широтный ход", это строительство называют еще "стройкой века" и активно пишут о ее важности. Приглядевшись, я понял, что уже проезжал по этим местам, только стройка велась в середине 20 века и называлась совсем по-другому.




Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/severnyi-shirotnyi-hod-zabytyi-grandioznyi-proekt-sssr-kotoryi-ne-uspel-dostroit-stalin-61e333bc77b7ce520a9c03a8

Это несбывшийся легендарный проект Сталина Трансполярной магистрали (в официальных документах она именовалась Великим Северным железнодорожным путем). Дорогу строили силами заключенных ГУЛАГа с 1947 года и до смерти Сталина по маршруту Чум - Лабытнанги - Салехард - Игарка, а затем проект бросили, посчитав стройку слишком затратной и бесперспективной.




Этот объект находится в достаточно труднодоступном месте и далеко от людей, многое до сих пор там сохранилось, в том числе сама заброшенная дорога с техникой, бараки заключенных и лагерные вышки надсмотрщиков, тем она и интересна. Я ездил смотреть кусок дороги от Салехарда в сторону Надыма, его еще называют 501-стройка или "Мертвая дорога". До постройки круглогодичной дороги, зимник вел ровно вдоль этой железной дороги. Прочитать подробнее про нее можно тут.



















Вернуться к сталинскому проекту спустя 65 лет в наши дни заставили экономические реалии - добыча газа и нефти в Ямало-Ненецком округ. Правда, он был видоизменен и переработан под современные реалии, к примеру, были добавлены ветки, которые должны пройти непосредственно по полуострову Ямал к Сабетте, где ведут добычу, сжижение и отгрузку газа. Тем самым северный широтный ход откроет короткий выход грузам к Севморпути.
Эта железнодорожная магистраль должна соединить Северную и Свердловскую железные дороги. Участок станет элементом единой арктической транспортной инфраструктуры, которая поможет осваивать природные ресурсы арктической зоны. По новой железной дороге будут ежегодно планируется перевозить около 24 миллионов тонн грузов.  Если опыт прокладки Северного широтного хода окажется удачным, строительство его продолжения до Норильска и Дудинки, которые пока отрезаны от Большой земли. Доставка грузов туда производится по рекам и морю.

Мне кажется, это очень важный момент, который доказывает, каким же Сталин был гениальным стратегом того времени. Что думаете?

СССР, Арктика

Previous post Next post
Up