За последние 6 лет я пробежал более 20-ти лыжных марафонов. Занимаясь организацией
лыжного марафона "Сокольи горы" в Самаре, мне всегда интересно, как
проводят марафоны в других регионах. Участие в Тольяттинском марафоне 2 марта было интересно еще по одной причине - посмотреть на марафон со стороны участника и ответить на вопрос, который довольно часто задают местные лыжники: почему участие в Тольяттинском марафоне дешевле, чем другие марафоны серии
Russialoppet? Может быть, возможно чудо, и за 700 рублей оргвзноса реально провести крутой марафон, а все, что сверху, организаторы других марафонов берут в свои карманы, зарабатывая нереальные деньги? Попробуем ответить на этот вопрос и сравнить.
Реклама. Узнать о марафоне почти невозможно, никакой информации, кроме как на сайте Russialopet и по сарафанке, нигде нет, страничек в соцсетях тоже, есть только древний корявый сайт. Поэтому о марафоне знают лишь местные и те, кто бегает в серии лыжных марафонов России. Марафон старый, на этом и выезжает.
Стартовый взнос. Начинается с 700 рублей, ко дню старта поднимается до 1500 рублей. Самый бюджетный из всех стартов РЛ. Честно говоря, стартовый взнос на марафонах всегда является чуть ли не меньшей из затрат, потому что помимо этого необходимо подготовить лыжи (2000-2500 с порошком), приехать на место старта (чаще всего в другой город), поселиться на съемной квартире или в гостинице на несколько дней, питаться в кафе или столовых (я уж молчу, сколько стоит экипировка и ежедневные тренировки). По моему личному опыту поездка на марафон в близлежащие регионы выходит не менее, чем 10000 рублей, а про дальние вообще молчу, путешествие на Дальний Восток мне обходилось порядка 50000 рублей. Поэтому +- 500-1000 рублей стартового взноса размываются в общих затратах на поездку. Низкий стартовый взнос может быть бонусом только местным, у которых нет других особых затрат как проезд и проживание, для иногородних это не слишком большой мотиватор. Вы вот сами бы полетели на Камчатку, чтобы сэкономить 500 рублей стартового взноса? Честно говоря, даже стартовый взнос в 1500-2000 рублей не покрывает всех организаторских затрат, все эти деньги идут преимущественно на самого участника - майка-номер, питание на дистанции, обед после финиша, медаль финишера, фотографы, система хронометража. Все остальное (подготовка трассы, реклама, судейские, волонтеры, работа по сборке и разборке стартового городка, аренда трассы, помещений, ведущий, сцена, музыка, призовые победителям в абсолюте и по категориям) является головной болью организаторов по поиску спонсоров, партнеров и работе с госучреждениями по финансированию спортивного мероприятия.
Регистрация. Еще пару лет назад, когда все соревнования перешли на он-лайн регистрацию, здесь использовалась сложнейшая система заявок через электронную почту, ты отправляешь письмо - тебе в ответ тишина. Узнать, зарегистрировался ты или нет, можно было только позвонив в Тольятти, если возьмут трубку, конечно. Зарегистрироваться он-лайн в этот раз мне не удалось, она закрылась за день до того, как должна была закрыться. Информации о квотах не было, поэтому узнать, когда она закроется, кроме конечной даты, было невозможно. Поэтому я снова ощутил этот средневековый способ с электронной почтой и не знал, зарегистрировали меня или нет до того момента, пока не приехал в Тольятти, ибо трубку городского телефона брать перестали, а на почту традиционно не отвечали. Клиентоориентированность на высоте!
Получение номера. Приехал в Тольятти за день, чтобы в день гонки этими вещами не заниматься, но оказалось, что стартовые протоколы еще не готовы, а номера можно получить только в день гонки. Ну что ж... приехал пораньше в субботу, чтобы не стоять в пробке очереди. Если бы народу было побольше раза в полтора, это превратилось бы в коллапс. Стартовый пакет скуден и включал сам номер, вымпел и пакет для одежды.
Трасса. Последние 4 года используется одна и та же трасса, которая старается захватить максимальное количество просек тольяттинского леса. Круг в 12 с копейками километров, 10 из которых катается постоянно, а 2 километра начали готовить ближе к марафону, отчего в этой части трассы было довольно мягко. В 2010 году в этом лесу случился пожар и бОльшая часть леса сгорела, поэтому, стартуя в лесу, приходится почти 70% дистанции бежать по полям, на которых очень сильно дует и местами переметает трассу. Ратрак в Тольятти старый, часто ломается и не достаточно качественно уплотняет снег. Согласитесь, что круг в 10 или 12 километров готовить значительно дешевле, чем в 17, 25 или трассу из точки в точку и дополнительные пересыпки дорог. Соответственно, этот момент тоже может влиять на стоимость мероприятия.
Пункты питания. На круге их было 3, расположены достаточно удобно перед спусками. Волонтеры всегда подавали напитки в твердых бумажных стаканах, нареканий никаких нет, молодцы. Раньше было намного хуже.
Медаль финишера. В первые три года моего участия 13-14-15 годах ее вообще не было, хотя уже везде такая практика использовалась. В этот раз медаль добавили, но дешевую из оргстекла. Для сравнения, отлив уникальной металлической медали стоит примерно в 5-6 раз дороже. Лидерам, конечно, не критично, они приезжают за деньгами, а вот иногородним участникам-любителям - это одна из значимых вещей на память.
Обед после финиша. Это обычная марафонская практика на всех стартах: пробежал марафон - пошел поел, и такая опция априори включена в стартовый пакет участника. На тольяттинской лыжной базе нет своей столовой, поэтому участников на финише прямо на улице угощают армейской гречкой и чаем. Если ехал не быстро, то все это либо остывает (мне досталось уже довольно прохладное), либо вообще не достается. Опять же для сравнения, порция солдатской гречки с чаем из расчета на участника обходится примерно в 7-8 раз дешевле, чем полноценный обед в столовой. Тольяттинский марафон проходит в начале марта, поэтому с погодой традиционно везет (а вот попробуйте покушать в -20), но в любом случае после 50 км на лыжах хочется присесть в теплом помещении и нормально поесть, чем стоять мокрым на улице, боясь простудиться.
Фотографии. В век соцсетей, если не выложил фото с мероприятия, то считай, там не был. Еще одна значимая вещь для любителей, которая хранится как память, я к примеру, собираю все фотографии со всех марафонских стартов с 2013 года. Все организаторы стараются привлекать опытных фотографов с серьезной фототехникой, которые могут сделать качественное не смазанное фото бегущего лыжника на красивых местах трассы. Это тоже стоит денег и не малых, а вы бы согласились купить дорогущую технику, которая имеет свойство ломаться, 6 часов просидеть в холодном лесу, а потом пару суток заниматься обработкой фотографий бесплатно? Мы таких 5 лет найти не можем, увы. За 3 предыдущих года участия в тольяттинском марафоне я скачал всего парочку кривых-косых фотографий. Думаю, что и этот год не исключение, несколько фотографов с дешевой техникой я все-таки видел, но сомневаюсь, что найду хоть какие-то фотографии себя, тем более в хорошем качестве, которые не стыдно будем повесить на стену рядом с медалью из оргстекла. А, нет, нашел одну…
А теперь сравните с качественным фото, сделанным на дорогую технику.
Призовые. Этот момент, который важен как профессионалам, которые приезжают марафон не просто покататься и забрать медаль финишера, а заработать денег, так и любителям, которые стремятся победить в возрастных группах. В Тольятти отсутствует работа с партнерами и спонсорами, денежные призовые отсутствуют, награждение происходит недорогими спортивными товарами (палки, бачки), которые зачастую не покрывают затрат победителям абсолюта на поездку.
Оргработа. Всю работу по организации марафона делают либо бюджетные учреждения, которым дали задание, как в случае с Тольятти, либо частные лица с поддержкой госорганов, как в случае с "Сокольими горами", или без таковой. В случае, когда марафон организует бюджетное учреждение, то его работникам уже и так платят зарплату. Когда марафон организует частное лицо, зарплату организаторам никто не платит, все время, потраченное на подготовку к соревнованию и работу по его организации, отнимается из личного и рабочего времени организаторов. При этом риск по убыткам также висит на организаторах - частных лицах. На подготовку одного спортивного события такого масштаба уходит порядка 4-5 месяцев ежедневной работы, которая включает в себя: рекламу события, работу с сайтом, соцсетями, ответами на вопросы потенциальных участников, поиск и работа с партнерами и спонсорами мероприятия, которые еще посылают ..... куда подальше
совещения с госорганами, в юрисдикции которых находится это мероприятие, заказ необходимых вещей - номера, медали, поиск и работа с подрядчиками: фотографами, видеооператорами, волонтерами, судьями, ведущим, диджеем, скорой, монтажниками сцен, смишниками, а за неделю до мероприятия добавляется работа по монтажу самого стартового городка (да, монтаж делают сами организаторы, если нет денег на работников, а денег на это как правило нет), организации точек питания, контроль подготовки трассы, нон-стоп общению и ответам на вопросы от всех участников мероприятия посредством телефонных звонков и соцсетей. День марафона проходит на ногах, после марафона все это разбирается и развозится по местам, а потом еще каждому партнеру и спонсору пишется отчет, где и как его бренд, товар, услуга были прорекламированы. Напоминаю, организаторы - частные лица не получаем за это никакой зарплаты, но рискуют собственными средствами т.к. все покупается заранее, поэтому заинтересованы, чтобы гости марафона остались довольны. Работники бюджетных учреждений никак не заинтересованы в количестве участников и результатах проведения марафона, зарплата им начислится в любом случае, поэтому всем без разницы, приедет ли народ или нет, возьмут телефонную трубку и ответят на вопрос или нет.
Что в итоге? Чуда за 700 рублей не произошло, марафон стоит ровно столько, сколько за него заплатили и странно ожидать что-то большее. Тольяттинский марафон хорош для местного уровня и вполне стоит своих денег, но не более. Как показывают результаты, даже за такую низкую цену регистрации в марафоне Тольятти поучаствовало в полтора раза меньше людей, чем на более дорогих "Сокольих горах" (Тлт 344 человека из 12 регионов, "Сокольи" 512 из 39 регионов). Все стоит денег, и если хотите приехать на качественное мероприятие с подготовленной трассой, с хорошей медалью финишера, полноценным обедом после финиша и крутыми фотографиями высокого качества, за это придется платить.