МУЧЕНИЧЕСТВО БИДЗИНЫ, ШАЛВЫ и ЭЛИСБАРА

Oct 27, 2011 11:48


Нашёл весьма интересную статью «ИЗ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОЙ АГИОГРАФИИ: "МУЧЕНИЧЕСТВО БИДЗИНЫ, ШАЛВЫ И ЭЛИСБАРА"» опубликованную в журнале "Эмигрант"№1 2000г.

Делюсь отрывком а полную версию можно найти тут.

Множество мучеников обрамили нас в преизбытке обильного сияния и красоты, и они также желают, чтобы и мы со своей стороны восхваляли бы их во славе, подвигигли их мужество, которые они отважно выказали в любви ко Владыке. И не то, чтобы им какую корысть иметь или что стяжать от нас - они же сами преиснолнены и полны щедрот в преизбыточном обилии и сияют светлее Солнца пред Владыкой своим, хотя и ведома им наша немощь и непостижимость достойного прославления, какое бы приличествовало им, однако, ибо они суть братолюбивы, также как Христолюбивы и в том воля дабы и мы не остались непричастными к благодеяниям их, в коем они радуются, ежели и мы причастимся к поминанию их и будем усердными слушателями их подвигов и отваги их. Ибо ежели будешь непрестанно славить мучеников и вожделевать отваги их, и ежели возжелаешь, и ныне и присно предедлежит нам подвиг венценосцев, ибо потому как насильники безбожные понуждали их к отречению, так и невидимые насильники делами злыми денно и нощно побуждают нас к отречению. Противостоянием дьяволу наносимые им страдания в меру сил обратим вспять н посильно воздадим хвалу мученикам, дабы быть нам сопричастными им, ибо все они соразмерны оным и угодны пред Господом.


Ныне же, возлюбившие мучеников, придите и соберемся в память о них и с усердием воспоем их отвагу. Слово же мое не о древних и ранних мучениках, не о мучениках, воссиявших в чужих странах, который хотя и древние и по времени предшествуют нам и по местам подвигов отдалены от нас, однако для Всевидящего они суть вечно новы и живы и вечно обновляемы и светлы и осияны славой. И как видимое Солнце сие всем равно близко, также и святые мученики, единожды став жертвой, кровью их обновляется церковь. Дальние и близкие, первые и последние, все они (мученики) для всех, восхваляющих их и молящихся в вере, являются близкими заступниками.

Но паче сии наши новые мученики, доподлинно наши и в стране нашей воссиявшие новыми подвигами и вновь с усердием ярко сияют, как светила негасимые вечно блистают и словно лилия душистая и словно розы румяные кровью багряной сотворенные, пышно цветут и благоухание их обильно устилает церкви наши.

Я же выскажу нечто, не чуждое достойного повествования, в чем и вы за свидетельствуете мне с усердием. Ибо у первых оных мучеников было много преимуществ для подражания и первого примера, скажем прежде всего о святых апостолах, очевидцах Слова Божиего и о следующих за ними бесчисленных мучениках, которые встречались друг с другом и один другому подражал, с усердием подвизались и, словно сокровища многосильные, стяжали себе мученичество. Истинным образцом для них был светлый лик царя Христа и совершенный Им подвиг. Царь Христос стал наставником мучеников, подражая которому, младенцы и жены немощные становились отважными, забыв о природе свей.

А у наших новых мучеников временем и делами весьма последних, не было никого вблизи, с кого бы они могли взять пример, ни начинателей подвигов, опричь немногих, которые несколько ранее были увенчаны венцом мученичества. Я сказал немногих по числу, но не малых но мужеетпу и отваге, великие и блистательные в добродетельном мученичестве, скажу о ярком том светиле грузинском царе Луарсабе и блистательно венценосной мученице царице Кетеван, которые (также) несколько ранее совершили подвиг бессмертия и приняли венец нетленный от безверного шаха Аббаса и сменили преходящее сие царство на Небсное и беспредельное царствие - один из них примял кончину после долгих мучений через удавление, другая же от огня завершила поприще свое.

А после оных великих светил, последовади трое сиих мучеников, по числу Троицы, о коих и есть слово наше, они и представлены поводом нашего похвального Слова, пособят нам и вспомоществуют. Назову я теперь сих новых мучеников: Бидзину блаженного, Элисбара отважного и Шалву всесильного, мужественных духом и отважных разумом, вооруженных Христом необоримых воинов, Богом облаченных воителей, которые поразили тьму воинов и тысячи становищ неверных и заодно с ними незримых врагов, князей тьмы, духов лукавых, коих они сполна обратили вспять и рассеяли и удостоились от Христа победного венца и по их мужеству и отваге обратились в статуи, стали образцом и мерою доблести, ибо по сей день сии славные во Христе имена среди нас грузин, памятны и сияют во славе и кровью их вера наша твердо преуспевает.

Будет ведомо всяким, братья, как владычествовали над нами персы и страна наша подвергалась ими злостному насилию, а паче всего страна Кахетская, ибо безбожный шах Аббас, что был царем Персии, опустошил ее и обезлюдил. И никто из прочих не был в силе им противостоять и все мы были под страхом и засилием ибо святую царицу Кетеван Кахетскую, а затем святого Луарсаба, царя Картлийского, обоих вероломно пленил и покарал горькой мучительной смертью во имя Христа и были они увенчаны мученическим венцом. Но не замедлила ему кара свыше, ибо сей царь-изверг горькой кончиной был выведен из жизни, ибо подобно Иуде - распух и распался. А сын его шах Аббас Младший возжелал выкорчевать сполна христианство в Кахети и вместо него преумножить и усилить нечестивую веру свою.

Ибо после разора великим шахом Аббасом, ежели где-либо находились люди, стали понемногу обустраивать разоренные места кахетские. Когда же персы прознали о возобновлениях в Кахети, весьма осерчали и поэтому стали помышлять о зле. Тогда прислали бесчисленный улус татарский со всем их семейством и пешим (воинством) и со всем их имуществом и главарем им поставили султана из Ардалана, также со всеми его домочадцами, дабы сполна истребить христианство. Тотчас же тронулись и достигли Кахети, расположились в ней и обосновались. И переполнилась ими область Кахетская, ибо никто не был в силах противостоять им, ввиду их множества.

И стали поселяться от Верхнего Бахтрнони, в которой ныне стоит крепость, ими возведенная, и до самой Нухи, ныне именуемой Падари, по обе стороны Берегов Алазани и во всех местах Кахети.

Ибо нигде не поминалось имя Христа, опричь некоторой малости в горах среди тушов и хузов в окрестных тех местах.

Тогда воссияли сии отважные святые, ибо Господь, дивный и всемогущий, притворитель маломощных во всесильных, дал разуму блаженного Бидзины доброе намерение, достойное богослужения и мужества его: отправился к обоим эриставам картлийским - арагвскому и ксанскому и поведал им обо всем постигшем их зле и просил их вспомоществования. Ибо эриставом Арагвского ущелья тогда был, коего звали Заал, а в Ксани святой Элисбар и святой Шалва, ибо Элисбар был бездетен и стар днями и святого Шалву, племянника (сына брата) своего, усыновил и так оба они эриставствовали в Ксани. А святой мученик Бидзина - один из великих князей кахетскнх, родом Чолокашвили. Итак, он, как я уже говорил, пошел к тем эриставам и поведал им обо всем постигшем его зле и говорил: "Узрите наши столькие бедствия и испытания, столь горькое разорение Кахети, а ныне же полное покорение ее татарами и истребление христианства. Ныне это зло постигло нас, еще немного и несомненно и вас постигнет такое же испытание. Так восстанем на них, хотя это и непосильно нам, но мощью и споспешением Создателя и Бога нашего и путеводительством и усилиями Животворящего Креста и содействием отважного святого воина Георгия, ибо захватили славный храм его и осрамили и почестную икону его сокрушили. Да подымемся же мы и сразимся с ними. Ежели изъявит Господь, то осилим мы и обратим их н бегство, либо погибнем во имя Его, ибо как и Христос Господь наш положил душу свою за нас, так что же удивительного в том, ежели и мы положим души наши за Него и братьев наших и погибнем во имя Его. Хотя их множество и превосходят числом, мы же ныне умалены из-за грехов наших и нет сегодня среди нас ни главаря и предводителя, ни ополчения всадников и силы оружия, но униженные и душами обнищалые восстанем на них, и ежели изволит Бог, один прогонит тысячу и двое одолеют тьму. Но ежели Господь не изволит того и не осилим мы их, так погибнем же во имя Его. Да будет имя Господа благословенно во веки".

Услышав это, оба эристава стали совместно размышлять и обещали вспомошествования. Но арагвский эристав явно не смел помочь из-за страха перед персами, но тайно выдал им в помощь немного избранных всадников. А отважные и богослужением украшенные Элисбар и Шалва с великим усердием, в меру своих возможностей, собрали силы и с воинством своим прибыли в Тианети н призвали тушов и мтеулов и малость кахов, где только можно было их разыскать, и в одну темную безлунную ночь перевалили гору и прошли Ахмету и незаметно нагрянули на стоявших там татар силою пречестного Креста и ходатайством Святой Богородицы и упованием и предводительством святого архимученика Георгия, и стали истреблять их и сечь и посекли до полного уничтожения, и обратили их в бегство и рассеяли их и побили острием меча. И сам славный султан оный, поставленный их главарем, с трудом успел сесть на коня и с малым числом людей бежал, оставив жен и детей. Они же всех перебили и похитили и полностью истребили и разогнали. И победоносные возблагодарили Бога и славного первомученика Георгия, ибо явно представилось видение: как молния на белом коне скачет Георгий, предводительствуя их.

И такую победу даровал Господь ”этим трижды блаженным с малым числом людей, какую никому и нигде - из прочих народов - не было даровано. Сказывали о восьмидесяти тысячах домов тех татар поселенных в Кахети, перебитых и рассеянных ими так, что даже одного из них не сыскать было в Кахети. Вот так споспешествовал Господь и одарил сих отважных этой победой. Ибо распорядитель мудрости загодя ведал о твердости их разума и ту любовь, которую имели они к Нему, веру нерушимую и неизменную, посему Он и был заступником им оказал им такое споспешение и загодя выразил им, как быть в борьбе против невидимых супостатов.

А некоторые и немногие из беглых татар и сам султан пустились обратно в Персию. И прознал обо всем этом, постигшем их, каждый перс. Весьма огорчились они тому и великим для себя позором и потерей сочли.

Тогда повелели главарю Гандзийскому возглавить Кахети, и когда он подступил к Кахети с вышних ее земель, в страхе не дерзнул войти в нее, но стал лагерем на берегу Алазаии, напротив Чоети и оттуда правил и держал Кахети.

Тогда персидский царь, шах Аббас Младший, нами сам написал царю Картлийскому Вахтангу, коего персы называли Шахнавазом, дабы тот выдал ему отважных сих христианских ратников, которые совершили все эти дела. А царь Шахнаваз схватил всех троих блаженных и представил их шаху Аббасу в Персии.

А шах Аббас выдал их тому Ардаланскому султану, который был ими прогнан во время того истребления татар. И так повелел персидский царь султану и уведомил его, а именно: "Мне весьма жаль их ввиду добродетелей их и отваги и я не желаю смерти их, ибо они весьма полезны против врагов и супротивников наших. Вынуди их отречься от веры их: ежели они отринут веру свою и станут мусульманами, они будут удостоены нами великих почестей и множества даров, ежели же они этоого не сделают и станут непослушны воле нашей, накажи их лютыми страданиями, а затем выведи их из этой жизни".

Тут и повели сих святых и представили их султану Ардаланскому. И султан узрев святых, представленных ему связанными и осужденными, весьма возрадовался и с почетом приветствовал спервоначала приветил их добром, ибо и указ был таков со стороны шаха Аббаса. Ибо ввиду мужества их и отваги не желал их истребления. Но такова была воля безбожного царя, чтобы отречением от веры навсегда оставить их их при царе и сражались бы они с врагами его. Поэтому сулил им даров и почестей великих, дабы отринули имя Христа. Но святые сии, словно едиными устами ответствовали и говорили: "О дарах и почестях наших не велит, и не даров наших страждем, ибо мы рабы Царя и поставлены воинством Христа, Который одарил нас непосильной для нас победой и от Него же ждем мы даров нетленных и богатств неизбывных. А дары и почести ваши скоротечны и преходящи, исчезнут как сон и завянут словно цветок, а что же затем будет вместо всего этого? - только огонь негасимый и прочие мучения, безчисленные, нескончаемые, в которых будете страдать вы и все отвергшие Сына Господа. Ни почестями и дарами вашими, ни скорбями, ни страданиями, ни угрозами смерти, вы не в силах отринуть нас от Христа. Но мы готовы вытерпеть все, дабы блаженствовать с Ним и радоваться".

А общим ответчиком их был святой Бидзина и он говорил за всех, а воля и помыслы троих были едины и равны, потому как они совершили подвиг совместно и равно и равно удостоились венца. Слыша это, безверные дивились отваге и мужеству их смелым ответам. Вновь понуждали к отречению и сулили великих даров и обещали сделать их приближенными их царя и говоили им о величии их отваги и доблести и советовали смилостивиться над собой и не предавать себя преждевременной смерти и не выводить себя из сладкой сей мгновенной жизни. Но святые на все это отвечали: "Мы никоим образом не отречемся от веры Христовой, не отвергнем имени Его, ибо нет ничего слаще смерти за Христа. Никогда не внемлем лживому оному апостолу вашему. Вы же поступайте, как желаете, мы не страшимся огня и меча, ни прочих страданий, которые вами изобретены". Тогда безбожники потеряли надежду на их обращение, стгремглав схватили сих троих воинов Христовых и связанных нещадно волочили по земле, словно злодеев, сих славных людей, которые души свои положили прежде за Христа и веру Его, а затем и за братьев, как и повелевает глас Божий: "Нет в любви к Богу слаще того, чем положить душу свою за друга своего". А блаженные сии заранее презрели смерть, ибо по сей день, как это ведомо вам, вся вера Христова и Православие Святой Троицы утверждается меж нами и на крови их процветают церкви ваши. Ибо не за одного или двух братьев, не за десятерых и двадцать, и даже не за сотни и тысячи положили они души свои, но подобно Спасителю нашему, за несчетных и тьмы народов и за всю Грузию отдали себя на убиение и спасли их. Ибо ежели не было бы совершено это, христианетво среди нас было бы истрсблено сполна. Такой подвиг и такую доблесть проявили сии доблественики и оказали нам великое благодеяние.

Мы же вернемся к начальному слову и вспомянем их непреклонность в вере Христовой и бесстрашие пред смертию во имя Его и подвиг их божественный.

И как истязали сих святых и волочили их вновь и понуждали к отречению от Христа, но они говорили то же самое и выказывали большую твердость в вере своей и полную любовь ко Владыке, ибо воодушевляли друг друга и один другого поощрял, дабы не оплошать пред предстоящим подвигом и с радостью принять все постигшие их страдания. Молились и умоляли Господа, дабы ниспослал им споспешение Его и укрепил и дал выстоять предстоящие подвиги во имя Его и крепились в вере в Святую Троицу. Поскольку были они взращены в делах мирских и воинских, то не были тщательно научены в Божественных писаниях, но то, в чем они были осведомлены или Дух свыше внушал, в том явились твердо научены и то произносили и уста их не уставали прославлять Господа и непрестанню произносили Символ веры, предел нашего верования.

Тогда и бывшие при них немногочисленные прислужники - и они весьма понуждали их и уговаривали подчиниться повелению их и спасти души свои от стольких истязаний и не истреблять себя люто, но заблаговременно спастись от них.

Но они глазами гневными глянули на них и жестоко вознегодовали и прогнадн прочь и говорили им: "Ежели вы верны нам, то почему понуждаете нас отвергнуть Христа и примкнуть к нечестивой и злой вере Мухаммада и желаете предать нас вечному мучению, недостаточно ли сих понудителей, наших ненавистников безбожных и заодно с ними врагов необозримых, жестоких воителей рода нашего".

А безбожники оные нашли иной способ и вновь лицемерно говорили: "Не делайте себя, славных, посмешищем врагов не избирайте смерть взамен сладкой жизни, но повинуйтесъ повелению самодержца: откажитесь от веры вашей и станьте мусульманами и примите бссчисленные дары и пользы щедрые, покоритесь закононоложителю Мухаммаду - Пророку нашему". Они же говорили им по-прежнему и то же самое утверждали и были необратимы в помыслах своих и ответствовали: "Дары и почести ваши мгновенны и скоро расточатся, а добрые обещания Владыки нашего, которые Он заповедал возлюбившим Его и уповавшим на имя Его, суть вечны и беспредельны, подобное которым глаза человеческие нигде не зрели, уши не слыхали и и сердце человеческое не проникало. Также нестерпимые и бесконечные беды и мучения, которые жгут отвергших Его."

Безбожники оные, прослышав обо всем этом, потеряли надежду на их обращение. Добавили им муки, тяжелее прежних; оголили сих святых и со связанными руками и ногами бросили под палящим солнцем, лишенных всяких надежд, изнуренных голодом и жаждой и нещадно терзаемых мухами и шершнями.

Вновь приступили супротивники оные с различными угрозами и предрекали им прочие мучения и жесточайшую и горькую смерть. Они же становились отважнее и всею мудростью слов их, ниспосланных свыше, подобно Заветам неизученным, обращали вспять слова их. Тогда же супостаты приступили сперва к двум эриставам - Элисбару и Шалве - прежде всего они решили они отсечь им головы, дабы навести страх на отважного Бидзину и убиением их устрашить бесстрашного разумом и твердого паче алмаза (и тем самым) думали отречь его от Христа. Но святой не только сколько-нибудь не оробел, он и их делал бесстрашными пред смертью и воодушевлял их, дабы с радостью восприняли смерть - обманщицу бессмертия и говорил им, а именно: "Нет ничего слаще смерти за Христа, которая будет нам началом бессмертия и вечной жизни". Тогда сии блаженные с радостью предоставили выи свои мечам, но палачи, когда подняли десницы свои, чтобы с силой ударить их но выям, не смогли достать их, ибо блаженные сии доблестные и статью были высоки паче прочих людей, и спервоначала ударили мечом но голеням. И от удара пали они на колени и таким образом отсекли им головы. И так восприняли желанную кончину и вознеслись венценосные пред славою Владыки.

Вновь приступили к блаженному Бидзине, теперь-то уж достоверно думали, что он оробеет, полагая ложью сломить его; страшили его и угрожали безбожники еще более жесточайшей смертью. Но он становился отважней и настаивал, чтобы поспешней вывели его из мгновенной сей жизни, ибо желал и торопился скорее достичь своего желания воссоединиться с друзьями своими, дабы не отстать от числа почитаемой Святой Троицы и дабы восполнить умаленное им это число. Вновь приступили к нему и предлагали почестей и даров паче прежних и богатств обильных сулили, дабы отвергнуть Христа и примкнуть к вере их. Но он вновь говорил им те же слова и поносил веру их и нечестивого их закононоположителя и обращал вспять слова их данной ему свыше милостью. И, поскольку, они потеряли надежду и никакими силами и образом не могли отторгнуть его от любви ко Христу, стали надругиваться и издеваться над ним. Принесли женское покрывало и облачили в него отважного воина Христова, как ведомо нам, также поступили и со святыми Сергием и Вакхом паче - Владыкой моим Христом, как Он в хламиду багряную на посмеяние Его и во имя мое был обличен безбожными евреями, также и этот не счел за стыд одеяние то позорное, дабы славиться во веки во Христе славою оной, нами непредставимою. Затем изобрели иной способ поругания и издевательств, словно этим могли они сколько-нибудь склонить его к себе. Привели осла и на него посадили его и водили его по площадям и улицам. Надругались, позорили и насмехались, ибо у персов почитается большим стылом для мужчин, а тем паче знатных главарей, восседать на ослах, лишь женщины и жены их знати вместо меринов и коней седлают ослов. Потому-то сии безбожники и изыскали поругание* оного снято, он же паче радовался и благодарил Бога за это уподобление его Господу, ибо и в этом он оказался подобным Ему, как и Он смотрелся, восседающим на молодом осле, входящим в Иерусалим за страдания о человечестве, так и этот, верхом на осле, спешил вступить в Небесный Иерусалим, где восседает на троне Владыка владык и Царь царей и Херувимов, Коему поклоняется сонм тьма-тьмущих ангелов. А сам святой пел в уме своем с ликованием и говорил: "Эе! - какими благодетелями оказались мне сии враги безбожные, я чувствую себя на этом осле входящим в рай".

А неверные оные после этих насмешек и глумлений вновь привели его и стали стращать и грозились лютой смертью”, ежели он не отвергнет Хритса. Он же бесстрашным и зычным голосом снова порицал нечестивую их веру и поносил лжепророка их и более ожесточал их и возбуждал на себя их ярость, требуя скорее вывести его из этой жизни и достичь своих желанных и дабы скорее воссоединиться с сиятельнейшим сонмом мучеников.

А палачи оные принесли многообразные отточенные мечи и стали немилосердно сечь и кромсать члены и суставы оного святого и говорили: "О, Бидзина, покорись и отвергни веру свою в Христа, в Которого ты уверовал, как в Бога и не желай себе жестокой смерти". Но он непрестанно повторял Символ веры и присовокуплял божественную молитву. Сперва отсекли но одному пальцы десницы, а затем шуйцы и говорили: '"Это легко уврачевать, ежели покоришься самодержцу". Он же непрестанно молился и ничего им не отвечал. Затем по одному отсекли пальцы правой и левой ноги и каждый раз приговаривали: "Все это легко уврачевать, ежели пожелаешь и отвергнешь Христа", он же был несгибаем в своей твердости. А затем отсекли кисти десницы и шуйцы, а также ступни ног и так помалу стали стали его рассекать и резать но членам и суставам, как слышали вы то о посечении Иакова, который воссиял среди тех же персов. И так немилосердно секли, а затем умножали раны его новыми язвами и к каждому суставу его прикасались. Секли и терзали и словно пашню бороздили тело его. А поступали так с ним безбожники сии потому, чтобы жесточайшую боль нанести в глубину сердца его; и, возможно, этим ослабить мужество его и покорить. Он же голосом зычным призывал имя Христа и в уповании на Него облегчал себе горькие боли и у Него же молил терпения, дабы недолговременными своими страданиями стать общником Его страданий и достичь вожделенного блаженства, а Он согласно его заповедям не презрит принявших страдания за него, коим Он вспомоществовал и удостоил вытерпеть невыносимые боли. Затем отрубили обе руки до локтя, затем голени до колен, затем оба предплечья от локтя до плеч - правое и левое. И, таким образом, нещадно зарубленного на части волочили но земле. И вновь тащили его и снова начинали сеч остатки его членов, затем же рассекли оба мощных чресла, а он покуда был еще малость жив и лишь голова невредимо лежала на изрубленном его теле. И глядящим на это было ужасно, и как мог устами и глазами выказывал знаки молитвы и призывал в помощь. И вновь бесчестили и волочили части его по земле. Покуда он был едва жив, глянул один из палачей и порознь разглядел отсеченные члены его и как-то глянул во внутрь, ибо явственно виднелись внутренние части его, и зрел он сердце оного, трижды блаженного, ибо оно все еще было живо и двигалось как обычно, билось, думаю, любовию оною божественною, которую словно огнем пылала и “высь возносила все его скорби, блистало сердце и пылало, и узрев сие, палач оный воскликнул зычным голосом: "Смотрите - вот! -все еще жива эта свинья, ибо сердце его в движении и содрогается и столькие жестокости и беды не смогли его унять". Принес копье и со всею силою вонзил ему в сердце.

О, кончина его, трижды блаженного, о, всехвальный подвиг его, о, неисчислимая милость Его и деяния, как и делом и образом явил его. блаженного ревнителя страданий Его и этим увенчал венцом сего всехвального, яко и Он за нас принял раны на Кресте от копья, так и сей за Него был пронзен копьем. Велика слава сия, братья, велики даяния и почесть, коими восславил Он и украсил мученика Его.

И как это произошло, осталась одна лишь голова сего богоносного тела его, все - находящиеся у Вседержителя - призрели его и поселился он в Небесном Иерусалиме среди незримого добра, где пребывает когорта бесплотных и радуется сонм апостолов и веселится собор пророков и царствует сход иереев и отцев и паче сияет святая краса собрания и святых из всех веков, к коим он примкнул и среди которых поселился он и радуется и блистает в свете бестелесном и ощущает невообразимое величие божественного образа и радует его Древо Жизни и ходатайствует он за нас, - славящих память о них и празднующих отвагу и подвиги их.

А мелко посеченные члены трижды блаженного и оных двух святых бесчестно вышвырнули вон, ибо никто не дерзнул поднять их из страха перед безбожниками. Но в ту ночь для почести оных мучеников, их святые тела осиял яркий свет для обозрения всеми свидетелями, так что можно было подумать, что глядящие зажгли множество лампад, и где только было забрызгано кровью, пролитой за Христа, там особенно сияло каждое место. И те, которые зрели это, славили Бога и говорили: "Велик Бог христиан, во имя которого были сии убиенны". В течение же ночи, когда все уснули, пришли туда бывшие там христиане армяне и подняли и выкрали тела сих снятых, забрали и тайно упокоили их в своей церкви. И почитателям их, которые с верой преклонялись пред ними, творили они множество исцелениий и прогоняли от них бесов

А по прошествии после того немало лет, супруга святого Шалвы, боголюбивая Кетеван и сын его эристав Давид отправили людей верных туда, где были упокоены тела оных святых. Вскрыли их и узрели, что вес они трое были нераздельны и друг с другом соединены, а головы сих святых ни на одном не было, ибо их отделили армяне и католики, которые упокоили святых. Тогда присланные люди взяли их и принесли в Картли. А домочадны их и много прочих, прознав об их прибытии, с великим желанием и верой вышли на встречк и обнимали и лобызали их. А трое оных святых не отличались друг от друга, неузнаваемые по имени, потому как были лишены голов. Потому их троих совместно и неразлучно привезли и положили в одну могилу в Икорте, в славном монастыре Архангелов, в северной стороне, прямо у столпа, во славу Отца и Сына и Духа Святаго Единобожия неразделимого, которому надлежит всякая слава, честь и поклонение и ныне и присно и во веки веков, аминь.

герои, патриоты, как любить родину, патриотизм, люди

Previous post Next post
Up