Изданием "КомпьютерПресс" этот вопрос был поднят
аж в лохматом 2003 году, однако воз и по сей день не сдвинулся с места ни на миллиметр. Зато к выгоде копирастов "бешенный принтер" строчит неустанно...
Многие разработчики ПО используют лицензионное соглашение для ограничения прав потребителя. Разработчик ПО предполагает, что покупатель, приобретая лицензию по принципу "As is", получает программный продукт со всеми имеющимися в нем ошибками и, следовательно, не вправе требовать возмещения ущерба, причиненного его применением. Обычно в подобной лицензии материальная ответственность производителя ограничивается суммой, уплаченной покупателем за программный продукт. Разработчик и распространитель, как правило, не несут ответственности и за утерю пользователем баз данных программы и не производят ее восстановления.
Почему же возможна подобная безответственность? Основной лозунг производителей ПО в настоящее время звучит так: "Невозможно исключить все ошибки из разрабатываемых приложений!" Однако это неверно. Существует множество ПО, функционирующего без ошибок. Более корректно было бы говорить: "Невозможно гарантировать отсутствие ошибок в ПО, поскольку современное ПО очень сложное". Тестирование не позволяет достичь уверенности в отсутствии ошибок, но увеличивает вероятность их выявления.
Утверждение, что гарантий нельзя давать из-за сложности ПО, не выдерживает критики. Современный самолет - устройство со сложнейшим программным и аппаратным обеспечением. Его производитель не может быть уверен, что все ошибки были полностью устранены. Тем не менее производитель самолетов, как правило, берет на себя всю ответственность за качество своей продукции. Ни одна другая технологичная индустрия не полагается исключительно на тестирование. Человечеством накоплен значительный опыт, позволяющий утверждать, что тестирование - это дорогой и не всегда эффективный способ выявления ошибок, в том числе и в приложениях. Для достижения высокого качества товара необходимо уделить особенно пристальное внимание его производству. Разработаны специальные методы улучшения качества производства, позволяющие производить продукты, не содержащие ошибок. При этом производители берут на себя ответственность за их работу, а также все расходы по возмещению ущерба, к которому привело использование их товара. Ситуация в индустрии программ, однако, противоположна описанной. Очень часто ПО поставляется с заведомыми ошибками, за исправление которых деньги затем берут с пользователя. В целом об индустрии ПО сложилось мнение как о выпускающей ненадежную и некачественную продукцию. Типичный аргумент в защиту: "Ведь никто не делает лучше!" в данном случае неубедителен.
Сегодня во многих системах от работы ПО зависит человеческая жизнь. Как насчет ПО для ядерных реакторов, медицинских инструментов, управления безопасностью автомобиля, производства лекарств? Вы согласны с тем, что его производители не будут нести ответственности за работу своих программ? Смертельное лекарство, авария на атомной электростанции по вине разработчика ПО... Неужели в ближайшем будущем все это произойдет? Нет, это реальность настоящего дня! Известен случай, когда в результате ошибок, допущенных при разработке ПО для медицинского прибора, погибли люди, для лечения которых он применялся. Компьютеры и вычислительные устройства все больше вторгаются в нашу жизнь. Мы всё сильнее зависим от программного обеспечения и полагаемся на его надежную работу. Неужели происшествия, связанные с некачественным ПО, должны стать нормой, чтобы мы задумались? Или уже настало время признать, что качество - это неотъемлемая часть ПО? Производители ПО должны нести ответственность за свои продукты. Баги в программах - это не неудобства, а дефекты, которые требуется устранить. Давайте представим себе другой мир, в котором на программах, продаваемых по принципу "As is", имеется яркая наклейка "Производитель данной программы не гарантирует ее корректную работу" или "Использование этого ПО может быть вредно для вашего здоровья". А в выпуске новостей, например, передают сообщение о том, что корпорация "Макрософтвер" отзывает 422 млн. копий своего продукта Home XP из-за проблем с печатью документов и гарантирует покупателям возмещение материального ущерба. Не пора ли нам задуматься над тем, как претворить эти мечты в жизнь?