Жюков подбивал Берию к путчу

Feb 19, 2012 11:43


  Хотя такие исторические фигуры, как Лаврентий Берия и Никита Хрущев, принадлежат к общей красной обойме, для массового сознания они - антиподы. Один в интеллигентских очках и шляпе, другой - в простонародной вышиванке. Первый - мрачный и желчный мизантроп, второй - весельчак, балагур и простак. Один - "палач сталинского режима", другой - его официальный могильщик, заодно из гуманных побуждений похоронивший и опасного конкурента.
  Но жизнь не прочь посмеяться над избитыми схемами и клише, чему свидетельством биографии сыновей Берии и Хрущева. По иронии судьбы, их даже назвали при рождении одинаково - Сергеями. Получив прекрасные стартовые условия, оба подались в физику, в достаточно юном возрасте стали докторами наук, лауреатами престижных премий - Сталинской и Ленинской.
  А вот завершили свои карьеры наследники звучных фамилий по-разному. Сергей Никитович, как известно, присягнул на верность Соединенным Штатам. Его, похоже, нисколько не тревожило то, что отец, который когда-то обещал показать Америке кузькину мать, может перевернуться в гробу.
  Сергей Лаврентьевич, которого Хрущев-старший, лишив в свое время всех званий и даже фамилии, отправил в ссылку, тоже, наверное, мог перебраться за океан. Разъезжал бы по США с лекциями и воспоминаниями о том, как на Ялтинской конференции по личному указанию Сталина прослушивал разговоры Рузвельта и ежедневно докладывал о результатах генералиссимусу. Но он - надо же! - до последнего вздоха думал о людях, которые его окружали, и о пользе, которую может принести им и своей стране. А еще батоно Серго остался верен памяти своего отца. Даже на пороге небытия пытался восстановить, как ему казалось, историческую справедливость, реабилитировать его в глазах если не современников, то хотя бы потомков.

  - После похорон Сталина Лаврентий Павлович понимал, что развязка может наступить вот-вот?
  - Он понимал, что столкновение неизбежно, был в этом уверен.

- Но не ожидал, что оно произойдет так быстро?
  - Отец полагал, что это случится на съезде, где у него будет открытая трибуна. В этом он ошибался. Жуков, например, прямо его предупреждал...

- По одной из версий боевой маршал принимал самое что ни на есть активное участие в аресте Берии...
  - Чепуха! Когда он был членом Президиума ЦК и министром обороны, а я еще отбывал ссылку в Свердловске, Жуков приехал ко мне, встретился. Был откровенен: "Ты сам понимаешь, ну какая нужда мне вообще с тобой разговаривать? Но я русский человек, бывал в вашем доме, считал себя другом твоего отца, который много раз вытаскивал меня из неприятностей. Я ему прямо говорил, что делать, но Лаврентий меня не послушал".

- И что же Георгий Константинович предлагал?
  - Он говорил: "Надо сделать военный переворот и перестрелять все партийное руководство". Жуков, если честно, их ненавидел.

- В свое время он и убрал из армии политотделы...
  - А отец ему ответил, что люди нас не поймут, это бонапартизм.

Там еще много интересного. Подозреваю, кое-что - плод личных симпатий/антипатий, кое-что - дань "разоблачительской" моде, но в целом - познавательно.
Previous post Next post
Up