Ну, что? Учнем, помолясь! В пору моей молодости (в бытность мою, с визитами, в славном городе Мо), к нам приезжали забавные ребята из города Ковдора, с музыкой и субстанцией, производимой питерскими студентами-химиками (по материалам западной специализированной литературы, ибо у них был доступ), которую одни называли LCD, другие - PCP.
Откуда эти ребата, из маленького приграничного городка (меньше, чем Мо, и по массштабу, и по количеству туземцев, в нем проживающих) добывали все эти кайфы - ума не приложу, потому как город их расположен в стороне от федеральной трассы, и, тем более, от железнодорожной ветки, соединящих заполярный мир с большой землей.
По поводу субстанции - не знаю, что это было, но эффект производило ошеломляющий.
Позднее, проведя сравнительный анализ с продуктами подобного рода в обеих столицах (и за их пределами), могу заявить: не с чем подобным я не сталкивался.
Что это было? - тайна ушла, вместе с теми безизвестными химиками, чьи имена мы не знаем, и теми ребятами, что приобщали нас к этому делу (почти все они умерли, чи, просто, - растворились во времени и пространстве, подобно чеширскому коту, - осталась только блаженная улыбка). Это было мощнее всяких там западных марок, которые они, там, в Европе, называют кислотой. Вводилось внутривенно. Я бы сравнил по мощи воздействия с кетамином, калипсолом и их производными (внутримышечно), но эффект иной.
Сказал бы за эфир, но не довелось отведывать, а нынче и поостерегся бы - годы не те, психика, итак не в п-ду.
Ладно, метафизика это все, - вернемся, собственно, к музыке.
Эти-то ребята и привезли мне катушку группы Can (это был “Cannibalism-I”, официальная компиляция). И всё, с тех пор я там, откуда не возвращаются. По сю пору, чего и всем желаю. Далее, сухие факты, взятые из сети:
“Can - немецкая рок-группа, основанная в 1968. Стиль группы сочетает в себе элементы направлений арт-рок, психоделический рок, краут-рок и авангард. До 1970 носила название The Can.
Группа Can образована в Кёльне в 1968 году под названием Inner Space и на тот момент включала в себя гитариста Хольгера Цукая, клавишника Ирмина Шмидта (оба были учителями музыки, ранее учившимися у Карлхайнца Штокхаузена), гитариста Михаеля Кароли (ученика Цукая), джазового барабанщика Яки Либецайта и первоначального участника Дэвида Джонсона.
Осенью 1968 года они нашли очень ритмичного американского вокалиста Малкольма Муни, любителя конфронтаций, с которым в 1969 году выпустили альбом Monster Movie. Однако большего успеха добились с японским певцом Дамо Сузуки. На первую половину 1970-х пришлось три их легендарных альбома (Tago Mago, Ege Bamyasi и Soon Over Babaluma), по сей день являющиеся шедеврами краутрока”.
“Германская команда "Can" из Кельна является ведущей авангардной рок-группой периода 70-х годов. С самого начала их музыка не соответсвовала стандартным понятиям рок'н'ролла. Тяготеющих больше к классической музыке, чем к Чаку Берри, их можно разве что сравнить с Фрэнком Заппой или "Velvet underground", хотя их произведения были более серьезны, чем у вышеназванных артистов. Состав коллектива периодически подвергался изменениям, основная четверка была на месте. Это клавишник-синтезаторщик Ирмин Шмидт (р. 29 мая 1937), гитарист Майкл Кароли, ударник Яки Либезейт и басист Холгер Чукай.
В самом начале образования команды, носившей тогда название "Inner Space", в ней принял участие также флейтист Дэвид Джонсон. "Can" дебютировали в 1969 году с первым довольно простеньким альбомом "Monster Movie". Эта была единственная работа того периода группы с американским вокалистом Малколмом Муни.
На диске 1970 года "Soundtracks", представлявшим собой сборник музыки к фильмам, появился новый певец - японец Кени "Дамо" Сузуки (несколько треков, правда, были записаны еще с Муни). Этот товарищ также владел гитарой, саксофоном и кларнетом и имел за плечами четырехлетний опыт работы.
Интересным по сути получился двойной альбом 1971 года "Tago mago", на котором были представлены продолжительные композиции с экспериментально-психоделической музыкой. Каждый из музыкантов самовыражался как мог, но диск получился очень интересным. В конце года "Can" организовали свою собственную студию "Inner Space". На диске "Ege Bamyasi", состоявшим в основном из саундтреков к фильмам, был впервые использован прообраз современной драм-машины. Эта пластинка первый раз принесла группе хорошие позиции в германских чартах, несмотря на то, что коллектив уже был к тому времени признан слушателями в Европе и даже в Англии. После выхода "Future Days" команду неожиданно покинул Сузуки. Сначала обязанности вокалиста взял на себя Кароли, а потом это место занимали разные другие личности типа Тима Хардина.
В 1974-м году "Can" поставили соеобразный рекорд, отыграв в Берлине концерт, продолжавшийся почти сутки. К концу 1976-го в коллектив вернулся Муни, поучаствовший в записи "Flow Motion", содержавшим фантазии на восточные темы. Этот альбом сопровождался хитовым синглом, сделанным в стиле диско, "I Want More".
На следующий год в состав были добавлены басист Роско Джи и перкуссионист Рибоп Кваку Ба из "Traffic". Эти ребята привнесли в музыку "Can" элементы рэгги. С другой стороны Чукай, оставивший басуху и взявшийся за "спецэффекты" стремился внести в саунд неестественные синтезированные элементы. Тем не менее альбомы записанные в этот период оказались пожалуй самыми лучшими в дискографии ансамбля. "Out of Reach", правда, записывался без Чукая, который оставил группу по окончании последнего тура "Can" в мае 1977-го. А на следующий год команда была совсем распущена, поскольку музыканты решили заняться сольной карьерой. Кароли построил себе студию во Франции, где восемь лет спустя бывшие коллеги собрались вновь в своем первом составе и записали альбом "Rite Time".
Те же лица, без Холгера, собирались еще разок, в 1991 году, чтобы записать саундтрек "Last Night Sleep" к фильму Вима Ведерса "Until the End of the World". Но история "Can" на этом не закончилась. Новая волна интереса к творчеству ансамбля всколыхнулась в 1997-м, когда на свет появился сборник ремиксов под названием "Sacrilege"”.
band members:
core:
Holger Czukay - bass guitar, sound engineer, electronics (1968-77, 1986-91)
Michael Karoli - guitar, vocals, violin (1968-79, 1986-1991)
Jaki Liebezeit - drums, percussion (1968-79, 1986-91)
Irmin Schmidt - keyboards, vocals (1968-79, 1986-91)
other members:
Malcolm Mooney - vocals (1968-69, 1986-91)
Damo Suzuki - vocals (1970-73)
Rosko Gee - bass, vocals (1977-79)
Rebop Kwaku Baah - percussion, vocals (1977-79)
additional collaborators:
David C. Johnson - reeds, winds, electronics and tape manipulation (1968-69)
Manni Löhe - vocals, percussion and flute (1968)
Duncan Fallowell - lyrics (1974)
Peter Gilmour - lyrics (later 1970s)
René Tinner - recording engineer (later 1970s)
Olaf Kübler of Amon Düül - tenor saxophone (1975)
Tim Hardin - vocals (November 1975)
Thaiga Raj Raja Ratnam - vocals (March 1976)
Michael Cousins - vocals (April 1976)
От себя добавлю, что в их дискографии черт ногу сломит (не в смысле путаницы, тут все в порядке, а в смысле предпочтений - какое издание лучше). Я свои CD писал с переизданий конца 80 - начала 90-ых (в основном, Spoon Records), которые были у нас на рынке в прямом доступе (видимо, в силу того, что в те, смутные времена, издателей привлекал тот факт, что в с релизами групп Can проще - не надо осбо заморачиваться с полиграфией, все альбомы группа нарочито оформляла без претензий, по спартански - дешево и зло).
В случае с Can, содержание на порядок информативней оболочки (словом, это не Yes, а обычные парни с окраин, в голове у которых, как пел наш классик - “затевалось такое”!). Диски в город Мо попадали (ко мне, во всяком случае) благодаря Саше Керенцеву (честь ему и хвала!), первому меломану, с которым я познакомился по прибытии на новое место дислокации, в Тибет наш.
Он (Саша), хоть и подвержен злоупотреблениям (имеется ввиду, в данном случае, превалирующее воздействие и “тлетворное” влияние на него самого и на неокрепшие умы лиц, его окружающих, мистера Заппы и дядюшки Зорна, а не каких-то субстанций!), но не чурается экспериментов и всегда открыт для нового. Представьте, как я обрадовался, встретив среди тундры собрата (на порядок информатированней меня, грешного) добравшияь сюдой из блокадного (шутка), пребывающего, на тот момент, в оцепенении, Питера!
Вот, опять отвлекся (“поэта далеко заводит речь”)!
Короче, в сети, на рутрекере, в частности, полно вариантов. Я же стану выкладывать в 320-ом (для ознакомления только!!!). А дальше - решайте сами. Если поискать, то можно и первого пресса винилы отыскать, не коцаные, даже (sic!) на просторах нашего необъятного СССР. В конце каждого поста, представляющего тот, или иной релиз, я (по возможности) стану давть линк на винил-рип во флаке, и да поможет мне Б-г! Амен.
studio:
Monster Movie (1969)
присмотреться Soundtracks (1970)
присмотреться Tago Mago (1971)
присмотреться Ege Bamyasi (1972)
Future Days (1973)
Soon Over Babaluma (1974)
Landed (1975)
Flow Motion (1976)
Saw Delight (1977)
Out Of Reach (1978)
Can (1979)
Rite Time (1989)
compilations & live albums:
Unlimited Edition Virgin, UK/Harvest, Ger., 1976 - collection of 1968-1974 rarities
Delay 1968 Spoon, 1981 - 1968-1969 rarities and outtakes collection
Limited Edition (United Artists, 1974) - collection of 68-74 rar. that was expanded to become Unlimited Edition
Peel Sessions (Strange Fruit, 1995) - collection of 1973-1976 recordings from BBC radio's John Peel Show
Radio Waves (Sonic Platten, 1997) - collection of 1969-1972 live and rare recordings
Can Live (Spoon, 1999) - collection of live recю 1972-1977 (originally packaged with the Can Box)
Sacrilege - remix album, contains a remix of the hit "Spoon" by Sonic Youth
Opener (Sunset, 1976) - compilation from 1972-1974 album material
Cannibalism (United Artists, 1978) - comp. from 1969-1974 album material (2 tracks dropped for CD reissue)
Incandescence (Virgin, 1983) - compilation from 1969-1977 album material
Cannibalism 2 (Spoon, 1992) - comp. from 1974-1981 album material, also includes a few tracks from singles
Anthology (Spoon, 1993) - compilation from 1968-1991 album and soundtrack material
Cannibalism 3 (Spoon, 1993) - compilation from 1979-1991 solo album material