Когда я начинал тему наших воевавших или трудившихся в тылу родных, я разместил фотографии
http://bennyblues.livejournal.com/84852.html, но почти ничего не рассказал о своих дедах. Вот исправляю свою оплошность:
От дедов рассказов о Войне не было. Только суровый деда Сережа отцу как-то коротко сказал: "первого своего немца я убил из пистолета", а еще подарил отцу "взятый с боя" немецкий нож.
Деда Дима о Войне не рассказывал даже отцу (своему сыну), говоря лишь о бытовых воспоминаниях - где стояли, что ели, что пили... Уже сильно позже Войны дед Дима поехал на офицерские сборы в район города (тогда уже) Волгограда. Там он во время Войны воевал. Поскольку, пройдя Войну в боевых частях, в конце Войны он стал заниматься агитационной работой (по его словам - ездил вдоль линии фронта на лошади и в матюгальник звал немцев сдаваться), то и на сборах ему поручили написать на немецком обращение к вражеским солдатам (видимо, подразумевались солдаты Бундесвера ФРГ). Дед, ни секунды не сомневаясь, написал: "Немецкие солдаты, вновь вы стоите на берегах Волги и вновь вас ждет кровавое поражение..." Дедушку строго поправили, указав на то, что он не верит в боеспособность Советской Армии.
Деда Лева был квалифицированный типографский рабочий. В Советско-Финскую он повоевал, а вот к Великой Отечественной уже имел бронь. 21 июня 1942 года деду выдали военный билет, в котором стояла специальность "машинист". Дело в том, что на каких-то учениях или сборах дед "освоил" управление шагающим экскаватором, и стал "машинистом шагающего экскаватора". Дед попытался спорить в военкомате, но ему сказали, чтоб не шумел, что "завтра войны, мол, не начнется", а переписывать военный билет никто не будет. Война началась. При чем именно "завтра".
Потом деда отправили на Урал. Состав несколько раз попадал под бомбежку, и в очередной раз погиб машинист и помощник машиниста. Комендант поезда прошел по вагонам и нашел двух "машнистов" - деду Леву и второго такого же (который был на деле машинистом какой-то траншеекопательной машины). Оба "машиниста" лезть в паровоз отказались, пытались объяснить почему, но комендант был на нервах, разорался приказал вывести "машинистов" на насыпь и расстрелять за неподчинение приказу. Так бы деда Лева и погиб, но тут прилетели немцы, опять осыпали бомбами стоящий эшелон и положили и коменданта и расстрельную команду. В суматохе о "машинистах" на время забыли, стали менять поврежденный паровоз. И когда деду Леву и его товарища по несчастью снова нашли, они отказываться не стали и с помощью здравого смысла и мальчишки-кочегара кое-как довели поезд до Урала.