Оригинал взят у
ayaroshenko в
Об опасности выжигания сухой травы, стерни и тростникаОригинал взят у
ayaroshenko в
Об опасности выжигания сухой травы, стерни и тростникаВ последние полтора десятилетия весение палы сухой травы значительно участились и приобрели характер общенационального бедствия. Палы сухой травы стали одной из главных причин возникновения пожаров в лесах, на торфяниках, в сельских населенных пунктах и дачных поселках. Точный ущерб, наносимый палами сухой травы, неизвестнен, главным образом потому, что согласно приказу МЧС от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" они не считаются пожарами и не подлежат официальному статистическому учету. Ориентировочно, ежегодно весенние палы сухой травы, стерни и тростника охватывают площадь в 40-50 миллионов гектаров,
уничтожают от нескольких сотен до нескольких тысяч домов и дач, бесчисленное количество деревянных столбов ЛЭП и линий связи, заборов и тому подобных построек. Палы сухой травы представляют главную угрозу сети защитных лесополос в малолесных южных регионах России. Ежегодно от палов сухой травы гибнут люди - количество таких случаев неизвестно из-за отсутствия достоверной статистики, но скорее всего, оно исчисляется несколькими десятками человек в год. Первым известным случаем гибели человека от пала сухой травы в 2012 году стала гибель опытного парашютиста-пожарного при проведении "контролируемого отжига" в Свободненском районе Амурской области 31 марта. Сильное задымление, вызываемое палами сухой травы во многих регионах России, может приводить к смерти большого количества людей, страдающих заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, а также детей и стариков - достоверная статистика и на эту тему отсутствует.
Основные предпосылки для массового распространения травяных палов создает упадок сельского хозяйства, из-за которого огромные территории бывших сельскохозяйственных угодий зарастают бурьяном, сенокосы не выкашиваются, солома и тому подобные растительные остатки не используются. Прогрессирующее вымирание сельских районов России ведет к тому, что большие территории остаются почти без населения, способного обеспечить приемлемый уровень пожарной безопасности - при том, что поджигатели всегда находятся. Для сельскохозяйственных предприятий и фермеров палы сухой стерни и травы представляют самый простой и дешевый способ очистки полей перед пахотой, или очистки зарастающих сельхозугодий от бурьяна и кустарника. Для браконьеров палы сухого тростника - способ отвлечь внимание и силы инспекторов, например, особо охраняемых природных территорий от мест браконьерского промысла. Для шпаны, потерявших нравственные ориентиры граждан палы сухой травы - это способ самореализации или мести более благополучной части общества. Массовому распространению палов сухой травы способствует панический страх многих сельских жителей оказаться в ситуации, когда кто-нибудь пустит пал в их сторону раньше, чем они сами пустят этот пал от себя при подходящем направлении ветра. Практически такой же страх служит основанием для проведения многочисленных "контролируемых отжигов", при том, что реально контролировать эти отжиги давно уже некому, в связи с упадком сельского и лесного хозяйства, органов местного самоуправления и т.д.
Государство в целом до последнего не только не боролось с массовыми весенними палами сухой травы, но и в значительной степени способствовало их распространению. Например, Рослесхоз своими приказами от 29 января 2010 года № 31 и от 28 февраля 2011 года № 36 предписывал органам управления лесами субъектов Российской Федерации контролируемо выжечь в 2010 и 2011 г.г. по 2,3 миллиона гектаров сухой травы и других растительных остатков (в 2012 году он от этого отказался). Главные управления МЧС по многим субъектам Российской Федерации докладывали, и продолжают докладывать, о многочисленных "контролируемых выжиганиях" в своих регионах, не предпринимая при этом ровным счетом никаких мер по искоренению этой практики. Органы местного самоуправления во многих регионах становятся главными зачинщиками выжигания сухой травы. Например, администрация Свободненского района через три дня после того, как при проведении отжига погиб пожарный, заявила на своем официальном сайте, что "главы сельских администраций совместно с сотрудниками пожарных постов проводят отжиги территорий вокруг каждого села... Администрация района выделила материальные средства для приобретения дизельного топлива и специального оборудования". Массовые весенние выжигания, проводимые государственными организациями и органами местного самоуправления, создают палам сухой травы мощнейшую рекламу - после нее убедить кого-либо в том, что жечь траву вредно и опасно, почти невозможно. Это подтверждает опыт Забайкальского края, попытавшегося в 2012 году запретить весенние палы - местные жители решение краевых властей просто проигнорировали, и продолжили жечь как прежде.
С течением времени растет не только количество палов сухой травы, стерни и тростника, но и связанный с ними риск возникновения крупных лесных и торфяных пожаров. Связано это прежде всего с тем, что лесные реформы последних двенадцати лет (начиная с ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ в мае 2000 года), и в особенности введение Лесного кодекса 2006 года, привели к разрухе в лесном хозяйстве и превращению большей части лесов в практически беспризорные земли. Нищета и упадок органов местного самоуправления оставили практически без присмотра и другие природные территории, в том числе брошенные торфяные месторождения, часто находящиеся на землях запаса. Введение с 1 января 2012 года обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров многократно сократило количество организаций и людей, имеющих право тушить лесные пожары, в том числе возникающие от палов сухой травы на сопредельных с лесом землях - а значит, увеличило риск возникновения крупных пожаров. Свой вклад в увеличение риска вносит и погода: весной 2012 года в регионах юга Сибири и Дальнего Востока снег сошел слишком рано и быстро, когда никто еще не был готов к серьезной борьбе с пожарами - а палы сухой травы уже приобрели катастрофические масштабы. В Средней полосе Европейской России из-за поздней весны пик сухости травы может прийтись на майские праздники, когда на природу выбирается наибольшее количество поджигателей. В общем, весной 2012 риск возникновения катастрофических лесоторфяных пожаров от палов сухой травы значительно выше среднего.
Поэтому всем, от кого в той или иной степени зависит пожарная безопасность на природных территориях, в деревнях и поселках, а также всем сознательным гражданам страны необходимо приложить максимальные усилия к тому, чтобы сократить количество палов сухой травы (в том числе якобы "контролируемых", которые на самом деле обычно контролировать некому), убедить как можно большее количество людей в их вредности и опасности. Кроме того, необходимо проявлять максимальную бдительность в отношении тех территорий, где палы сухой травы могут привести к наиболее катастрофическим последствиям - сухих типов леса на глубоких песчаных или скальных почвах, осушенных торфяников и брошенных торфяных месторождений, и тому подобных.
Ссылка:
обсуждение этой темы на Лесном форуме Гринпис Дополнительная информация:
Площадь, пройденная тростниковыми палами в Астраханской области с начала года, составила почти двести тысяч гектаров