Оригинал взят у
bennyblues в
Опыт снижения объемов селькохозяйственных палов в США В феврале 2012 года мне удалось посетить северо-запад США в рамках организованного Pacific Environment обмена мнениями по вопросам снижения объемов сельскохозяйственного сжигания. В ходе поездки удалось пообщаться со всеми вовлеченными в данный процесс сторонами: фермерами, экологами из служб охраны окружающей среды штатов, гражданскими активистами, пожарными.
Горы в штате Айдахо
Северо-запад США (штаты Айдахо, Монтана и Вашингтон) - территория, одновременно, довольно лесистая и активно используемая в сельском хозяйстве. Фермы часто соседствуют с лесными угодьями, как частными, так и федеральными. Основные культуры: газонная трава, пшеница, ячмень, рапс. Для производства всех культур было свойственно активное выжигание поля после сбора урожая.
Сельскохозяйственные палы на данных территориях являлись частой причиной пожаров, а также наносили вред здоровью граждан. Из общения с гражданскими активистами в штате Вашингтон стало известно, что задымление поселений во времена неконтролируемых палов было просто катастрофическим. По плотности дыма дни палов можно было сравнить с августом 2010 года в Москве. Данные сведения подтверждаются так же сотрудниками органов по контролю качества воздуха.
Говоря о процессе снижения объемов сельскохозяйственных палов, необходимо сразу отметить, что практически во всех штатах снижения объемов сжигания удалось достичь, используя механизмы защиты общественного здоровья, нормативные акты в сфере защиты качества воздуха. В то же время, насколько я могу судить, вопрос пожарной опасности палов оценивался как второстепенный. В любом случае, не пожарная опасность палов стала первопричиной борьбы с ними.
Как уже говорилось выше, фермеры воспринимают палы как обычный инструмент. Все те фермеры, с которыми встречалась наша группа в ходе поездки, настаивали на том, что сжигание является полезным для газонной травы, помогает бороться с инфекциями, убивающими посевы. Даже, вступая в программы по ограничению и контролю палов, фермеры делали это, прежде всего, из желания сохранить за собой право проводить палы.
Загрязнение воздуха продуктами горения, штат Вашингтон
С учетом того факта, что фермеры на Северо-западе США хорошо организованы, являются крупными налогоплательщиками, можно сказать, что они являются серьезной политической силой. В этой ситуации были исключены жесткие силовые меры, ограничения вводились через переговоры фермеров с властями, гражданскими активистами. Собственно, отличительной особенностью процесса введения ограничений на палы является договорный характер данных ограничений.
В силу специфики правовой системы в США, являющейся сочетанием правовых систем федерации, штатов и индейских территорий, на довольно близких друг к другу территориях сосуществуют разные в деталях нормы, регулирующие процесс осуществления палов. Но, тем не менее, при всей своей местной специфике, нормы разных штатов и территорий построены на единой основе - федеральных нормативных актах, регулирующих качество воздуха.
Собственно, защита качества воздуха и является основной целью программ по снижению и контролированию палов. Пожарная опасность палов в разных регионах оценивается по-разному. В целом, фермеры довольно ответственно относятся к противопожарным мероприятиям в процессе подготовки и проведения палов. Переход пала в пожар явление, чаще всего, обусловленное внезапным изменением погоды. Лица, ответственные за пожаротушение, не склонны были в беседах называть сельскохозяйственные палы значимой причиной природных пожаров. Хотя и признавали, что человеческий фактор - одна из основных причин пожаров.
Завершая тему влияния палов на пожары, заметим, что фермеры в массе довольно ответственно подходят к вопросу пожаробезопасного проведения палов, часть фермеров сами являются добровольными пожарными, в ряде регионов при проведении пала обязательно дежурит пожарная машина. Обусловлено это, прежде всего, тем, что виновный в серьезном природном пожаре фермер рискует подвергнуться очень серьезным финансовым санкциям.
Если говорить о качестве воздуха как факторе, сыгравшем важнейшую роль в вопросе значительного снижения количества сельскохозяйственных сжиганий, то надо отметить, что кроме принятия на федеральном уровне целого ряда нормативных актов по данному поводу, важным моментом оказалась деятельность негосударственных организаций, созданных жителями поселений, которые сильно страдали от задымления в дни массовых палов.
По мнению активистов, задымление, вызванное палами, было причиной довольно массового распространения астмы, респираторных заболеваний, особенно среди детей. Ответом на данную проблему в штате Вашингтон стало возникновение организации «Спасем наше лето», начавшую с активных протестных действий и продолжившую судебными исками и переговорами с Департаментом экологии штата и фермерами.
Если Департамент экологии Вашингтона был готов встать на сторону гражданских активистов, то Департамент сельского хозяйства защищал позицию фермеров. В течение нескольких лет стороны шли к соглашению. Первым результатом стал договор, согласно которому за три года были полностью запрещены палы сельхоз остатков на полях, где выращивают газонную траву. Подобная ситуация побудила производителей пшеницы тоже пойти на соглашение, которое менее радикально и предусматривает снижение количества палов и их регулирование.
В период с 2005 по 2010 годы во многих регионах Северо-запада США введен разрешительный порядок проведения сельскохозяйственных сжиганий. Процедура, отличаясь в деталях, в общем, является одинаковой для всех трех штатов и индейских резерваций.
Дым от сельскохозяйственного пала в штате Вашингтон
Органами, ответственными за выдачу разрешений на проведение сжигания, обычно являются департаменты или службы контроля качества воздуха. Данные службы ведут постоянный мониторинг погодных условий и степени загрязненности воздуха. Мониторинг ведется при помощи стационарных и мобильных автоматизированных постов, которые передают информацию через модем на несколько интернет-сайтов, доступных для любого пользователя.
Качество воздуха оценивается в соответствии с национальным стандартом PM 2.5 по допустимым нормам содержания вредных веществ в атмосфере. Установлен предельный уровень показателей загрязнения, при превышении которых или приближении к ним, сжигание запрещается. Оцениваются так же направление и сила ветра, конвергенция воздуха. Задачей органов контроля качества воздуха является оценка возможности переноса дыма в направлении поселений, больниц, школ, детских садов, дорог и т.п.
При возникновении угрозы превышения концентрации вредных веществ в воздухе, задымления поселков, снижения видимости на дорогах и мостах орган, ответственный за выдачу разрешений может ввести полный запрет на сжигание, либо не выдавать разрешения конкретным заявителям.
Заявка подается по интернету или по телефону. С момента подачи заявки, в которой указываются место, где планируется проведение сжигания, тип сжигаемого материала, площадь пала и прочие условия, сведения о заявке появляются на доступном для любого пользователя сайте, на котором можно отследить судьбу каждого заявления.
Если условия благоприятны для проведения пала, то выдается предварительное разрешения, в котором указываются условия проведения пала, включая меры пожарной безопасности. После получения предварительного разрешения получается окончательное разрешение, которое, тем не менее, требует дополнительного согласования по телефону непосредственно перед палом. В любой момент пал может быть запрещен в случае неблагоприятного изменения условий.
Осуществление пала без надлежащего разрешения наказывается штрафами, размер которых варьируется в зависимости от объема сжигания, времени сжигания, финансового положения нарушителя и иных обстоятельств. Штраф налагается органом, ответственным за контроль за качеством воздуха. Обычно, вначале направляется письмо о нарушении, на которое нарушитель может принести возражения. Далее тем же органом принимается решение о наложении штрафа и определяется его размер. Сумма варьируется от 2 000$ до 6 000$. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в суд, но практика такова, что отменить штраф получается редко.
Пожар в горах в резервации Нез-Перс, горят трава и кусты.
Наложение штрафа за несанкционированное проведение пала не исключает наложения штрафа за нарушение режима пожарной безопасности и взыскания стоимости тушения.
Опыт снижения объемов сельскохозяйственных сжиганий на Северо-западе США, как мне видится, не может быть напрямую перенесен на нашу почву. Если причины применения сжигания сухих остатков сходны у американцев и наших жителей, то социальные группы, применяющие этот метод весьма и весьма разные. Отличаются общий уровень развития сельскохозяйственных технологий. Различны уровень правосознания и социальной активности групп населения, применяющих сжигание. Отличаются уровень ответственности, соблюдения правил пожарной безопасности при проведении палов.
Тем не менее, хочется сказать, что опыт американцев интересен для нас. Интересен тем, что даже многолетние традиции можно изменить, если в течение длительного времени целенаправленно воздействовать на общественное мнение, изменять его в необходимую сторону. Очевидно, что без активной пропаганды, без изменения отношения к проблеме у местного населения, проблема палов решена не будет.