В любом религиозном течении можно проследить определенное разнообразие. Возьмем к примеру, хасидов - ортодоксальных иудеев в иудаизме, которые носят черную одежду, растят волосы на висках и очень скрупулезно следят за соблюдением всяких еврейских мелочей. Но есть в этом же течении и обычные религиозные евреи, которые ходят в синагогу, читают Тору, но не вдаются в такие крайности. В исламе есть сунниты и шииты. В индуизме масса самых разных движений; есть йоги, суровейшие аскеты, которые днями могут находиться в одной позе, ничего не есть и не пить, пребывая в иных мирах.
Но христианство превзошло все другие религиозные течения в плане разнообразия. Здесь есть строжайшие монахи схимники, которые ничем не хуже йогов, и есть новомодные харизматические и им подобные церкви, которые во время церковных собраний рубят тяжелый рок. Есть амиши, застрявшие в восемнадцатом веке, и есть либералы, которые отвергают половину Библии и активнейшим образом участвуют в политических замесах.
Как трудно среди всего этого многообразия найти «золотую середину», и как непросто ее сохранить! Как не вдаться в крайности, когда вокруг столько разных голосов, написано столько книг, в интернете столько проповедей? Именно о равновесии, о чувстве баланса говорит Христос в заключительных словах Своей речи в девятой главе Евангелия от Марка.
«Имейте в себе соль и мир имейте между собою» (Мк. 9,45).
Здесь мы видим две противоположности, два разных явления, и Господь призывает учеников к равновесию.
Читая сказанное Христом в этом тексте, мне пришло на память одно хитрое слово: «эквилибристика». Словарь определяет его так: «Способность артиста удерживать равновесие при неустойчивом положении тела (на проволоке, на канате, на руках, на голове, на бутылках, на стуле, на шаре и др.)». Другими словами, эквилибристика - это умение соблюдать баланс. Бывает эквилибристика в цирке и спорте, бывает в жизни, когда человек занимает умеренную позицию, держит «золотую середину». А может быть и равновесие в духовной жизни, когда мы не впадаем в крайности и сочетаем в себе правильные пропорции всего, что ожидает от нас Бог.
Соль - это внутренняя сила: решимость, стойкость и целеустремленность христианина. Соль помогает нам противостоять греху, преодолевать соблазны, быть настоящими христианами. Материальная, буквальная соль - довольно агрессивное, едкое вещество. Выражение «сыпать соль на рану» даже вошло в поговорку: это очень больно. Водители тоже не любят слово «соль». Зимой солью посыпают дороги, и от этого металлические детали автомобиля, подвергаются коррозии намного быстрее, чем в обычных условиях. И христианин, имеющий в себе соль, будет человеком в определенном смысле «едким», то есть решительным и бескомпромиссным и поэтому неприятным для некоторых людей. Он будет обличать грех, противостоять несправедливости, настаивать на соблюдении библейских принципов. С таким человеком будет непросто.
И в то же время Господь призывает учеников к миру между собой. К взаимной уступчивости и подчинению. Он велит нам принимать друг друга, служить друг другу, трепетно относиться один к другому. Он заповедует нам хранить мир и избегать конфликтов, разделений и споров. Кроме того, обратите внимание на еще одно противопоставление. Где нам нужно иметь соль? В себе, то есть внутри. А где нужно иметь мир? Между собой, то есть снаружи. Получается противоборство: внутри имейте соль, не теряйте ее, но не выпускайте ее наружу. Снаружи имейте мир, его тоже не теряйте. Пусть ваша внутренняя соль не повлияет на внешнее миролюбие. И пусть стремление к миру с другими христианами не ослабит вашей внутренней верности и посвященности!
Но, к сожалению, нам бывает трудно сохранять равновесие, иметь то и другое. Христиане либо имеют соль, и тогда у них соль повсюду: они решительны и бескомпромиссны. Либо верующие хотят любой ценой сохранить мир, и тогда теряют внутренний стержень, становятся уступчивыми там, где уступать не следует.
Знаковым событием в истории русского баптистского братства стало разделение 1960-х годов. Начали его люди горячие, волевые и упорные. Несомненно, они имели в себе то, что Христос называет «солью». И до сих пор большинство отделенных христиан водимы чрезмерной воинственностью. В них бывает много «соли», но мало стремления к миру.
Противоположным примером являются западные христиане. Конечно же, не все, но многие. Я знаю церкви, где по списка числится много членов церкви, но утром в воскресенье собирается около поливины. Где же остальные?
Что хуже: первый случай, когда много соли, но нет мира, или второй, когда есть мир, но нет соли? Наверное, одинаково плохо. Трудно сохранять равновесие, трудно быть и ревностным и миролюбивым одновременно. Но именно к этому призывает Спаситель.
Рассмотрим другие виды равновесия.
Если в церкви много разных программ, служений и мероприятий, то бывает, что человек активно во всем этом участвует, ходит на спевки, репетиции, в больницы и приюты, занимается подготовкой к праздникам и организацией столов. И за всем этим он начинает пренебрегать общением с Богом, забрасывает Библию, почти не молится. И еще успокаивает себя тем, что он же занимается служением, это ведь должно идти ему на пользу. Но на пользу это не идет однозначно. Бурная деятельность утомляет, духовное состояние ухудшается. Человек слабеет, страдает и хочет все бросить, да только ж навешал на себя всего. Что он людям скажет? Я встречал таких людей, особенно в больших церквах, где много разных служений. Они были несчастные и замученные, но, словно лошади, запряженные в телегу, набрав скорость, не могли остановиться.
С другой стороны, есть люди, которые уделяют много внимания личной духовности: читают книги, слушают лекции и проповеди, хорошо знают Писание, но в церкви ничем не занимаются. Здесь нужен баланс: нельзя перегружать себя внешней деятельностью, и нельзя закрываться в себе. Прекрасный пример такого равновесия - Христос. Он проводил много времени с людьми, имел учеников, но не меньше времени находился с Богом, порой проводя в молитве целые ночи.
Равновесие между церковью и семьей.
Здесь христиане тоже склонны впадать в крайности. Одни ссылаются на текст из 1 Тимофею: «Если же кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). И вот, они начинают печься: в холодильнике всегда должно быть много еды, чтобы домашние не голодали, в подвале - масса всяких банок: с огурцами, помидорами, грибами, салатами, вареньями и компотами. Детям нужно дополнительных репетиторов, обязательно одежда, чтобы не хуже, чем у других. На все это нужны деньги, поэтому надо работать и подрабатывать. Только, к сожалению, дети потом вырастают неверующими, да еще и разбалованными.
Есть и другая крайность, когда человек настолько погружается в церковную жизнь, что дома дети с тараканами или домашними животными общаются больше, чем с отцом или матерью. А те с головой в церкви, и чуть ли не каждый день после работы бегут в церковь. Один из братьев, пастор большой церкви, рассказывал, что у него дома дети электрический свет спичкой включают. Выключатель сломался, они сняли пластиковый верх и туда, между контактами вставляют спичку. Свет гаснет. Спичку достают - свет включается. Что ж, в отношении находчивости мы, конечно, молодцы. У вас в церкви таких нет? У всех выключатели работают? Или в другую сторону крен? Лучше пусть его не будет ни в какую.
Но вернемся к словам Христа о соли и мире. «Имейте в себе соль и мир имейте между собою». Заглянем в себя: что в нас больше: соли или мира? Мы склонны к ревностному служению, непреклонной стойкости, борьбе за истину, стремлению к святости? Или для нас дороже мир в церкви, мы стараемся не начинать противостояния, готовы лучше потерпеть и ничего не делать согрешающему, чтобы не стало хуже?
Имеем ли мы соль? Хватает ли у нас решительности и в служении Христу, и в противостоянии греху? Можем ли мы, как Господь, смело обличить лицемерие, достаточно ли храбры, чтобы подвизаться за веру Евангельскую? В этом отношении нам есть о чем подумать и о чем помолиться. Если с миром у нас положение хорошее, то с солью надо поработать.
Давайте сохраним это драгоценное равновесие, чтобы оказаться по-настоящему золотой серединой в собрании избранных Божиих детей.