Оригинал взят у
a_lex_7 в
ГОЛОД в ДОМЕ ХЛЕБАКак бы вы отреагировали, если бы вам сказали, что, к примеру, в пустыне Сахара закончился песок? Или в Тихом океане нет воды? Абсурдно звучит, не правда ли? Хотя мы в нашей стране привыкли к абсурду в разных сферах жизни, но есть вещи, которые выглядят просто нелепо. И приведенные примеры - из их числа.
Вот еще один подобный пример - из Ветхого Завета.
Руфь 1:1 «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских»
Вроде - обычная жизненная ситуация, если не обращать внимания на один нюанс - Вифлеем в переводе с еврейского означает Дом Хлеба! Итак, как вам нравится выражение - в Доме Хлеба нет хлеба?! Разве не абсурдно звучит, точно так же, как в океане нет воды!
Здесь возникает закономерный вопрос: что привело к сему плачевному результату? В конце предыдущей книги, Книги Судей, мы читаем:
Суд.21:25 «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым»
Проблема в том, что народ Божий потерял четкие ориентиры в своей жизни. Заповеди Божьи не имели авторитета, каждый сам определял, что справедливо, а что - нет. Это было время, когда после смерти Самсона во главе израильтян стоял священник Илий. (1 Цар.1:3). У него было два сына - Офни и Финеес
1Цар.2:12-13 «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу»
И вот - закономерный итог: благословения постепенно покинули то место, которое было плодоносным, где собранный урожай позволял кормить не только себя, но и других.
Итак, в начале истории мы находим семью, которая поступала так же, как и окружающие - сама определяла, что для них лучше. И они уходят из Вифлеема в поисках лучшей жизни. Вот ошибка, которую совершают многие люди - не изменить что-то внутри себя, а изменить обстановку. И мы становимся свидетелями трагедии семьи, которая оставляет то место, которое создано их отцами, патриархами, старавшимися следовать голосу Бога Живого, стремившимися исполнить не то, что им казалось справедливым, а то, чего от них требовал Бог.
Есть интересная восточная притча «с элементами абсурда» о том, как один человек, точно так же, как и в нашей библейской истории, во время голода пошел со своей женой и детьми в поисках счастья. И вот приходит он в одну местность, и спрашивает местных жителей: не знают ли они такой страны, где от хлеба ломились бы закрома. Ему сказали, что там, за горами, есть две страны: в одной плодородная земля, очень много хлеба, но судьи там несправедливы. В соседней же стране живется не очень богато, но зато царит закон и справедливость. Подумал тот человек: «Я беден. У меня нет ни скота, ни имущества. Я не собираюсь ни с кем судиться, поэтому мне все равно, справедливы судьи, или нет. Мне надоела нищета». И он отправился в богатую страну.
Прожил он там несколько месяцев, построил хижину для семьи и потихоньку стал забывать, что такое голод. Но вот однажды приходит к нему сосед и говорит: «У тебя так много детей, а у меня ни одного. Дай мне свою жену пожить, чтобы и у меня были дети». - «Как это, - отдать жену! Это же несправедливо». Тогда сосед жалуется судье, и этого человека вызывают в суд. Судья, выслушав историю, говорит: «Ты пришелец, и не знаешь законов и обычаев. У тебя уже есть дети, и тебе жалко дать свою жену человеку, который тебя просит, чтобы и у него были дети. Если ты не отдашь своей жены, тебя ждет суровое наказание».
После этого происшествия бедный отец семейства заболел и слег в постель. И вот в воскресенье приходят к нему соседи и говорят: мы решили тебя похоронить, потому что сегодня выходной, и мы свободны, а если ты умрешь в рабочий день, то нам придется оставить свои поля и заниматься тобой. Бедняга вскричал: «Как это - хоронить! Я ведь еще живой!». Тогда его снова потащили к судье. судья был в ярости: «Как, это опять ты? Сначала ты не хотел отдавать свою жену, а теперь хочешь создать проблемы уважаемым людям? До каких пор ты будешь издеваться над нами? Сейчас же похороните его!»
На первый взгляд, абсурдная история, но в ней сокрыт глубокий смысл: Если мы будем выбирать между материальным достатком и справедливостью, что мы изберем? Этот человек думал, что ему нечего терять, забывая, что у него есть семья, дети, здоровье и, наконец, жизнь. Всего этого он лишился, избрав богатство вопреки справедливости.
Интересно посмотреть на нашу сегодняшнюю историю немного с другой точки зрения. Если представить, что Дом Хлеба - Вифлеем в духовном смысле - это Церковь Божья. И мы видим последствия того, когда человек оставляет Церковь в поисках счастья где-то в другом месте, вне церковных стен.
Да, наверное, если мы считаем, что в Церкви мы получаем недостаточно духовного хлеба, то вполне оправданно искать питание в другом месте. Но последствия такого решения чаще всего плачевны: мы видим, что из четырех человек, вышедших из Вифлеема, вернулась только одна Ноеминь. Трое умерло: в нашей истории - физически, а в жизни церкви Христовой очень часто такие люди умирают духовно.
Немного выше мы находим похожую историю, которая начинается подобными словами:
Суд.17:6 «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым»
И далее - история молодого левита, который также оставил Вифлеем, чтобы «пожить, где случится». Суд.17:6-13. Чис.8:23-25 - левиты служили от 25 до 50 лет. Чис.4:46-47 - непосредственно при скинии работали с 30 до 50 лет. Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Вероятно, этому левиту и было где-то в этом промежутке - 25-30 лет. Юный служитель Божий также оставляет Дом Хлеба в поисках лучшей жизни, и становится идолопоклонником (Суд.18:14). Вот что значит принимать важные решения, не имея жизненного опыта и не имея необходимой подготовки…
Возвращаясь к семье Ноемини, мы видим, как разворачивается трагедия этой семьи: пока был жив отец, который что-то еще смутно помнил из закона Божьего, его дети жили сами и были живы. Но вот умирает отец - и его сыновья берут себе жен из Моавитянок - и умирают сами. Вот такая цепочка духовной смерти, потому что некому напомнить то, что говорит Господь в своих заповедях:
Втор.7:1-4 «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, …. и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя»
Как мы видим, в этой семье самой духовно сильной была Ноеминь, которая единственная осталась жива, и вернулась в Вифлеем - Дом Хлеба, Церковь Божью… Да, она тоже оставила Дом Хлеба, но, вероятно, не по собственному желанию, а будучи послушна мужу. Замечательное свидетельство мы находим в Руфь 1:16 «Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя… народ твой будет твоим народом, и твой Бог - моим Богом». Язычница Руфь что-то важное увидела в жизни своей свекрови, что заставило ее оставить свою семью, место, где она выросла, своих богов, и пойти за Ноеминью в Вифлеем.
К тому времени «Бог посетил народ Свой и дал им хлеб» (Руфь 1:6). Наверное, это произошло тогда, когда Илий и его сыновья умерли, и Самуил стал пророком Божьим. Естественно, что вернулись и Божьи благословения в Дом Хлеба.
Руфь 1:19-21 «…Вседержитель послал мне великую горесть…»
Эти слова следует понимать не как обвинение Бога, а как признание, что все это Господь послал ей по заслугам. Несмотря на трагедию в своей жизни, Ноеминь не озлобилась на Бога и возвращается в Вифлеем. Как важно, когда человек, ушедший из Церкви, находит в себе силы признать свои ошибки и вернуться. И подобное смирение вознаграждается сторицей. Дальнейшая жизнь Ноемини проходит под знаком следующих мест Священного Писания:
Пс.50:19 «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»
1 Кор.2:9 «… не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»
И в жизнь Ноемини приходит утешение: Руфь выходит замуж за Вооза и восстанавливает семя - внук Овид считается сыном Махлона (Руфь 4:10). И в конце Книги Руфь мы читаем: 4:21-22 «Вооз родил Овида, Овид родил Иессея, Иессей родил Давида». Так Ноеминь становится родственницей Давида и попадает в родословную линию Иисуса Христа. Вот - результат правильных решений.
Урок для нас: каковыми бы ни были обстоятельства нашей жизни, не нужно оставлять Церковь Божию, этот духовный Дом Хлеба. Если же жизнь сложилась так, что мы уже успели совершить немало ошибок в нашей духовной жизни - нужно иметь в себе силу признать свою вину и вернуться к Богу.