ЧТО ПОСЛЕДУЕТ ЗА ОТРЕЧЕНИЕМ БЕНЕДИКТА XVI

Mar 01, 2013 12:37


  Всё последнее время без преувеличения весь мир взбудоражен неожиданным намерением римского понтифика Бенедикта XVI уйти на покой. В отечественной прессе главенствуют две крайних точки зрения на это действительно неординарное событие. Одна точка зрения в упрощенной форме звучит исконно по-нашему - моя хата с краю, ничего не знаю. Демонстрируется показное пренебрежение драматическим событиям в католическом мире, утверждается, что отречение папы для нас никаких последствий иметь не будет, это проблема католического мира.

Другое мнение - нагнетание эсхатологической истерии. Конспирологи разных мастей и просто бульварные эксперты и журналисты в любом событии ищут признаки надвигающегося конца света - будь то календарь дикарей-индейцев, описанное во всех энциклопедиях природное явление (я имею в виду метеоритный дождь в Челябинске, вызвавший панику в нашем обществе, давно отрекшемся от науки) или предсказание пророка о том, что после Бенедикта будет еще один папа, а потом наступит конец света или что-то еще более ужасное.

Истина, по всей видимости, находится посередине.



Фото: ntv.ru

Действительно, отставка «наместника Бога на земле» стала неожиданной, но неожиданной для массового телезрителя, а не для католической иерархии. Напомню, римский папа является не только главой крупнейшей в мире церкви, насчитывающей миллиард двести миллионов последователей. Это примерно в пять раз больше, чем православных, и в три раза больше, чем протестантов. Причем численное превосходство усугубляется раздробленностью Православия и протестантизма (крупнейшая из автокефальных православных церквей - РПЦ - по числу последователей по самым оптимистическим подсчетам не превышает 150 млн. человек).

Помимо духовного главы миллиардного отряда католиков, папа является монархом богатого и могущественного города-государства - Ватикана. Его отставка не могла стать неожиданностью не только для его «ближнего круга» - администрации (Римская курия), но и для иных органов управления - коллегии кардиналов (как известно, конклав кардиналов избирает папу) и синода епископов.

Связанный со своими подчиненными тысячами нитей взаимных обязательств, папа даже теоретически не мог бы оставить свой пост, предварительно не известив об этом князей церкви. Поэтому неожиданная отставка вполне вменяемого и дееспособного папы - россказни для непосвященных. Думаю, что этот шаг является вполне обдуманным для самого Бенедикта и ожидавшимся для его подчиненных.

Если это так, то папа и его окружение выбрали самый подходящий для них момент для смены власти. Находящаяся сейчас у власти в Ватикане консервативная группировка кардиналов (ярким представителем которой был инквизитор Бенедикт) не собирается выпускать бразды правления из своих рук.

Не секрет, что Ватикан испытывает все усиливающееся давление со стороны католиков-либералов, выступающих за женатое и женское священство, легализацию гомосексуальных отношений и абортов, возможность церковного развода, а также расширение прав рядового священства и мирян, вовлечение их в дела управления церковью, сейчас контролируемого епископатом. Укрепление властных позиций демократов во главе с Обамой в США и либералов во главе с Оландом во Франции в перспективе значительно усилят либеральный лагерь в католической иерархии.

К либеральному лагерю примыкают сторонники так называемой «женской теологии», выступающие за расширение прав католичек, прежде всего в Европе и США. В странах Латинской и Центральной Америки усиливаются позиции сторонников теологии освобождения - церковных социалистов, приверженцев национально-освободительной борьбы, антиимпериалистов.

В Африке развивается «черная теология» - темнокожие католики, число которых стремительно растет вместе с ростом населения черного континента, помятуя о веках колониализма, стремятся посадить на папский престол темнокожего папу. После прихода к власти афроамериканца в Америке это уже не кажется маловероятным, тем более, что число темнокожих епископов и кардиналов заметно растет, среди них есть люди, обладающие в католическом мире заметным авторитетом.

Несмотря на все заявления православных деятелей о том, что смена папы является внутренним делом Ватикана, с этим нельзя в полной мере согласиться. Да, Православие не подчинено папе и не входит организационно в католическую церковь. Но Ватикан в значительной мере, в силу количества последователей и финансового могущества, влияния на политические структуры многих стран, более или менее успешно проводит вселенскую политику защиты традиционных библейских ценностей, выстаивая против натиска либералов.

В силу того, что большая часть православных стран экономически слаборазвиты (а восточноевропейские государства к тому жу вовлечены в западные военные и экономические структуры), Православие как вселенский фактор скорее желаемо, чем реально. На этот процесс пока не может повлиять и РПЦ, стремление которой стать идеологической и политической опорой в Российской Федерации встречает на своем пути определенные трудности (различного рода противники клерикализации, стремительный рост влияния ислама и др.).

Действующая команда консерваторов в Ватикане выиграла тактическое сражение. Прежний папа Иоанн Павел II, воспользовавшись поражением социалистического лагеря, заметно укрепил позиции Ватикана в Восточной Европе. Сверхавторитетный богослов и церковный политик Бенедикт сплотил и укрепил лагерь церковных консерваторов в Италии и Германии, сохранил влияние в США (здесь ему в помощь было филокатоличество семейства Бушей).

Церковная оппозиция еще не столь сильна, еще есть время для перегруппировки. Все еще сохраняется возможность поставить папой итальянца, как это было многие столетия. Папой должен стать сравнительно молодой кардинал (в отличие от Бенедикта ни у кого изначально не должно быть иллюзий о том, что это переходная фигура), имеющий связи и авторитет, стойкий консерватор, но для вида готовый сделать реверансы либералам (например, создать очередную комиссию с правом совещательного голоса для либеральных говорунов или незначительно расширить права женщин-прислужниц).

Цвет кожи и национальность принципиального значения иметь не будут, пусть будет консерватор-латиноамериканец. Хотя я не склонен верить в черного или цветного папу на данном этапе. Увидев, что к власти пришел молодой и сильный папа, церковная оппозиция на долгое время будет деморализована, ее часть примкнет к победившей стороне.

Поэтому разговоры о вынужденном уходе папы безосновательны. Папе вдруг стало стыдно за свое гитлерюгендское прошлое? Или папа испугался своих прежних критических высказываний о секс-меньшинствах, либералах, исламистах? Или для восьмидесятипятилетнего понтифика новостью стали неутешительные прогнозы о состоянии здоровья? Вряд ли.

Бенедикт уйдет на вторую роль, роль серого кардинала (в данном случае в прямом и переносном смысле, отречение не отнимет у Бенедикта кардинальской красной шапки, символически означающей, что он до последней капли крови, не боясь смерти, будет действовать «ради возвышения святой веры, мира и спокойствия в христианских народах, приращения и крепости Святой Римской Церкви»). Он останется могущественным советником при еще более могущественном новом папе.

Константин Ерофеев
Мирт

мир сегодня

Previous post Next post
Up