Автожир - удивительный гибрид самолёта и вертолёта. На данный момент считается одним из самых безопасных летательных аппаратов, созданных человеком.
Принцип полёта: задний трёхлопастной пропеллер толкает аппарат вперёд как аэросани, а верхний, из двух лопастей, создаёт подъёмную силу. Но отличие верхнего винта от вертолётного - принципиальное. Вертолётный винт наклонён вперёд, усилие от двигателя передаётся на лопасти, они не только держат вертолёт в воздухе но и толкают его вперёд. У автожира винт наклонён назад и раскручивается набегающим потоком воздуха, за счёт чего и создаётся подъёмная сила, фактически винт выполняет роль крыльев. На продвинутых автожирах винт раскручивается перед разбегом приводом, который сразу отключается, уступая
авторотации.
Научно-популярное видео для понимания.
Скорость автожира сравнима со скоростью лёгкого вертолёта и несколько уступает лёгкому самолёту. По расходу топлива они уступают самолётам, техническая себестоимость лётного часа автожира в несколько раз меньше, чем у вертолёта, благодаря отсутствию сложной трансмиссии. Типичные автожиры летают со скоростью до 180 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Таким образом, по скорости и экономичности автожир напоминает автомобиль, с той разницей, что перемещается по воздуху.
Есть под Кишинёвом аэродром, где базируется единственный в Молдавии автожир. Летает на нём сертифицированный пилот, зовут его Яша. Узнать когда полёты и задать ему прочие вопросы можно по телефону 079-417-608 - Яков.
Также там есть и летают несколько лёгких самолётов.
Гугл-маршрут
Файл маршрута для Навител-навигатора (В Андроиде: положить в SDCard - NavitelContent - Routes. В Навителе: Меню - Маршрут - Импорт - Aerodrom autogyro.gdb)
1
2
Это не пилот, это мой друг Макс, припаханный для выкатывания автожира на лётное поле.
3
По регламенту каждому летательному аппарату положена некая последовательность действий по осмотру и подготовке к полёту. Для этой мухи вышло что-то около 20 минут с заправкой и прогревом.
4
Временная фиксация лопастей, дабы раскручиваемые ветром, они не тюкнули кого-нибудь по макушке. Лопасти качаются как качели, опускаясь даже ниже человечьего роста.
5
6
Вынимаемый чопик датчика скорости.
7
Делать нечего, по заветам Онищенко летаем на вине.
8
Бак 63 литра, хватает на 4 часа дыр-дыр-дыр или на около 500 км вау-вау.
9
Профилактическая обработка ключевых узлов вэдэшкой
10
Обязательный осмотр.
11
Яша с полётным журналом.
12
Записывается много разного: сколько топлива оставалось, сколько залито, время старта, пилот, пассажир, их фио.
13
Прокручивание лопастей для предварительного нагнетания масла в систему.
14
Двигатель настоящий авиационный, со всеми соответствующими требованиями к надёжности.
15
Тоате навороате.
Плюс педали.
16
Последние приготовления.
17
Пассажир.
18
Своим ходом на стартовую позицию.
19
Первый полёт в этот день пилот совершает всегда сам.
Примечательно, что все органы управления запараллелены, рычаг, педали, сектор газа - всё есть и у пассажира и всё двигается в связке с пилотским блоком.
20
Десяток минут прогрева двигателя.
21
Мироздание замерло в ожидании.
22
Ключ на старт! Протяжка один! Продувка! Ключ на дренаж! Зажигание! Предварительная! Промежуточная!.. ГЛАВНАЯ!!
23
ПОДЪЕМ!
24
В момент набора высоты невозможно не улыбнуться - так автожир напоминает пепелац.
25
Боевой разворот.
26
Пилоту категорически не хватает goggles, шарфа и пулемёта.
27
28
29
Kukuruznik v2.0
30
Пилот сбрасывает скорость почти до нуля и практически ставит агрегат на поле. Пробег составляет буквально пару метров.
31
Механизация работает только для раскрутки винта перед взлётом, на большинстве автожиров она вообще отсутствует. Вот так - тупо штанга с винтом на подшипнике.
32
33
Шлемофон. Очень забавно трещать во время полёта с пилотом. И слышать переговоры диспетчеров с близкого аэропорта.
34
Йоу.
35
36
Пиу-пиу.
37
38
39
40
Собственно, трасса, лётное поле, ангар.
41
42
Сатул Хорешть, 3600 душ.
43
44
45
Первый пилот, капитан корабля.
46
Вот на этом честном слове всё и держицца.
47
Дымка.
48
49
50
51
Тракторный оазис.
52
Заход на посадку.
53
Трек полёта. Спорттрекер не очень подходит для подобных вещей, но скорость и высоту показывает, уже хорошо.
54
Встречающие.
55
При вступлении в Орден Белых Панамок надо расписаться кровью.
56
Монахиня Киса.
57
Ремень, как ни странно, всего двухточечный. Зато это позволяет выглядывать за борта без стеснения в груди. Кстати, это и отсутствие остекления неслабо добавляет шарма полёту.
58
59
60
61
62
63
До полной остановки винта.
64
65
66
67
Понаехавшие катацца.
68
Реабилитационная кабина.
69
70
В ангаре пяток украинских «Бекасов».
71
72
73
На этих самбиках тоже катают желающих.
74
Сельскохозяйственная приблуда для распыления йадофф.
75
76
77
Поворот с бетонки на лётное поле.
***
И в качестве десерта видео, где такая же стрекоза летит берегом моря. Рекомендуется установить максимальные 1080p HD в настройках и развернуть на весь экран.