Кишинёв-Анапа-Кишинёв ч.1

Apr 10, 2013 23:01



Автопробег Молдавия-Украина-Россия в 1000 км туда и столько же обратно, с 6 по 13 мая 2012 года.

Дорога, друзья, холодное пиво, тёплое море - что ещё нужно, чтобы достойно провести майские праздники? Произвольный маршрут, с изменениями плана на ходу.
На исторической родине не был больше 20-ти лет, было интересно как там всё. Особых откровений не случилось, да и времени для этого мало было. Но на свежий взгляд в этой части России довольно много любопытного.

Шесть-семь примерно равных блоков фотографий.

1


2

6 мая прошлого года радовало летним теплом.

3

Макс потверждаэ - тотул е окей.

4

Начиная с Одессы и до Херсона этих мобильных тандыров тьма.
Никогда не пытался попробовать, но подельники настояли.

5

Желудок тандыра.

6

Самса - пирожок с мясом и луком. Не впечатлил. Ко всему ещё и прыснул мне на шорты струёй жира, сволочь.
И так бы я для себя вопрос и закрыл, если бы не попробовал уже в российском кафе у этнических узбеков настоящий продукт. Это был рили цимес, сожрал ещё парочку и потом не упускал случая, когда мы проезжали мимо.

7

Делай раст!

8

Всякая ботва на уксусе к самсе.

9

Много раз проезжали Армянск и всё мимо, зная что где-то неподалёку есть Перекопский (он же Турецкий) вал. Спрашивали местных, а им кисло в борщ: «Ну, что-то такое есть, но не знаю что и где», хотя там всё прямо под задницей. Очень хотелось увидеть где красноармейцы штурмовали белогвардейский Крым, и хоть «Служили два товарища» снимался не совсем там, но речь в фильме именно об этих местах. В ходе сражений барон Врангель потерпел эпик фэйл от сборной команды Фрунзе и батьки Махно, сразу после чего красный командир приступил к выпиливанию бывшего соратника и в течении года в этом преуспел. Как раз во время того штурма, в 1920 году, героическим сыном молдавского народа Михаем Фрунзе в ходе боёв был вдребезги и навсегда уничтожен город Перекоп, теперь там чуть в стороне село с таким же названием. Последние сражения на Перекопе прошли в 1941, когда Манштейн за 9 дней штурма разбил советские войска и в 1943, когда Толбухин учинил немцам обратку.
Не факт, что в мире много мест, где на ограниченном пространстве за всю историю погибло такое количество народу.

Но история Перекопского вала оказалась гораздо богаче, чем казалось вначале. Начать с того, что это одно из таких древних сооружений, каких не на каждом шагу - первым упоминает о вале Геродот 2500 лет назад. Греки, римляне, крымские ханы, белогвардейцы - все прикладывали к его постройке руку. Интересная деталь - Крымский полуостров был когда-то, по сути, островом - лежащий в подножии вала канал шириной примерно 20-25 метров, соединял через заливы Чёрное и Азовские моря. В 1509 году на валу была построена Перекопская крепость, следы которой хорошо различимы с воздуха.

10

11

12

Вал находится с одной стороны рва, обращённой внутрь Крыма.
Прикрываясь этой горкой, с конца августа по конец сентября 1941 года здесь оборонялись от наседающего Манштейна советские войска.

12b

Немецкая аэрофотосъёмка, 22 августа 1941, за месяц до штурма.
Можно видеть, что позиции советских войск располагались не просто вдоль Перекопского вала, но и охватывали село Перекоп.

13

А осенью 1943-го уже советские войска вырвутся к Перекопу. Но взять его сумеют только в апреле 44-го.

14

Уже в августе Толбухин будет освобождать Кишинёв.

15

Землянка командования, наглухо законопаченная мемориальной плитой.

16

Небольшая площадка для торжественных мероприятий. Через три дня 9 Мая, поэтому всё побелено и выкрашено.

17

ИСУ-152, на советском жаргоне - «Зверобой». В вермахте её называли «Dosenöffner» - «Консервный нож».
Начало выпуска - 1943, снятие с вооружения - 1974.

18

Бронеплиты в 9 сантиметров толщиной.

19

20

Какой-то Стоунхендж.

21

Памятник героям Гражданской и Великой Отечественной войн. Установлен в 1967 году.

22

Впечатляюще. Умели в СССР увековечивать память героев.

23

24

25

26

27

Железная дорога пересекала Турецкий вал и до Великой Отечественной.

28

ДОТ, похоже, пулемётный, единственная амбразура направлена на запад, по диагонали через ров, в сторону кладбища.
На немецком аэрофото хорошо видно почему - фашист наступал с той стороны.

29

30

Потолок дота состоит из швеллеров с деревянными вставками.

31

Которые кто-то не поленился спалить.

32

Толщина стен дота - где-то около метра.

33

Тропинка между посёлком и садовым товариществом.

34

35

Памятник первой советской авиационной противокорабельной крылатой ракете КС-1 «Комета» в селе Лобаново, недалеко от Джанкоя.
Разработана в 1949-1951 годах конструкторским бюро, главным инженером которого был назначен Серго Берия, сын того самого.
Ракетосамолёт очень похожа на МиГ-15, но длиной 8,3 метра против 10,10 у МиГа и с гораздо большей стреловидностью крыла. На 2,7 тонны веса приходилось полтонны тротила. Дальность действия - около 100 км. Запускалась с самолёта и с простейших наземных направляющих. Поражающая мощь была чудовищной - ракетосамолёт топил крейсер с одного попадания.

36

Ну, вообще-то ВОВ тут ни при чём, но с оговорками можно и лётчикам - они участвовали в испытаниях пилотируемых прототипов.

37

Любопытный момент:
«В ходе дальнейших испытаний доводилась работа системы и принимались меры по улучшению стабилизации ракеты, страдавшей неустойчивостью по крену. В одном из пусков ракета после схода с подвески попала под винты носителя, повредив ему сразу два мотора и перебив тяги управления еще одним. У пилотируемого аналога такой тенденции не было, но поймать причину не удавалось. Поскольку аэродинамически ракета отличалась от аналога только отсутствием фонаря кабины, его решили восстановить, имитировав дюралевым колпаком. В таком виде "Кометы" даже пошли в серию, и лишь позднее дефект, вызванный спецификой стреловидного крыла, был окончательно устранен настройкой автопилота».
Видимо на фото и есть вариант с фальшфонарём.

38

39

Тяжёлый танк ИС-3 в Джанкое. Был создан в последние дни войны, участия в боевых действиях не принимал.
Первый раз его увидел, очень впечатляющий. Если сравнить танкостроение, скажем, 35-го года с 45-м, то разрыв колоссальный, а посмотришь на современный Т-90, так не сильно-то он от ИС-3 внешне и отличается. Основные концепции в этой области были сформированы уже тогда, последние 50 лет совершенствовались только технологии.

«Танки ИС-3 в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по коалиции». видео

Единственный экземпляр в виде памятника есть и в Молдавии, в селе Корнешты, в 75 км от Кишинёва.

40

«Щука».

41

Утро следующего дня. А с вечера мы заночевали в стороне от дороги с видом на Керчь, как, в принципе, и предполагалось. Наш пилот Макс даже глазом не моргнул, проехав 800 км.
Паром ходит в среднем раз в два часа, торопиться некуда.

42

Ну и конечно в свете дня обнаружили себя рядом с военными. У нас уже не первый раз такая фигня.

43

Город-герой.

44

Якорь строго по ГОСТу 1974-го года. Три тонны, надо понимать.

45

46

Керчь проехали по окраине города, но впечатление он произвёл не фонтан. Всё какое-то ободранное.
Хотя хз какие воспоминания оставляет Кишинёв у неподготовленного путешественника после транзита по Скоростной.

47

48

Памятник золотому человеку в зелёных кустах.

49

50

Порт, сборы, таможня, пристань.
Стоимость проезда машиной - капец немалая, что-то порядка 70 баксов, если память не изменяет. Там для легковых есть норматив по длине, в который вписываются только «Жигули», да и то классические. Ну или всяческие «Матизы» и ей подобные. Для человека - погуманней, но тоже часто туда-сюда не пошмыгаешь.

51

Чрево. Вмещает пару десятков машин, грузовиков, автобусов.

(викифото)


Сообщение между Украиной и Россией через Керченский пролив поддерживается с помощью трёх автопаромов, которые ходят практически круглосуточно через полтора-три часа, в зависимости от сезона. Если бы не это, путь по суше между этими двумя портами составил бы 1000 км.
Любопытно, что «изначально суда проектировались как паромы-ледоколы. В зимнее время один из автопаромов работал на переправе, перевозя пассажиров и автомобили, а также расчищая ото льда путь железнодорожным паромам, а второй в это время проводил грузовые суда по фарватеру Керченского пролива».

Когда-то Керчь и Порт-Кавказ соединялся мостом, который через три месяца после постройки в 1944 году разрушило льдами, а восстанавливать его не стали.
Ну и свежие прожекты: «21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, статьи которого предусматривают постройку моста через Керченский пролив. Мост планировалось построить к 2014 году. По состоянию на март 2013 года никакие строительные работы ещё не начаты».

(викифото)


Помнится ребёнком на пароме там проплывал, так то была махина, несколько палуб, масса автомашин, железнодорожные вагоны прям по рельсам в нутро заезжали. Причём не по паре штук, а прям офигеть: «...в 1979-80 гг. через переправу следовали следующие пассажирские поезда:

105/106 Севастополь - Свердловск
187/188 Симферополь - Баку
363/364 Мурманск - Новороссийск
365/366 Ленинград - Новороссийск (367/368 Ленинград - Анапа)
375/376 Симферополь - Иркутск (377/378 Симферополь - Красноярск)
381/382 Киев - Новороссийск
397/398 Симферополь - Новокузнецк
815/816 Феодосия - Баку»
Википедия говорит, что выполняли эту работу четыре железнодорожных парома, которые ходили до конца 80-х, потом суда были списаны за ветхостью, а новые так и не построены.

(викифото)


Но в середине 2000-х железнодорожное сообщение было восстановлено, под паромы были переоборудованы два сухогруза. Правда ни автотранспорт, ни пассажирские составы они уже не перевозят.

52

Превышения спроса над предложением в мае не наблюдается, половина палубы свободна.

53

Пассажирский зал над автопалубой, в него надо подняться по мосткам. В углу тётенька радует чаем и бутербродами с сыром и колбасой. Почему-то очень вкусными.

54

55

56

56b

Турецкий гость.

57

Отчаливаем. Сходни расслабленно поднимаются прямо на ходу.

58

59

60

Неожиданно мощное ускорение и высокая скорость.

61

Ну и коллега, наши везде. Винище с югов в полный рост возится в Абхазию.

62

63

Порт-Кавказ. От причала до причала - 20 минут.

64

65

Рокеры-ветераны в жизни не такие здоровые как в кино.

66

Порт-Кавказ не город, и даже не посёлок, это порт, терминалы, склады.

67

Азовское море.

68

В проливе оживлённое судоходство.

69

70

Анапа зовёт.

71

Очень много виноградников. В подавляющем количестве молодые и ухоженные. Россия извлекла несомненную выгоду из глупости молдавских руководителей - и дураков поучила и своё виноделие подняла. Правда то вино, что мы покупали в магазинах и пробовали на винзаводах, оказалось откровенным говном. Никаких сомнений, что есть достойные вина, но совсем непонятно что думать, когда в фирменном магазине жемчужины российского виноделия, винзаводе «Абрау-Дюрсо», тебе наливают на дегустации совершенно дикие шмурдяки. А шампанское там понравилось, не феерия впечатлений, но нормально. Зато водка в России вся вкусная. Наверное российский производитель пляшет от рынка и поэтому не особо напрягается по поводу качества вина. Можно теперь понять поднятые брови россиян, покупающих вино в кишинёвском магазине и удивляющихся почему у них оно «совсем другое».

72

73

Масштабы в России, конечно, совсем другие, это заметно повсюду.

74

Общага какого-то местного Короля Артура.

75

76

И везде и повсюду дорожные работы.

77

Литр 95-го меньше чем за 12 леев это приятно. Ну а газ-пропан за 40-50 центов - просто песТня.

78

Классика.

79

Пляж между Пересыпью и станицей Голубицкая.

80

Въезд за денежку, свято место халявным не бывает. Вход бесплатный, слава богу.

81

Совершенно потрясающий пляж. Повидал разные, но этот - нечто, в своём роде. Крупный чистый песок и одуряюще приятный запах от воон тех кустов, растущих вдоль обрыва.

82

Газонница приморская - пахнет, аж крышу сносит.

83

84

Мелкое Азовское море прогревается рано и быстро. 7 мая уже можно купаться.

85

Море активно заюзано местными рыбаками. Суровые такие артели, с баркасами, сетями. Будет в конце, если осилю.

86

Финита первой части.

  • Cмотреть следующий блок - Анапа



  • Россия, Море, Крым, Авиация, photo, Путешествия, Украина, Фото, Друзья

    Previous post Next post
    Up