Проба пера в непривычном для меня жанре - рецензия на печатную книгу, которую мало кто читал. Россказни первым тиражом в 500 экземпляров, издательство Санкт-Петербургского Политехнического Университета им. Петра Великого (бывш. Ленинградский Политехничесий Институт им. Калинина), 2017. Электронной версии книги нет, второе издание будет неизвестно когда, но хочется.
Майзель Виталий Юрьевич, "Жаль, что вас не было с нами". Издание и написание книги запоздало лет на тридцать. Долго друзья Майзеля и его персонажи уговаривали знаменитого сказителя сесть и перенести изустное слово в печатное. Многое из ныне прочитанного слышал от Майзеля в начале 80-ых, когда вместе с группой товарищей сидел и часами внимал восхищенными ушами
и открытым ртом. Разные были случаи, и невеселые, их Майзель в сокровищницу студенческого смеха концептуально не вставил - настроение после политеховских баек должно только подыматься.
Истории одного факультета, моего Электромеха, с середины 70-ых до конца 80-ых. Капустники, спектакли, рок-опера, КВНы, лекции легендарного математика и не менее легендарной ненавистной исторички антиподом математику, при полных аудиториях и общежитских столовых, у исторички по принуждению, у остальных переполненные без принуждения. В столовую десятки, 10-го общежития, набивалось несколько сотен зрителей слоями под потолок, и было от чего. Ребята давали 17 мгновений из общежитской жизни, во гриве марксоподобный Майзель угрюмо комментировал за Копеляна, Сережа Свердлин был Штирлицом, старостой этажа, Леня Лившиц Мюллером, комендантом общежития, он допрашивает рыдающего Сережу Серемака, студента ядерщика, так оно и было с последующей трудовой биографией, - ласково допрашивает, почему Серемак не признается, что староста этажа Штирлиц переселил его из четырехместки в двухместку. Потом ехидный Лившиц-Мюллер поднимает над головой лифчик с отпечатками пальчиков Штирлица, и Майзель размышляет: этот лифчик Штирлиц узнал бы из тысячи!
Первая треть книги о Лившице, она, эта треть, того стоила, дальше Сергей Петровский, Петрович, капитан политеховского КВНа. Сквозная тема книги - тяжелый труд политеховского студента в многолетнем овладевании знаниями. Он не клоунов пришел смотреть, а учиться электричеству. Политехник на подвешенном языке в кураже экзамены не сдает, он пашет всю сессию, развлекается не ежедневно, ищет чего бы пожрать, ворует кастрюлю с супом у ротозеев и зорко защищает свою кастрюлю от посягательств. Художественные особенности книги - высокие.
О смешном написано очень смешно, с несдерживаемым хохотом читателя, так что в общественном транспорте особо и не почитаешь, если дорожите репутацией пусть даже у незнакомых людей. Я не помню в русской словесности, чтобы кто-либо писал так смешно как Майзель, а тем более в петербургской словесной школе без красивостей и шмальца. Написано скупым словом факта. Концовка каждой байки острая и по-житейски назидательная. Закончу изложение прочитанного цитатой из рассказа "День здоровья", финал:
"И только в лифте Лившица осенило. Мы надели товарищу на ноги лыжи, под мышки поставили ему палки, а головой уперли его в дверь собственной квартиры. Нажали на звонок и заскочили в лифт. Что там было - неизвестно, но товарищ наш с тех пор не пьет."
This entry was originally posted at
https://benegenetriivir.dreamwidth.org/1154071.html. Please comment there using OpenID.
comments were counted up on the original DW post including not automatically imported from LJ.