В 2019 году в России было добыто 560,2 миллиона тонн нефти, что соответствует цифре 11,24 млн баррелей в день. Из этого количества на экспорт ушло 267,46 млн тонн сырой нефти, что означает, что ежедневно продавалось в среднем 5,37 млн баррелей этого продукта в день. Кроме того, более 140 млн тонн (2,8 млн б/д) было поставлено за рубеж в виде нефтепродуктов. Остальные 3,05 млн б/д или 152 миллиона тонн использовались на внутреннем рынке.
За сырую нефть в целом поступило 121,7 миллиарда долларов, за нефтепродукты - около 66 миллиардов, итого в целом от добытой нефти и продуктов ее переработки страна в предыдущем году получила 188 миллиардов долларов. Средняя цена за продаваемую нефть за этот период составила 62 доллара за баррель и за нефтепродукты 64 доллара за баррель.
А теперь попробуем спрогнозировать, как изменятся суммы от выручки под влиянием снижения цен на нефть, а также сокращения объемов ее продаж в связи с заключенной сделкой ОПЕК+.
Будем исходить из того, что внутренний спрос на нефть и нефтепродукты изменится несущественно и сохранится на прошлогоднем уровне - 3,05 млн б/д. Так как Россия взяла на себя обязательство по договоренности со странами ОПЕК+ сократить добычу в размере 2,5 - 2,7 млн б/д, то это значит, что на такой же объем сократится и экспорт как сырой нефти, так и нефтепродуктов. Предположим, что экспорт сырой нефти будет сокращен на 1,5 млн б/д, а нефтепродуктов - на 1 млн б/день.
Далее, судя по конъюнктуре рынка, цена на нефть в среднем в 2020 году не превысит 40$ за баррель. Таким образом, сырой нефти будет продаваться 3,87 млн б/д, а общая выручка от нее составит 56,5 миллиарда долларов.
Скорее всего, снизиться цена и на нефтепродукты, допустим, что средняя цена на них составит около 50$ за баррель. Тогда, с учетом уменьшенного объема (1.8 млн б/д по сравнению с 2,8 млн б/д годом ранее) выручка за них будет равной 32,9 млрд долларов.
Естественно, что эти подсчеты относительно нефтепродуктов являются довольно грубыми, так как трудно спрогнозировать, какого именно продукта будет продаваться больше. Тем не менее, тенденция как на снижение цены, так и на падение объемов продаж в этом году по сравнению с 2019 годом, наверняка будет присутствовать.
Из приведенных выше расчетов становится ясно, что падение выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов может достигнуть в 2020 году цифры в 100 миллиардов долларов по сравнению с предыдущим годом.
Теперь рассмотрим ситуацию на рынке природного газа. В 2019 году Россией было экспортировано 199 миллиардов кубов трубопроводного природного газа. Этот объем был поставлен, в основном, на рынок Европы. Выручка за него получена в размере 41,5$ миллиарда, что в среднем соответствует сумме в 208,5 доллара за 1000 кубометров.
Реальна ли такая цена в текущем году? Вряд ли. И хотя Россия продает значительные объемы газа с привязкой к цене на нефть, что позволяет продавать газ дороже, чем на спотовом рынке, тем не менее, цены все равно снизятся, так как временной лаг между падением цены на нефть и ее влиянием на цену газа составляет всего несколько месяцев.
Таким образом, с учетом того, что нынешние цены на спотовом рынке не превышает 60 долларов за 1000 куб м, (16 июня на Henry Hub цена на газ составила 1,68 доллара за миллион БТЕ, что соответствует 59 долларам за 1000 куб м.), средняя годовая цена за 1000 кубов в текущем году вряд ли превысит 100$.
Не удастся удержать Газпрому и объемы европейских продаж, сопоставимых с предыдущими годами. Ведь напуганные возможной ценовой войной между Украиной и Россией западные потребители по максимуму закачали топливо за предыдущий сезон в свои газохранилища. Ситуацию усугубила необычно теплая зима, так что к весне европейские хранилища не опустели даже наполовину.
А по состоянию на 13 июня, по данным европейской мониторинговой ассоциации GIE, европейские газохранилища оказались заполненными на 75,6%. Причем, наиболее полными оказались хранилища основных покупателей российского газа - Германии - 85% и Австрии - 87%. При таких темпах заполняемости, все хранилища в Европе будут заполнены под завязку уже к середине августа, что еще больше усугубит давление на цены.
К тому же, значительно снизилась бизнес и промышленная активность, вызванные пандемией коронавируса, что также заметно уменьшило потребление природного газа.
Свою лепту в снижение потребления трубопроводного газа на рынке Европы внесла и значительная экспансия сжиженного природного газа различного происхождения, включая российский продукт.
Исходя из вышеизложенного, а также из того факта, что в первом квартале 2020 года поставки российского газа на европейский рынок сократились на 24,5% по сравнению с предыдущим годом, можно сделать вывод, что объемы продаваемого российского природного трубопроводного газа вряд ли превысят 150 миллиардов кубометров, что при среднегодовой цене в 100 долларов за кубометр (граничная цена рентабельности Газпромовского газа на европейском рынке, между прочим) обеспечит валютную выручку в размере 15 миллиардов долларов, что на 26,5 миллиарда долларов меньше, чем было в 2019 году.
Что касается поставки газа в Китай по газопроводу Сила Сибири, то в связи с возникшими многочисленными проблемами на Чаяндинском месторождении, питающем эту транспортную артерию, вряд ли объемы экспортируемого газа в текущем году превысят цифру в несколько миллиардов кубометров, что пока является величиной несущественной, сравнительно с европейским рынком.
Падение поставок ожидается и на таком российском энергетическом товаре, как уголь. В 2019 году было экспортировано 205 млн т угля на сумму почти 16 миллиардов долларов. Средняя цена составила 77,98 доллара за тонну.
За первый квартал 2020 года уровень экспорта составил 44,73 миллиона тонн, что на 16% меньше, чем за такой же период годом ранее. Причем из-за падения цен на уголь экспортная выручка снизилась на целых 37% - с 4,6 млрд долларов до 2,94 млрд. И это не предел, так как по причине падения мировой экономики, вызванной эпидемией COVID-19, значительно сократилось мировое потребление угля. И первый квартал в данном случае не показатель, так как основной объем снижения приходится на второй и последующий кварталы.
Так что здесь также стоит ожидать падения экспорта как в физическом выражении - до, как минимум, 150 млн т, так и в долларовом, в связи с падением мировой цены.
Снижение цены на энергетический уголь стимулируют и низкие цены на газ, который является конкурентом угля при генерации электроэнергии.
Итак, по данным ресурса Business Insider, цена на энергетический уголь составила на 16 июня 44,80 долларов за тонну.
Если предположить среднегодовую цену в пределах 50 долларов за тонну, то экспортная выручка за 2020 год составит 7,5 миллиарда долларов, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом более чем в вдвое - на 8,5 миллиарда.
Таким образом, потери российского бюджета от падения цен на энергоносители и снижение объемов их продаж составят в сумме за 2020 год свыше 130 миллиардов долларов. Естественно, эти оценки весьма приблизительны и могут колебаться на десятки процентов в ту или иную сторону. Тем не менее, снижение дохода от выручки основных экспортных товаров России представляется в этом году практически неизбежным.
Положительное сальдо торгового баланса России за прошлый год составило 179 миллиардов долларов, в то время, как профицит российского бюджета был равен 28,1 миллиарда. Иными словами, не будь этих дополнительных 179 миллиардов долларов от экспорта, бюджет имел бы дыру в размере 179 - 28,1 = 150,9 миллиарда долларов.
И если расходы бюджета за 2020 года будут равны таким же, как они были в году предыдущем, это означает, что дефицит его составит около ста миллиардов долларов (7 триллионов рублей), так как доходная часть бюджета сократится на 130 миллиардов долларов или более чем на 9 триллионов рублей только из-за падения энергетического экспорта.
Нужно сказать, что по результатам первого квартала, заметно сокращается экспорт не только энергоносителей. Упала выручка от продажи черных металлов, меди, алюминия, древесины, удобрений.
Единственная позиция, по которой наблюдается значительный рост экспорта - это драгоценные металлы, основную часть из которых составляет золото, а также драгметаллы платиновой группы. Мало того, что экспорт этих товаров в 2019 году увеличился на 51% по сравнению с 2018 годом, но в первом квартале 2020 года увеличение составило уже 73,74% относительно такого же периода предыдущего года.
Однако, это обстоятельство никоим образом не может сбалансировать падения от экспорта энергоносителей, так как величина объемов валютной выручки от продажи драгметаллов далеко не сопоставима с валовыми потерями от нефтегазовой и угольной составляющей.
Не лишне напомнить, что падение российского валового продукта в 2020 году, вызванного пандемией COVID-19 и ее последствиями, составит, по разным оценкам, от 5 до 10% (некоторые называют даже большие цифры). Следовательно, снижение доходной части российского бюджета не ограничится только потерями от экспорта сырья. Наверняка казна не досчитается и значительной части налогов как от частного бизнеса, так и от государственных предприятий и организаций. А значит, общие потери российского бюджета в текущем году будут очень существенными.