Новый день, новый план пути. Для начала мне надо было добраться с острова Хийумаа на Сааремаа. Пересечь Хийумаа с севера на юг, к порту Сыру. Утро сырое, хмурое, повсюду лужи. Внезапно, почти перед самым носом, метрах так в 15, из придорожных зарослей, с треском и шумом, а по дороге с цокотом выскочил дикий свин. Большой и черный. Выскочил, перебежал дорогу и был таков. Ходят тут всякие...
Места малонаселенные, да и дорога пустая. Погода все намеревается сорваться на дождь, но как-то нерешительно.
Трехкрылая мельница у дороги.
Эммастская лютеранская церковь. Прозевал поворот и оказался в Эммасте, Заодно закупаюсь квасом и плюшками, держу путь в порт Сыру.
Дождик мелкий, моросящий, вс очертания немного зыбкие. У моря еще и свежий ветер.
Ожидание...
Музейный парусник «Алар».
Этот трехмачтовый моторный парусник был построен в 1939-м году на Хийумаа. Несколько лет он использовался для перевозки кирпичей из Локса на Сааремаа и леса с Сааремаа в Таллин. Но настала война. И в конце войны, когда уже стало ясно, что немецкие войска в Эстонии не удержатся, многие эстонцы решили бежать в Швецию. В том числе для этой цели использовали этот парусник. Первая попытка не удалась, вышедший из порта Кыргессааре корабль задержали немцы. Но со второй попытки удалось уйти в Швецию из Хаапсалу. Так у корабля началась вторая жизнь.
Под именем "Арне" до 1950-го года парусник ходил под флагом Панамы. Потом его переименовали в "Алар" и он стал ходить под американским флагом. С 1969-го года "Алар" стоял на приколе в порту Хобро в Дании. Но вот после обретения Эстонией независимости в 1998-м году "Алара" решили перетащить в Эстонию. Там ему дали новое имя - "Эрнст Яаксон", в честь эстонского дипломата, который все годы Холодной войны представлял довоенную Эстонию в США. Парусник поставили в порту Сыру и решили его отреставрировать, чтобы потом превратить в музей.
Источник.
А вот и мой паром на Сааремаа. За несколько дней до моей поездки добавили один рейс по этому маршруту, в полдень, а были только утром и вечером, мне на них не удобно, а вот в полдень - самый раз.
Хийума - до свидания!
Пассажиров на рейсе немного, человек с десять, от силы. Две женщины на велосипедах, немки. Но у них маршрут смешанный. И велосипедом и на авто.
Сааремаа, порт Тригги. Сразу примечаю ремонт дороги. И действительно, частично асфальт на небольшом участке снят, ковыряюсь в песке. Но прицеп таки стабилизирует, вытягиваю.
Лейзи. Церковь Ольги равноапостольной. Год постройки: между 1871 и 1872. Архитектор: Карл Генрих Шель.
Мельницы в Англа являются типичными представителями сааремааских ветряных мельниц, строившихся в начале ХХ века. Среди них стоит чуть более высокая мельница по типу голландской, построенная в 1927 году.
К сегодняшнему дню к ветрякам добавился Англаский Центр культурного наследия, где имеется возможность под руководством различных мастеров поработать в рабочих комнатах - в глиняной мастерской, в мастерской по выделке шерсти, в войлочной мастерской. Можно также попробовать испечь домашний хлеб. Для справки: Последний раз мельницы реставрировались с 2009 по 2011 год. Для посещения открыты все ветряки, а в одной мельнице можно понаблюдать за работой мельника. Это - единственный холм с мельницами на Сааремаа, сохранивший свой первозданный облик.
![](http://jpegshare.net/images/07/a5/07a576844d4fc7453b09a7763ed688d4.jpg)
Трактора - точно добавились, с моего последнего сюда визита. (2009г.) Не припомню я и доломитового срайчк. Внутри - ресторан и прочее. Вход на территорию платный, но я и-за забора кое-что щелкнул, а просочился внутрь сувениры глянуть, да и цены в ресторане заодно. Ничего меня не привлекло. Провожаемый любопытными взглядами немецко-финских туристов, двинул в дождь далее.
Какого-то особого плана по острову Сааремаа у меня не было, конечно, можно было бы и более извилистым маршрутом проехать, по западной части, но решил таки пройтись по старым и протоптанным туристическим тропам. впечатлений уже поднабрался, да и немного подустал.
Метеоритный кратер Каали. Место раскрученное, туристами посещаемое. И смотровая площадка и ступеньки - новинки последнихх лет. В сумрачную погоду смотрится, конечно, мрачновато.
Земли усадьбы Кыльяла были переданы в лен фон Буксгевденам уже в 13 веке. Усадьба была основана немного позднее. Усадьба принадлежала фон Буксгевденам вплоть до начала 16 века. Начиная с 1677 года усадьба принадлежала фон Остен-Сакенам. В конце 18 века эта семья начала строительство господского дома, присоединяя к новой постройке каменные части старого здания.
Господский дом сохранился вплоть до наших дней. В 1840 году усадьба вновь попала во владение к дворянскому семейству фон Буксгевден, которые перестроили среднюю часть здания, в следствие чего она стала полностью двухэтажной, был добавлен портик с колонной и многоуровневым фронтоном. Верхнюю часть портика украшали скульптурные вазы.
При въезде в парк появилась воротная постройка с тремя проёмами в стиле эпохи классицизма. В наши дни сохранился лишь один проём. Последним владельцем усадьбы был Константин фон Буксгевден. После периода национализации 1919 года и вплоть до 1955 года в господском доме находилась школа домоведения и с/х школа. Господский дом был отреставрирован в 1980 году по инициативе местного колхоза. В наши дни усадьба находится в частном владении. Кроме этого, на мызе сохранились некоторые второстепенные постройки в перестроенном виде.
Полагаю, что этот трамвай на острое единственный. Рекламой работает.
С дождем и сильным встречным ветром въехал в Курессааре. Определяюсь с ночлегом и налегке выезжаю в город. Световой день длинный, времени на осмотр хватит.
Весь центр, особенно его старая часть - кафешки, рестораны и прочие гостинницы. Неторопливо подкрепляюсь горячим и петляю по узким улочкам, с булыжными мостовыми.
Церковь Николая Чудотворца.
Епископский замок
Аренсбург. Все попытки заблудиться так или иначе выводят к нему.
Фонтанчик не припомню.
В отличии от замкообразных усадеб, уже виданных мною в Эстонии в эту поездку, это именно замок - укрепление, способное выдержать осаду супостата и дать ему отпор.
Поскольку касса уже была закрыта, взять замок не удалось. Штурмовать стены было как-то лениво, на осаду просто не было времени.
"Помародёрничал" с фотиком снаружи.
У входа в замок элитные гостинницы, спа центры и прочие другие заведения для отъема денег у страждущих туристов.
Мне вполне хватило вело-пешей экскурсии по старой части города в самостоятельном и потому бесплатном варианте.
Последний взгляд на вечерний город и на отдых, завтра путешествие продолжится. 102 км за день по двум островам.