Ночевка в Килингу-Нымме была удачной в нескольких аспектах - удалось устроить большую стирку ( а главное - сушку), да и с утра на следующий день выехал в удобное для меня время, просто захлопнув дверь.
Утро солнечное, но прохладное. Страусы выгуливают свой молодняк:). Затрудняюсь определить что за птица, на пределе дальности снимал.
Местами дороги не очень-то удобны. Вроде асфальт, свежий, но до того крупнозернистый, шершавый, что сильно крадет скорость.
Ключевой перекресток. Выезжаю на трассу Виа Балтика, по направлению Пярну - Таллинн. Протяженный евромаршрут, ездил по нему в разное время от Каунаса до Риги и до Пярну. Сегодня немного продлю этот отрезок к северу.
Чем ближе к Пярну, тем насыщеннее поток транспорта, перед самым городом дорога могла бы и пошире быть. Пярну не планирую посещать, въехав в город сразу возьму в сторону и на север. После поворота в сторону Таллинна дорога становится шире и есть возможность съехать на велодорожку.
Маршрут на сегодня намечен неплохой, так что не задерживаюсь, пару раз останавливаюсь хлебнуть кофейку с булочкой. В одном месте неплохая харчевня, да вся напрочь забита финнами, турЫсты, однако!
Потеплело, настолько, что влезаю в короткий рукав. К несильному встречно-боковому ветру уже привык, прицеп тихонько шуршит где-то сзади, я уже как-то адаптировался к его весу. Иногда даже забываю о его существовании. Только на местах стоянок его с велосипедом приткнуть не всегда с первого раза удаётся.
В определённом месте сворачиваю с центрального шоссе на региональную дорогу через Вана-Вигала. Тут в моём маршруте снова усадьба. Дорога петляет сквозь старую аллею, местами тисовую, местами вроде как и лиственница, но все деревья старые, замшелые.
Усадьба Вана-Вигала является самой старой в Эстонии.
С 14 в. до 1919 г. принадлежала семье Юкскюллей (Икскулей). Изначально усадьба находилась в нескольких километрах западнее, где сохранились развалины вассального замка. На нынешнем месте мыза с 17 в. В 1745 г. бывший садовник мызы Адила Кр. Андерс начал обустройство парковой зоны. В 1772 г., когда владельцем был Г.В. фон Юкскюлль, началось строительство нового двухэтажного господского дома в стиле барокко. Работы прервала усадка здания, но с 1775 г. оно было подведено под крышу. Стиль постройки похож на стиль усадьбы Кабала в Ярвамаа (1774), принадлежащей брату хозяина, Х.Г. фон Юкскюллю. В 1858 г. здание отремонтировали, в 1864 г. слегка был изменен фасад. В 1905 г. господский дом мызы был подожжен, позднее его восстановили.
Постройка является характерной для XVIII в. Дом был двухэтажным с треугольным фронтоном (на фронтоне расположен герб владельцев), с центральным и боковыми ризалитами. Перед входом в здание находится широкий балкон, поддерживаемый каменными колоннами, на фасаде расположены пилястры с капителями композитного ордера. Сводчатый потолок цокольного этажа опирается на две массивные каменные колонны. На стене вестибюля - античный рельеф, датируемый вторым веком до н.э. Зал и др. анфиладные представительские комнаты - на втором этаже. Перед господским домом располагается просторная зеленая зона, которую окружала кольцевая дорога. Парк в английском стиле был обустроен в 1795-1832 гг. В начале XIX в. здесь было разбито семейное кладбище в стиле классицизма, а также часовня (ныне лишь развалины), а также кованые ворота. Такие же ворота находились на расстоянии несколько километров от центральной части мызы, в начале лиственной аллеи. Второстепенные постройки: сушильня, амбар, конюшни.
Курсив - материал из жж Ренаты
renatar о
трехдневном путешествии по Эстонии. Кстати, несколько точек пересечения наших маршрутов есть!
В 1791 г. началось строительство парка, строительство которого завершилось под руководством садовника Х. Линтрупа в 1832 г. Парк был расширен в 1835-1870-х годах. В 1867 г. в начале въездной дороги на мызу, было установлено два гранитных обелиска, которые привез друг хозяина мызы А. Миддендорф из своих экспедиций.
Усадьба Тинусе.
Силла (Silla). Церковь Николая Чудотворца. 1907-1908. У самого перекрестка с дорогой на Виртсу.
Церковь св. Иоанна в Кулламаа была построена предположительно в конце XIII века. В церковном саду находится древнейший эстонский могильный крест, заключенный в круг, на котором выбито: «Sitta Kodt Matz, 1621». Согласно легенде, крестьянин Матс собирал лепешки конского навоза и удобрял ими свое поле, где вырастали огромные урожаи ржи, так Матс стал богатым человеком. Есть также версия, что это выражение написано на языке шведов эстонского побережья и означает «Здесь покоится с миром Матс».
В Кулламаа у меня ночевка, но прибываю я туда рано, в начале третьего часа дня. Сидеть на месте в такую погоду, откатав всего сто двадцать километров - просто преступление, тем более, что рядом есть что посмотреть!
Всего в нескольких километрах от Кулламаа есть поселок Колувере, известный своим замком.
Как и положено вокруг замка водяная преграда, мостики.
Белоснежный змокпоначалу прячется в кронаах деревьев.
Но стоит чуть обойти и появляется во всей красе, как птица большая, гордая и белая.
Блики от воды отражаются на старых стенах, создавая причудливую игру света.
И не скажешь, что история замка начинается в XII веке. О богатой событиями истории замка - на сайте о
средневековых замках Ренаты.
Судя по вывеске, в замке сейчас открыта кафешка.
У меня же масса свободного времени и есть настрой без прицепа откатать часть завтрашнего маршрута.
Выбираюсь вначале на шоссе Таллинн - Хаапсалу.
Немного необычный пейзаж - низкая и чахлая растительность. Это болота. В просветах меж деревьев видны торфоразработки.
Я же еду к старой сельской школе возле поселка Элламаа. Первая точка моего маршрута, которую я хотел достичь.
И старый колодец на месте. Ведра только нет.
Это место примечательно именно для меня и для тех немногих счастливцев, с кем довелось работать в летнем трудовом отряде старшеклассников. А было это в далёких 1983 и 1984 годах. Воспоминания юности, время неосознанного, но как я сейчас понимаю - почти беспредельного счастья.
В одну реку дважды не войдешь, годы ушли, но побывать - хотелось.
Неспешно, погруженный в события лет ушедших, возвращаюсь к месту ночлега, попутно перекусывая по пути.
Вот, кстати ночлег - так наззываемое бунгало. Впрочем, ночью таки прохладно.
176 км за день. Из них более 50 - без прицепа, тем самым эти километры я "сэкономил" назавтра.