Видземе, ветер, замки.

Aug 01, 2015 21:48

 Второй день моих покатушек по Видземе имел лимит по времени. К четырем часам дня мне желательно быть в Риге, дабы поездом вернуться домой.  Потому постоянно поглядывал на время и оставшееся расстояние.
 Хоть высоких гор в Латвии и нет, но вот холмов хоть отбавляй.  И скачешь по ним то вверх, то вниз. Попутно любуясь окружающими пейзажами, изредка примечая живность то с одной, то с другой стороны. Косули, зайцы, лисы - малый перечень того зверья, которое видел. Пытаться фотографировать - бесполезно. Стоит только притормозить - ушки на макушке и задают дёру.



Небольшой заезд в сторону. Унгурмуйжа, усадьба XVIII века.
  Это единственное сохранившееся до наших дней деревянное имение в стиле барокко в Латвии.



С середины 16 века до середины 17 века Унгурмуйжа принадлежала роду фон Унгерн. Позже имение принадлежало Генриху фон Волфеншилду, Гансу Георгу Лейону и др.
Наконец в 1728 г. Унгурмуйжу вместе с имением Кудума купил генерал-лейтенант помещик Бальтазар фон Кампенхаузен.
Бальтазар фон Кампенхаузен (1689-1758) был десятым из одиннадцати детей шведского полковника и вицекоменданта Риги Иоганна Германа фон Кампенхаузена (1641-1705). Ещё мальчиком в возрасте 10 лет Бальтазар принял участие в битве под Нарвой (1700) на стороне Швеции. С 1703 по 1704 он учился в лицее в Риге и был выпущен из него секундом. После двух лет военной службы, он был зачислен в войска генерала Левенгаупта и в 1707 г. был произведен в лейтенанты. После Полтавской битвы он бежал вместе с королем Карлом XII через Днепр в Бендеры. Осенью 1710 он был послан с секретной депешей в Швецию, но был арестован в Польше и вынужден поступить на российскую службу. В 1712 г. произведен в полковники Российской армии и принял участие в крупнейших сражениях Северной войны, на которой был ранен пять раз. В 1725 в качестве одного из старейших полковников Российской Императорской армии он был удостоен чести нести гроб на похоронах царя Петра I.
В 1721 г. Б. фон Кампенхаузен стал ландсратом Видземе, но военной карьеры не прерывал и через 5 лет дослужился до звания генерал-майора. В 1730 г. Кампенхаузен покинул военную службу и непосредственно занялся обустройством своих владений. В 1727 г. приобрел имение Ореллен.
После увольнения из русской армии служил в качестве генерал-губернатора Финляндии с 1742 по 1744 г. За заслуги ему даровали имение Ленчи в Видземе, кроме того наградили высокими наградами, например орденом Александра Невского. Был возведен в бароны Шведского королевства. Кампенхаузен умер в 1738 г. Его потомки жили в имении до 1939 г.
Господский дом в Унгурмуйже строился в период времени с 1730 по 1732 год. Пока строился новый дом, семья Кампенхаузена жила в своём владении в Эстонии - Ранну мызе. На строительстве нового дома использовали труд как крепостных, так и специально нанятых мастеровых, которые были из самых разных мест: Петербург, Германия, Швеция и т.д.
Господский дом в Унгурмуйже перестраивали с 1747 по 1753 г. источник , там же можно посмотреть и внутреннее убранство усадьбы.



Фрагмент водослива с крыши.



Вид со двора. Судя по всему, вчера тут было какое-то празднество, не иначе как свадьба.  Потому сама усадьба для осмотра закрыта, явно прибираются.



Флигель XIX века, он же Малый домик и старая школа.





В конце дорожки бароккального «сада лип», находится чайный домик с выгнутой в стиле барокко крышей (закончен в 1753 г., плотник Кристоф Гервертс).



Моё внимание привлек маленький домик неподалёку от чайного.



Это восстановленная копия того домика, что строил Кампенгаузен, оригинал не сохранился.



Внутреннее убранство домика. Все как настоящее, только, что бы войти в дверной проём мне приходится пригнуться.



Удивительно, как притягивает и манит взор деревянное строение.



Построенный мастером Ульяном амбар для зерна (1738-1740 гг.) является очень редким сохранившимся объектом архитектуры поместий в Латвии. Сооружение построено с открытым крыльцом. Когда-то на другой стороне ворот бывшего двора были конюшни, которые не сохранились. Расположение обоих строений соответствовало характерной планировке поместья 18 в.



Один из старых дубов на территории поместья. Воистину чувствуешь себя гномом рядом с таким многолетним великаном.



Прощальный взгляд и далее в дорогу.



Каплица одного из рода Кампенхаузенов на кладбище вблизи дороге, это уже чуть поодаль от Унгурмуйжи.



Сталбе. Поворот на 90! Небольшое местечко с сувенирами из дерева, камня и железа. Для меня - путь по шоссе А3. Ветер, бывший боковым до сего момента, становится строго встречным. Сильным и порывистым. Впрочем, вчерашний плотный ужин и не менее плотный, практически вегетарианский завтрак, пока придают достаточно сил, хотя скорость заметно снижается.



Страупе.  Замок Мазстраупе (Кляйн-Рооп - Klein-Roop & Kleinroop). История замка а сайте Ренаты renatar.



Я же ограничиваюсь внешним осмотром.







По внешнему виду и не скажешь, что когда-то это был замок. На солидную усадьбу вполне похоже. Но время многое меняет.



Несколько сот метров по дороге и перед взглядом предстаёт другой замок - Замок Лиелстраупе (Гросс-Рооп - Gross-Roop).



Деревья сильно скрадывают величину этого сооружения. Лишь вблизи становится понятен масштаб!





Судя по вывескам - заведение солидное. А если учесть, что в настоящий момент тут наркологическая клиника... Короче, я попал на день открытых дверей.





Замковая капелла.



Страупская колокольня - единственное здание такого рода в Латвии. Первоначально она находилась впритык к церкви, но в 1684 г. деревянная колокольня загорелась, огонь перебросился на близлежащие постройки - сгорели церковь и замок. Когда была построена первая колокольня, сведений нет, но в протоколе визитации 1684 г. значится, что ее следует построить заново, что указывает на то, что она существовала до этого года. Т.к. здание было деревянным, оно быстро приходило в негодность, и его часто приходилось строить заново. Нынешнее здание колокольни построено в 1848 г. и многократно ремонтировалось.
 (Кстати, традиция строить колокольни отдельно от католических храмов существует в Латгалии. Но они, как правило, составляют часть ансабля храма. И находятся гораздо ближе.)



У стен капеллы вот такое вот невысокое сооружение. Предположу, что это навершие вентиляционной шахты (?).



Внутренний двор замка. На крылечке пациенты клиники. На меня с лоссипедом поглядывают с любопытством.









Фрагменты.



Надгробные плиты баронов фон Розен, выставленные во дворе замка возле церкви.



Под воротами, ведущими во внутренний дворик замка вот такой камень.



Вид на замок со стороны шоссе, со стоянки.  Ограда замка, каменная и покрытая черепицей примыкает прямо к шоссе, с неё бы получились интересные кадры, но не стал рисковать, движение интенсивное и  память о том, как совсем недавно у Биг-Бена упал, влезая на парапет, свежа.

Страупским замком закончилась моя обязательная программа в этой поездке.
 Началось суровое прохождение отрезка пути за максимально короткое время. Против порывистого ветра. Тут пришлось немного привести в систему дыхание-движение ногами.  Вдох-выдох, три удара по педалям.  Не сильно глядя вперед и не заморачиваясь на ветер. В таком режиме удалось держать 23-27 в час. По примерному раскладу сгорания завтрака и времени у меня на пути вырисовывался поселок Рагана, со знакомой уже мне харчевней. Выжатый, как лимон с лапками подкатываю к Рагане и вижу 3 автобуса с литовскими номерами.  Явно экскурсия в эстонский А-Ха. Или обратно. В любом случае у меня лимит времени. Остаётся заправка. Заправляюсь одним хот-догом, эспрессо и банка хард-энергетика в один организм. И горсть изюма на закусь. Этого хватает примерно на час "рванья" ног со скоростью ок 30. До следующей заправки.
 Перед Ригой помимо ветра прибавляется дождь. Не  настолько сильный, что бы зачехляться. Но просто на некоторое время занимающий внимание. И ремонт дороги...  Полосы меняются местами. Справа не обочина, срыв асфальта, иду в потоке транспорта, плотном и напряженном.

Самый сложный участок - непосредственно Рига. Велодорожки - туфта полная. Если не сказать хуже. Постоянные переходы-переезды со светофорами. Тут о скорости и расстоянии приходится просто забывать. Пробираешься по большому городу в режиме лимита времени.
 Самый последний отрезок, по старой Риге - немного подводит координация и реакция. На нулевой скорости и в повороте не успеваю выстегнутьсяя и аккурат напротив памятника Свобооды рухнул на асфальт. Порвал колено и штаны. Досадно.
 На вокзал прибываю за 20 минут до отхода поезда. По моим понятиям - впритык!  Время только взять билеты и отдышаться и отпиться.
 Зайдя в вагон, усевшись на место почти сразу засыпаю. Очухиваюсь только на пол-пути, примерно в Айзкраукле.
 За неделю наблюдаю легкие кровоподтёки и синеву на ногах - "рванул"- таки.

По поездке большое спасибо   Ренате Римша за информационное содействие!

Средневековые Замки Латвии

пейзаж, река, Мадона, усадьба, лето, Цесис, фото, Плявиняс, храм, праздник, дорога, природа, замок, город, развалины, велодальнобой, история, небо, Видземе, велопутешествие, Латвия

Previous post Next post
Up