Рассматривая карту государства Латвийского в поисках маршрута для поездки неожиданно сложилась цепочка из интересных мест.
Сунтажи - Малпилс - Сигулда. О! И в Сигулде давненько не был, лет так... уж и не помню сколько.
Первоначально хотел стартовать из Огре, после двинуть немного в обратную сторону, до Кугумса, и после уже на Сунтажи.
А вот не люблю обратного хода, да и переход на вокзале в Огре мне еще по прошлому году запомнился и непонравился. Это когда я с пробитой ногой тащил груженый велосипед по ступенькам вниз и вверх. Таки решил выезжать из Айзкраукле. Дизель от Даугавпилса до Риги не столь часто останавливается, как хотелось бы, так что выбор точки начала маршрута немного ограничен.
Ночевку заказываю через букинг, осталось только до неё добраться. Очень рационально подхожу к сбору вещей. Скупой минимум - смена белья, да еда. Не беру даже горелку для готовки и бутыль с водой на раму. Вода в гидропаке в рюкзаке. Погода не обещала быть жаркой, так что много воды не нужно. если что докуплю в пути.
Высадка в Айзкраукле - низкие, быстробегущие облака, ветер встречный, сильный, порывистый. Неплохое начало для старта. Втягиваюсь понемногу в ритм. С одеждой не прогадал. Немного, но многослойно. По стуку капель по шлему, понимаю что дождь, предсказанный прогнозом, мимо не пройдет.
Институт земледелия в Скривери, главное здание. Под сенью деревьев размышляю, заодно хомячу изюм. А что думать-то, крутить надо!
Погода на ближайшие полдня устанавливается в английском стиле - дождь несколько минут идет, потом стихает, потом снова. И постоянный ветер, что изрядно усложняет движение.
Весна у нас настолько холодная нынче, что не только деревья утепляют шарфиками - еще и пеньки прикрыли!
От Скривери двигаюсь в сторону недавно построенного участка шоссе Кокнесе-Тинужи.
Немного сворачиваю с асфальта, скольжу и шарахаюсь из стороны в сторону на сликах по размокшей грунтовке.
Крапе, церковь Арсения Великого, освящена в 1892году.
Эта любопытная корова проскакала несколько метров, сколь хватало цепи и замерла позируя.
Вот примерно так выглядит небо. Хотя несколько минут спустя на мгновение может выглянуть солнышко.
Краткая минутка просветления.
Шоссе свежее, накат неплохой, жаль ветром его съедает. Несколько раз стук по шлему становился громче - дождь мешали с градом.
В таких условиях вкручивать очень помогают контакты. В крайне редкие моменты когда ветер стихал, не чувствую упора впереди разгонялся до 30. Вся эта движуха согревала, в редкие моменты остановок от меня валил пар, как из бани вылез. Баффа на голове, одетая трубой, прикрывала уши, немного приглушая постоянный шум ветра.
Делаю поворот на 90 градусов, ветер из встречного становится встречно-боковым, чаще боковым. Труднее удержать руль прямо.
Решая подкрепиться, обнаруживаю, что в своём стремлении к минимуму позабыл положить ложку... впрочем, тушенку из банки вполне неплохо и ножиком, а потом на хлеб. Банан и квас - и жить становится веселее как бы. Да и погода вроде налаживается - перестаёт брызгать дождь. Облака, правда, все так же низко несутся, цепляясь за макушки деревьев, но все чаще выглядывает солнце. Ветер хоть и сильный но тут от него хоть какой-то кратковременный толк появился - я обсыхаю, причем довольно быстро.
Один из намеченных поселков на моём пути - Сунтажи.
Настолько руки вцепились в руль, что фотоаппарат кажется непослушной корявой игрушкой, снять храм удалось лишь с третьей попытки.
Нынешний сунтажский каменный храм на 300 прихожан был построен в стиле классицизма (1780 - 1782) по проекту рижского строительного мастера Кристофа Хаберланда (1750-1803) и стал одним из символов волости.
И шикарная велопарковка напротив, к чему-бы это? Ах да, евроденьги. Нарисован маршрут на карте, поставлены значки на дороге и кое-где велопарковки. Это называется развитие инфрастуктуры велотуризма. Ну-ну... но часть моего маршрута совпадает с нарисованным.
Усадьба Сунцель (Sunzel). Предполагается, что именее построено на месте ливонского средневекового замка, который не сохранился до наших дней.
Новый Сунцельский замок или господский дом имения был построен в 1780-82 гг. - строил его фон Менгден, а после окончания строительства хозяин сменился. Возможно, строительство оказалось слишком дорогим для Менгдена.
В 1816 г. владельцем Сунтажского замка стал оберлейтенант Рейнгольд Андреас фон Ханенфельд. В 1820 г. во владении Густава Рейнгольда Ханенфельда, в 1851 г. владелец Иоганн фон Ханенфельд, роду которого принадлежало до аграрной реформы 1920 г., когда перешло в собственность Латвийского государства. Во время революционных событий 1905 г. замок был сожжен и позже восстановлен в 1909 г. Верх старых квадратных башен дополнил новый восьмиугольный объем, который увенчал пирамидальный черепичный козырек. Источник:
Средневековые Замки Латвии. В 1920 г. здесь находилась основная школа, которая в 1952 г. была преобразована в среднюю школу. В 1984 г. построили новую пристройку с учебными кабинетами и спортзалом.
Здание смотрится очень свежо и нарядно, крыша под черепицу блестит от дождя, а солнце создает праздничный колорит, оттеняемый сумрачными и хмурыми облаками.
Обхожу усадьбу по кругу и продолжаю путь. Становится теплее, начинаю кое-что из одежды снимать.
Малпилс.
Усадебный комплекс Малпилсского поместья, как небольшая крепость - по периметру каменная стена и хозпостройки, само имение и небольшой парк - внутри.
История нынешнего господского дома поместья Малпилс началась в 18 в., когда в 1760 г. под руководством ландрата Густава фон Таубе было построено здание в стиле классицизма, входящее в комплекс усадьбы Малпилс. Во времена барона фон Таубе были начаты работы по закладке парка в стиле барокко, в результате при поместье появился романтический парк с дорожками для прогулок, мостиком любви и живописными прудами с фонтанами посреди них. В парке дворца находилось множество посадок дендрологически ценных пород. В 1870 г. в соответствии с новыми тенденциями в искусстве и архитектуре были готизированны окна фронтонов господского дома и образованы новые формы окон в других местах.
Построенное в 1760 г. поместье Малпилс было сожжено во время погромов в 1905 г., как и многие другие господские дома Латвии. Тогдашний владелец поместья ландрат Александр фон Гроте пригласил знаменитого архитектора, балтийского немца Вильгельма Бокслафа, чтобы тот восстановил сожженное поместье. В период с 1907 г. по 1911 г. по проекту Бокслафа усадьба была восстановлена в стиле неоклассицизма. Строительные работы велись под руководством Яниса Менгелиса из Цесиса. Реализация проекта была завершена в 1911 г., и поныне дворец является одним из самых изящных памятников классицизма в архитектуре Видземе. В начале 20 в. после очередного пожара господский дом был восстановлен с небольшими изменениями, и в этом виде усадьба сохранилась уже до наших дней. Всего в комплекс имения Малпилс входило 38 зданий, из которых сохранились 18.
В замке бывшего имения после войны был оборудован Малпилсский учебный комбинат Министерства строительства Латвийской ССР, где готовили машинистов экскаваторов и бульдозеров, а специалисты повышали квалификацию. Располагались также различные техникумы, общежития и другие хозяйственные учреждения. О ценности архитектурных памятников тогда не думали и все было в запущенном состоянии.
В 1967 г. здесь расположился музей мелиорации и земледелия, единственный мyзей подобного пpофиля в Евpопе. 1 января 1985 года его фонды насчитывали 30 858 единиц музейного и библиографического материала, отражающего историю и перспективы мелиорации в Латвии.
В одной из хозяйственных построек имения до 2007 г. находился автосервис, где делали шиномонтаж и меняли масло автомобилям. Рядом складировались высокие груды покрышек.
Владельцы фирмы Vestbalt Алдис и Лига Плаудисы приобрели в 2003 г. Малпилсскую усадьбу, находившуюся в аварийном состоянии. В 2003 г. были начаты работы по историческому изучению имения и разработка технического проекта. Процесс реконструкции начат в мае 2007 г., взяв за основу проект архитектора Вильгельма Бокслафа, разработанный еще в начале 20 в. В ходе реставрации внешний облик усадьбы был максимально приближен к историческому оригиналу, и по возможности была сохранена старая планировка помещений. В этот проект было вложено 3,5 миллиона латов, из которых примерно шестую часть составляет финансирование из фондов Евросоюза. Была произведена замена поврежденных строительных конструкций, в том числе крыши, перекрытий, окон, лестниц, а также обновлен интерьер здания.
В преддверии своего 250-летнего юбилея осенью 2008 г. была завершена реконструкция господского дома поместья и двери распахнула 4-х звездочная гостиница с роскошными залами для торжеств и семинаров, рестораном и 17 (по др. сведениям 24) в изысканном стиле обустроенными номерами.
Источник:
Средневековые Замки Латвии. Сходу снимаю панораму и потом перехожу к деталям.
Восстановлено достойно!
Здание бывшей оранжереи - оно на очереди. Вокруг имения ведутся строительные работы, явно на что будет посмотреть в будущем.
В парке установлен памятник архитектору работы скульптора Глеба Пантелеева. Бокслаф изображен как бы шагающим с рулоном чертежей под мышкой по направлению к своему творению - господскому дому имения Лембург (ныне Малпилс). Малпилсскую усадьбу нельзя назвать самой известной работой Вильгельма Бокслафа, на творческом счету которого, например, такие рижские жемчужины, как здание академии художеств на бульваре Калпака, клуб английских моряков на ул. Пилс, водонапорная башня на улице Алисес, банк на улице Смилшу, 6, велосипедная фабрика Лейтнера на ул. Бривибас, 139, жилые дома на ул. Калькю, 6, и Яуниела, 25/29, и еще десятки других работ. Источник:
Средневековые Замки Латвии. Приятно видеть в столь небольшом поселке такую жемчужину, да еще в таком прекрасном состоянии.
Конечно, в рамках моего экспресс-путешествия далеко не все примечательные объекты успеваю посмотреть, но у меня появилась своя тема, которой я неуклонно следую.
Сворачивая от усадьбы краем глаза заметил яркий блеск в глубине поселка.
Вот те на! Свинью подложили! Чему посвящено сие творение осталось неизвестным.
Пирамида из камней - памятник, надгробие или модная нынче "инсталляция"? Покидаю Малпилс, двигаюсь своей дорогой.
Чуть в стороне от дороги, за многочисленными шлагбаумами - усадьба Буку.
Название Букас упоминается в исторических документах уже в 1584 г., когда усадьбу здесь получил в свое владение майор фон Бок. Имение фигурировало под разными названиями - Hardemoisa, Bokenhof, Suddenbach. Последнее название получило от реки Суды (в ливском языке "sudden" - "волк"), на берегу которой расположен господский дом. Название сохранялось до 1920-х гг., и только тогда получило употребляемое в народе название Букас муйжа, происходящее от имени давнишних владельцев - баронского рода фон Бок.
Во время революции 1905 г. имение было сожжено. В 1920 г. было восстановлено по проекту архитектора О. Вилдава. Последними владельцами имения были бароны фон Вольфы. Нынешний центр имения состоит из господского дома, конюшен и дворцового пруда. Является частным владением, велись реставрационные работы.
Реставрация, видимо, закончится не скоро... да и от имения мне посоветовали держаться подальше - хозяин его человек странноватый. Делаю пару снимков и укатываю восвояси.
Вновь на шоссе в объятия ветра и финальный отрезок сегодняшнего переезда до Сигулды. Почти у самой Сигулды зажигание у меня как-то потухло, видимо, тушенка перестала действовать. В ход идет проверенное, сильно форсирующее средство - изюм.
Вот и Сигулда. Выезжаю аккурат к железнодорожному вокзалу, он как ориентир выводит меня к месту ночлега.
До Сигулды вышло чуть более сотни, за 5,5 часов, учитывая ветер - вполне сносно. Уже догадываюсь, какие мышцы будуть ныть завтра, но это детали. Вписываюсь в гостинницу, неподалёку от центра и...
Кто сказал отдыхать? Покой мне сниться будет ночью, а мне еще предстоит осмотр местных достопримечательностей, ведь солнце еще высоко!
Хочу сказать спасибо Ренате Римша
renatar за поддержку информацией и советом по маршруту!