Мимо Августова проезжал неоднократно, второй после Сувалок заметный город, если въезжать в Польшу из Литвы. А в этот раз у нас была намечена экскурсия по каналам Августова на прогулочном катере.
Не смог не отметить для себя велоинфрастуктуру - велодородки и веломост над трассой.
Когда-то на подобной лодке проехал и Иоанн Павел II.
Отправились в водный путь и мы.
Каналы и озера - своеобразное место. Птицы и лодки по соседству. Птицы держатся чуть в сторонке, но чувствуют себя в безопасности. А вот утки - неглые морды, те и вовсе так и лезут везде и всюду, в надежде на подачку.
В мире существует всего три подобных канала: Каледонский в Великобритании, канал Гота в Швеции и Августовский, расположенный на территории Польши и Беларуси.
Водный путь общей протяженностью около 102 км начинается от озера Сервы вблизи польского Августова и пролегает практически до белорусского Гродно. Искусственные русла длиной 45 км связали одиннадцать рек (35 км) и семь озер (22 км).
Августовский канал - действительно уникальный объект своего времени: по сложности инженерных решений, масштабам и, конечно, природной красоте мест, где он пролегает.
В ХIХ веке этот рукотворный водный путь соединил бассейны рек Вислы и Немана, обеспечив на севере - выход к Балтийскому морю, а на юге - к Черному (через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину).
Идея создания канала родилась еще в 1760-70-е годы во времена короля Станислава Августа Понятовского. Однако строительство началась только в ХIХ веке после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов в балтийские порты.
Инициатором выступил министр финансов Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий, а разработкой проекта занялись военные инженеры во главе с Игнатием Прондзинским.
В 1824 году проект Августовского канала одобрил император Александр І. Строительство заняло 15 лет: было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов, 24 объекта для обслуживания канала.
И все же его история как важной транспортной артерии для сплава древесины и товаров была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок.
Однако, пролегая по красивейшим местам, Августовский канал стал туристической меккой. В 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия, позже открылся конный маршрут.
Во время Первой мировой войны канал значительно пострадал, в том числе из-за оборонительных сооружений, возведенных в конце ХІХ - начале ХХ вв.
В 1920 - 1939 годах он вновь принимал путешественников: здесь курсировали два колесных парохода, развивался байдарочный туризм, работали яхт-клубы, а в районе шлюза Домбровка проходил грандиозный "Праздник моря". Был издан и первый туристический путеводитель по Августовскому каналу.
В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе разрушен.
Сейчас эти места - своеобразный центр любителей водного, да и просто активного отдыха на воде и у неё.
По берегам и велодорожки и скамеечки и набережная, с которой удобно удить рыбу и причал для маломерных судов.
Путь наш проходил под несколькими мостами, с которых нам приветливо махали руками люди. Вообще какая-то дружелюбная атмосфера - и с проходящих мимо катеров, корабликов и яхточек все приветствовали друг друга.
Дорожки вдоль берегов озера тянутся далеко, отличный променад получается.
Вот такой вот стилизованный кораблик встретился.
Много байдарок, одиночки, двойки, группами.
Да и за порядком присматривать тоже кому-то нужно.
Движение местами очень оживленное.
Широкие просторы озер сменялись каналами. Все утопает в зелени. Очень спокойная, умиротворяющая картина.
Хорошо идет эта группа под маленькими парусами!
Пейзажи радуют глаз. Туристы с палатками - почти повсеместно.
Наш кораблик тоже снимали с берега.
Дичь все же предпочитала от кораблика отбегать в сторону.
Очередной мостик и за ним шлюз. Шлюз предельно прост по конструкции - две пары ворот, управляемых одним - двумя людьми. Парень на снимке вначале закрыл одну створку, потом шестом - другую.
Створы шлюзов с длинным рычагом - одному человеку как раз по силам их сдвинуть.
Шлюз пройден, разница уровней метра полтора.
Местечко Студенична, финальная точка нашего водного пути, сходим на берег.
В этих местах после прогулки по каналам когда-то бывал Папа, о чем поляки очень хорошо помнят. Повсюду фото того визита, просто изображения Кароля Войтылы, его слова.
Тут невольно обратил внимание на один аспект - в Польше помимо Христа очень уважаема и почитаема Мария, мать. Как символ материнства, семьи - что сейчас идет немного вразрез с навязываемой толерантностью к... понятно к чему.
Упаковываемся в автобус, возвращаемся в Августов и чуть возвращаемся обратно в сторону Сувалок. Там у трассы харчевня Абро. Где чуть менее за час вся группа почти в сорок человек успевает солидно подкрепиться. После продолжаем свой путь по Польше, по Мазурскому краю.
Продолжение следует.