Задумал съездить в северо-восточном направлении к границе Латвии. На восточной границе уже
был в мае. Тут дистанция немного побольше. В два дня вписаться можно - но лучше иметь запас по времени. Потому в пятницу чуть раньше срываюсь с работы, вся поклажа заготовлена заранее, продукты закуплены. Комплектация из расчета двух ночевок в палатке. Пытался найти приемлимый по цене ночлег в Резекне, но не вышло, раньше надо было суетиться, а не за несколько дней. А 40 евро за ночь - уж слишком дорого. ( весь бюджет поездки вписался в двадцатку, расходы только на продукты питания).
Основное размещение вещей - боковые мешки. На классические "штаны" не тянут ибо раздельные, слева и справа, навешиваются на бока багажника + дополнительные крепления клипсами ( из автомагазина, для электропроводов). Самодельные, выдерживали уже не один многодневный поход. По размещению - в одном сменная одежда, сверху продукты и котелок с газовым баллоном, в другом - спальник, сверху ремнями палатка. Палатка куплена когда-то давно в одном из сетевых магазинов сыном и её я дома обнаружил чуть ли не случайно. Спальник с комфортностью до +1. На сумке, что на багажнике сверху - самонадувной коврик, пятисантиметровый. Лёгкий, но объемный. Сумка что на самом багажнике - всякая мелочь, что не определилась с местом. В сумке под седлом - инструменты, смазка, кружка, горелка. На руле традиционно сумка с фотокамерой. Двойной подсумок у руля на раме - замок, ножик, изюм,шоколадка. В рюкзак гидропак, документы, кошелёк, ключи, карта. Полностью собираюсь за полчаса.
В 3 дня выезжаю. Моя задача - доехать до Резекне, это ок 90 км. А возможно и за него, но лимит времени - до 9 вечера, ибо темнеет. Ветер попутный, так что несмотря на обвес иду ходко, все время держу около 25. Не жарко, очень комфортно. Дорога вначале ухабистая, с колеёй, последняя треть - новая, так что ехать просто хорошо. В километрах так десяти от Резекне асфальт мокрый - шел дождь. Да и небо вокруг стремительно заволакивает. Резекне не удалось проскочить быстро, на одном перекрестке свернул не в ту сторону, по названиям улиц вижу - не то. Торможу, вытаскиваю карту. И тут ко мне на помощь приходят пара местных жителей. Конечно, раз на велике с обвесом, да еще и в шлеме ( редко у нас кто еще в шлеме ездит) и скартой в руках - значит заблудившийся турист. И тут включается ливень. Крупный и частый. Надолго меня не хватает, Примечаю козырек льняной фабрики на выезде из города и пережидаю. Небольшой резерв времени есть, солнце уже клонится к горизонту, в тучах виден просвет.
Дождь уходит.
Теперь моя задача быстро найти местечко для ночлега. Не сразу, но примечаю местечко. На окраине небольшого православного кладбища. Дудинское, озеро одноименное неподалеку.
Кому-то может показаться странным такой выбор - но живые, уж поверьте, куда как страшнее, порой. У просеки ставлю палатку - как раз вовремя. Смеркается. Развожу кухню - каша с тушенкой, растворимый кофе из пакетика все-в-одном. Красота да и только. Укладываюсь спать, засыпаю долго - рядом дорога, движение в сторону границы очень интенсивное, круглосуточное. По палатке барабанят капли воды с листьев. Ночью яркая луна пробивается своим пронзительным светом сквозь листву. А какое звездное небо вдали от городских огней!
Утро у меня ранне. В 6 уже начинаю приготовления к завтраку, после - сборы.
Вот так смотрится мой ночлег со стороны при свете раннего солнца.
Первый день - 101 км. Это я уже с утра на счетчик смотрю. Сбор занимает примерно час с завтраком, Вечером примерно то же время. Не спешу, но просто интересно на будущее, для планирования дня.
Утро спокойное, безветренно, все искрится росой или вчерашним дождем.
Держу путь в сторону Лудзы, до неё недалеко, около 20 км.
Усадьба Покуминово, информации о ней в сети не нашел. Похоже на жилье небольшого помещика, постройка конец 19 - начало 20 века, на мой взгляд. Сейчас - в собственности самоуправления, что-то вроде народного дома или сельского клуба.
А сколько еще таких имений по Латвии безхозных, разрушенных или просто заросших молодой порослью. Это еще послужит людям.
Лудза ( Люцин, Лючин) - по упомянанию в летописях старейший город Латвии.
Центральная площадь, Собор Успения Пресвятой Богородицы, освещен в августе 1845 года. Площадь явно не так давно благоустроена, брусчатка, плитка. Да и сам городок опрятный, малоэтажный но чистенький, хотя и чувствуется что застройка века девятнадцатого. Конечно, не та атмосфера старины что в Кулдиге, а все ж очень своеобразно.
По крутому булыжному скату поднимаюсь к католичекому собору, а это часовня польских помещиков Карницких, построенная в 1738 году - деревянное здание с конусовидной крышей и крестом на ней, с окнами своеобразной формы, закрытыми ставнями и двойным полом. После пожара в 1938 году, часовня недолгое время заменяла католический костел.
Рядом находится звонница, также сохранившись после пожара.
Костел, кстати, был освящен совсем недавно - в 1995 году. Но первая римско-католическая церковь была заложена весьма давно, её история тесно связана с историей Лудзенского замка -
Лудзен.
От самого замка осталось немногое, но со своей высоты он горделиво возвышается над городом.
Исторический центр Лудзы - двухэтажные в-основном, домишки.
А с другой стороны от замковой горы - большое Лудзенское озеро.
И тот же костел неподалёку от крепостных стен.
В Лудзе была у меня мысль подкрепиться, но время раннее и все еще закрыто, ничего, у меня с собой было. И было желание заглянуть в городской музей. И пришлось именно заглянуть!
Через ограду, поскольку в субботу явно никто не спешит открывать музей, даже к 10 утра.
Автором памятника является талантливый российский скульптор Александр Михайлович Таратынов. ( Этот же скульптор автор памятника Двинскому градоначальнику Дубровину) Памятник Я.П.Кульневу установлен у входа в Лудзенский музей, который помещается в доме, в старину принадлежавшем Кульневым..
Дом, полагаю, раньше выглядел по-другому.
Замковая стена от музея.
Просто красный кирпичный дом на выезде из Лудзы. Чем-то он мне показался симпатичен.
Утро переходит в день, солнышко пригревает. Мне предстоит небольшой круг вокруг Лудзы.
Фелицианово впервые упомянуто в 1784 году как господская усадьба Озупиней, в 1858 году она уже упоминается как господская усадьба рода Плену, им же принадлежала кожевенная мастерская и водяная мельница.
Через волость Циблас течет, извиваясь, река Илжа. Это - первая река, на которой приступили к возрожденю собственной энергетики Латгалии. Часть выработанной электроэнергии используют местные мельницы, остальной выработанный ток попадает в общую электроесеть района.
Извилиста не только речка, но дорога по её берегам. Местами, петляя по холмам напоминает серпантин.
Костёл Св. Андрея в Эверсмуйже, Цибла.
Памятник культуры государственного значения. Деревянный костёл построен в 1776 году. В костёле хранится множество уникальных памятников искусства. Центральная икона самая старая в Латгалии. Костёл является типичным примером Латгальской архитектуры. Звоница, кстати, в стороне от храма.
Застройка господской усадьбы образовалась в 18 веке, и тогда же был построен господский дом. В 1784 году, в отличие от деревянных зданий других окрестных господских усадеб, дом строился с каменными стенами. Большая часть строительства проходила в начале 19 века, когда были построены хозяйственные постройки, домик садовника, въездные ворота с домиками. Перестроен также господский дом.
Первые сведения об образовании господской усадьбы на этом месте можно найти в документах 1599 года. Название Эверсмуйжа упомянуто в документах 1733 года, подтверждающих права Карницких. Усадьба за время своего существования принадлежала многим владельцам: в середине 17 века здесь хозяйствовал дворянский род Карницких, около 1784 года - род фон Розеншильдов Паулинов, в конце 19 - начале 20 века - генерал Ричард фон Мевесс, с 1933 года - Карл Густав Крудер-Струве с женой Идой Вуевич-Васкез-Струве.
В 18 веке около имения был посажен яблоневый сад. В конце 19 века к хозяйственным постройкам добавились водяная мельница, корчма, винодельня. В усадебный комплекс входили господский дом, привратное помещение, дом для слуг и хозяйственные постройки, большая часть которых разрушена. Первоначально здание дворца имело один этаж, второй был достроен позже. До наших дней не сохранились башенка в центре здания, деревянная терасса со стороны сада. У окон цокольного и первого этажей сохранились декоративные наличники. Частично сохранилась отделка интерьера - в праздничном зале с полукруглыми окнами, расположенном на первом этаже.
Усадьба, похоже, с годами порастеряла часть своего внешнего облика.
Хотя и крыша и водосточные трубы заменены на новые.
Дом прислуги или управляющего у въезда в усадьбу.
Проезжаю поселок Цибла, асфальт на этом временно заканчивается, зато начинается ветер, пока что боковой, но сильный и порывистый. Практически возвращаюсь в Лудзу, до неё несколько километров, сделав круг по окрестностям в километров 30. Снова на шоссе, впереди Карсава.
Не много ни мало - автобусная остановка!
Пушмучево, костел явления Девы Марии.
Прямо по курсу - гроза, мне туда. А по одной стороне шоссе - метровая полоса дороги! Как раз для меня!
Через несколько километров дождь не заставил себя ждать. Добротный, сильный! И в открытом поле. Докатил до березок у обочины и немного переждал. А буквально через полкилометра асфальт - сухой.
Пудиново. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь построена и освящена в 1862 г. Тут же в поселке притормаживаю у магазина - велостойка на 4 места и все заняты! Как ни крути - велосипед по селу удобный вид транспорта. Подскочить в магазин за несколько километров, к родне съездить. Разговорился с мужичком из местных, тоже на велике, но ему мои расстояния кажутся большими. Заправляюсь водой, много не беру, магазинов на пути хватает.Беру как всегда минералку но без газиков. Простую воду держу для готовки пищи или кофе.
Перед Карсавой сворачиваю в сторону поселка Малнава.
(со столбом неувязочка вышла, не думал снимать панораму, а кадры возьми и склейся)
Усадьба Малнавас. С 1784 года упоминается в письменных источниках как самостоятельная усадьба, принадлежащая сыновьям Шадурского.
Господский дом построен в 19 веке и по своему объему напоминает особняк или виллу.
Застройка усадьбы велась симметрично относительно круглого парадного двора, к которому ведут ворота в начале подъездной дороги.
С одного края двора находится клеть, а замыкает двор господский дом, пострадавший во время Второй Мировой войны.
После перестройки первоначальная отделка интерьеров не сохранилась.
В 1928 году к зданию пристроили боковые корпусы и приспособили под нужды сельскохозяйственной школы.
Из хозяйственных строений сохранились клеть, построенная в первой половине 19 века в стиле классицизма с двумя 4-х колонными портиками на главном фасаде, а также некоторые другие строения.
В комплекс также входит парк.
Сейчас здесь расположен Государственный Малнавский Сельскохозяйственный техникум.
Это, судя по всему - клеть. Теперь я не удивляюсь той автобусной остановке!
Пруд с рыбаками.
Пластиковыми окнами, конечно вид здания подпортили.
Похоже на дверь в ледник.
На территории поместья я видел пару бетонных бункеров, есть версия о пребывании в Малнавском имении Гитлера в июле 1941 года. Но это скорее легенда, чем факт.
Из Малнавы пересекая шоссе на Резекне завернул в Карсаву, в надежде найти харчевню и перекусить. Смотрю вывески - "Ритуальные услуги", "Парикмахерская", "Хозтовары", "Памятники и обелиски"... Кафе - а там поминки... да, уж...
Дом культуры. С колоннами!
Костел в центре. Тут же у автобусной остановки мой вид вызвал вспышку гнева у местной быдлогопоты, а чуть позже юные ангелочки лет 10-12 пытались закидать меня яблоками, не попали. Закупился провиантом в магазине и на выходе один из местных джентельменов пытался отжать у меня 20 центов, явно на поддержку местной винотеки... что-то тут не то, не по нраву мне этот городишко.
Колонны - это стильно!
Покидаю этот неуютный городок, перекусываю на автобусной остановке под открытым небом. Путь лежит в сторону Резекне. Увы, поменялось направление движения и ветер стал встречным. Тут мой обвес играет роль тормозного парашюта. Темп снижается, да еще сказывается легкий недосып накануне ночью. Устраиваю привал, расстилаю спальник на траве и кемарю минут 20. Заметно освежает, но ветер никуда не делся.
Берзгале, небольшой заезд в сторону.
Костел Провидения божьего, 1751 г.
Берзгальская усадьба, постройка 1832 года, первый хозяин Антоний Вейтко. До недавнего времени - служебная гостинница.
Сейчас, похоже, не используется.
Снова возаращаюсь на шоссе, в обьятия втречного ветра и ... дождя. Стена, даже видимость ограничена. Доезжаю до ближайшей остановки с крышей, немного пережидаю и обтекаю. Дождь стихает, снова двигаюсь и снова та же история. Хотел еще в пару мест завернуть, но в ливень как-то некомфортно, тем паче грунтовка, на которую мне предстояло свернуть, превратилась в грязевой поток. Видимо, не в этот раз. Доезжаю до Резекне, пополняю запас провианта, чертыхаюсь на вечном ремонте аллеи Атбривошанас. ( лет 10 её копают, не меньше, но все в разных местах).Немного отъезжаю от города и буквально в поле сановлюсь лагерем. При чем даже раньше чем в предыдущий день, так что раскладываюсь и ужинаю неспеша. Больших трудов стоило вытолкать и перебить всех комаров, зашедших в гости в палатку. Их много, хотя по науке их уже быть не должно! Для скорейшего успокоения позволил себе бутылку пива - точно, вырубает с устатка напрочь и даже шоссе с движением не мешает. 150 примерно за день.
Утро встречает густым туманом, влагой, осевшей на всем и комарами, ждавшими меня всю ночь! Завтракаю, сворачиваюсь и ввинчиваюсь во встречный ветер оставшиеся 80 с небольшим километров до дома. Погода меняется, но дождь идет либо сзади, либо впереди.
Несмотря на погоду поездка вышла во-многом необычной. Полная самостоятельность. Всего три дня, но справился без проблем. От втречного ветра гул в ушах и ноют мышцы, это приятно, поработали на славу. Итого 333 км
Спасибо
renatar и
rezeknenka за помощь с маршрутом!