Вечером, накануне последнего дня пути, пришел к выводу, что вкручивать до Риги, да еще и через Юрмалу в поисках выхода на велодорожку до Риги... Короче лениво мне стало, со страшной силой. Наверное, выдохся. Начал рассматривать новый вариант жвижения, попроще и с возможностью схалявить. В 20 ( а фактически в 16) км от места ночевки - Тукумс. Тукумса в планах не было, зато из Тукумса ходят электрички до Риги, при чем, часто. На том и порешил.
Поскольку завтрак в реестр услуг гостевого дома не входил, а ночлег был оплачен сразу, встал рано, позавтракал из своего НЗ, и часиков в 7 утра выехал. 7 градусов тепла для 23 июня - прохладно, но по мне самый раз.
Кони на солнечных холмах.
Рельеф местности перед Тукомсом оказался холмист, местами весьма. Зато погода радовала - не жарко и солнечно. По указателям до Тукумса оказалось ближе, чем рассчитывал.
По Тукумсу вообще информации не было, так что городок я осматривал методом "куда глаза глядят".
Спешащая дама с собачкой, рядом с современным зданием ледового дворца.
Малоэтажки неподалёку от центра.
Центральная, она же площадь Свободы.
И тут я как-то потерялся, в смысле заблудился. Хорошо, что неподалёку было отделение или управление полиции, спросил дорогу. Мне бы к вокзалу, от него отплясывал. А их тут два. Тукумс1 и Тукумс2. К первому направляюсь.
Новое и старое. Смотрится созвучно.
Церковь Николая Чудотворца, освящена в 1871 году. Уже не первый храм Св. Николая на моём пути.
Город на холмах. Если есть спуск, то будет и подъем.
Вокзал мне нужен был как ориентир, точка отсчета, в гостевом доме на последней ночевке посмотрел несколько туристических проспектов с картами. И взял курс на то, что меня заинтересовало.
Замок Дурбе.
Он построен еще в 1671 году и многократно перестроен. Нынешний вид замок обрел в 1820 - 1923 году, после перестроек, спроектированных архитектором Й. Г. А. Берлицем.
Первое письменное упоминание в 1475 году. В 15 веке находилось во владении фон Буттлара. Более поздний владелец Эрнст Карл Филипп фон Гротгус (1789 - 1808) любил здесь отдыхать летом. С 1818 по 1838 гг. усадьба принадлежала графу Медему, последним владельцем был Яунпилсский граф Рекке.
Усадьба имеет симметричную относительно парадного двора застройку центра. С обоих сторон расположены хозяйственное здание и дом для прислуги, к сожалению, конюшня, находившаяся напротив господского дома, не сохранилась. Первоначально господский дом был одноэтажным (1-я половина 18 века). В середине 18 века к нему пристроили один флигель, во второй половине 18 века - второй флигель. После реконструкции 1821 года под руководством архитектора Г. А. Берлица усадьба приобретает формы классицизма, перестроены фасады и создан портик. В усадьбе сохранились частично восстановленные интерьеры классицизма и историзма.
С 1923 по 1929 год в Дурбе жил самый известный в Латвии поэт Янис Райнис, но он не пользовался дворцом единолично, а в 1923 году открыл здесь летний лагерь для 30-40 школьников с семьями. Дети могли отдыхать здесь в течение последующих 12 лет. В 1943 году во дворце размещался санаторий, потом госпиталь. В советское время с 1945 до 1978 года здесь опять попеременно был то санаторий, то больница, то опять санаторий. После войны перед фасадом дворца был установлен памятник в духе того времени "Ленин и Сталин" (хотя ни тот, ни другой к Дурбе никакого отношения не имели). Памятник, разумеется, до сегодняшних дней не дожил :)
В 1991 году в замке был открыт музей. В настоящее время в восстановленных выставочных залах замка можно посетить различные культурно-исторические выставки, рассказывающие о поместьях, в свою очередь в залах 1 этажа замка - интерьер сельского поместья 19 века. В одном из хозяйственных зданий можно посмотреть выставку древних предметов быта “Латыш и его господин”, которая рассказывает о жизни крестьян и ремесленников во времена помещиков
Смотрится презентабельно, хотя с названием дворец, может и немного перебор вышел. Солидный господский дом. Я осмотрел его снаружи, подробнее и с внутренними интерьерами можно можно ознакомиться у renatar
тут и
здесь.
Казалось бы, на этом можно было и ограничиться, но времени у меня было достаточно, что бы проехаться еще немного. На тукумском вокзале я немного подкрепился кофейком с несколькими свежими булочками и пирожками. Так что вполне готов к небольшим поездкам. На большее меня не тянуло.
В нескольких километрах от Тукумса посёлок Милзкалне, там же, если что и железнодорожная станция. Вдоль дороги петляет речка Слоцене, название которой и стало названием усадьбы Шлокенбека.
У входа в усадьбу дорожный каток с надписью - "Дорожный музей".
Вокруг ни души, но вход открыт - заезжай и глазей в своё удовольствие. Очередное преимущество велосипеда - можно заехать внутрь, сделать кружек - другой, после припарковаться и неторопясь походить пешком. Ворота показались интересными - как вход в замок или крепость. И действительно -
Шлокенбека уникальное в своём роде поместье - укрепление. Что весьма актуально, принимая в расчет тот факт, что на территории усадьбы некоторое время функфионировал спиртзавод. И от страждущих оборониться и от мытарей укрыться.
Здания примыкают друг к другу, образуя вместе со стеной замкнутое пространство.
Восстановлено, чистенько, прилизано, даже некая историчность теряется.
Кое-где оставлены фрагменты старой кладки, вот они-то выглядят посолидней и пореалистичнее желтой штукатурки.
Фрагмент экспозиции дорожного музея, предположу, что именно размещение в усадьбе музея спасло от разграбления варварами способствовало её сохранению и восстановлению.
Впрочем, еще один посетитель был
Спокойный и неторопливый. Улетать он так и не стал, просто в сторонку отошел.
Замыкаю круг по территории усадьбы. Немножко наигранно смотрится реновация в целом, но все ж лучше чем запустение и разруха.
Башня с воротами и флюгером.
И табличка.
В целом, приятное место. Выезжаю из усадьбы, начинаю поиски железнодорожной станции. Указателей нету, да и народу на улицах никого. Вот засада. Ну не возвращаться же в Тукумс.
Что там на карте - неподалёку еще одна станция, километров 8, к ней и еду.
Вот такая красотка по пути встретилась. Модель, в рекламном бизнесе работает.
Поселок Смарде. Тут хоть указатель на станцию есть. И тут со мной происходит то, чего в поездке еще не было - я падаю. На ровном месте, притормаживая традиционно передним. На асфальте сверху немного песка, колесо идет в занос и я со всм своим добром как куль с картошкой плюхаюсь наземь. "Картошка", то бишь начинка не пострадала, а вот шкурку свою местами поцарапал. Не сильно, но обидно, за сотню метров до финиша. Точно, укатался.
Вовремя я на станцию Смарде приехал. Ливень хлынул. Короткий, но сильный летний ливень. А через минут пятнадцать почти все высушило солнышко.
Дожидаюсь электричку, покемарил в ней полчасика и уже в Риге. Немного, всего несколько минут не хватило успеть на дизель до Даугавпилса, впрочем, я собирался на следующий, он идет быстрее. Но с великом по вокзалу не нагуляешь, неудобно, а ведь и не оставишь его где ни попадя. Сдаю в ручную камеру хранения. 10 евро, зато все под охраной, я спокоен и свободен.
Очень неспеша обедаю, потом и кофейку выпиваю. Поездка закончена. Идея воплотилась в жизнь, путь пройден. Для меня - большая поездка. Таких масштабных не было. 2, 3 дня это одно. Девять с половиной дней пути - другое. Втягиваешься, начинаешь жить дорогой. Скажу честно - мне понравился такой ритм жизни! Пусть начало поездки было в неких сложностях ( пробитая нога), но в пути все стало на свои места. Новые места, новые города, с которыми познакомился впервые или поближе.
Когда-нибудь снова!
Большое спасибо Ренате
renatar за советы, консультации и информацию, и просто за дружескую поддержку.
http://www.castle.lv/ - сайт, к которому я частенько обращался или на который ссылался для более полной картины о том или ином посещенном месте.
Пока ехал до дома, большую часть пути лил дождь, но туча ушла, оставив после себя радугу. Так и с поездкой - осталось отличное, радужное впечатление.