Последний мартовский выходной и погода шепчет! Солнце и небольшая облачность - самое то!. А вот с температурами засада - утром до -6 ожидается. И точно, с утра было -5. Пришлось немного утеплиться. Достать зимнюю шапочку и куртку. Да и двое спортивных штанов натянуть. Как оказалось - не зря!
Сочинил себе маршрут от Ливан. Туда - дизелем, по уже отработанной схеме. Минус этих выходных - перевод часов, вставать пришлось рано, по-старому в 4 утра. Вокзал, билеты и час в поезде. В Ливанах я был аккурат с восходом солнца. А в этот момент, как известно, самая низкая температура дня. Вся трава в инее, лужи и разливы на полях тоже.
Несколько примечательных объектов в этом небольшом городке. ( италлик - информация из сети)
Ливаны,
Ливанская евангелическая лютеранская церковь - проект церкви разработал инженер Петерсонс из Крустпилса и осенью 1929 года был заложен первый камень новой церкви.
Строительные работы были закончены в мае 1932 года. В 1933 году членов прихода собрал на Пасху звон нового бронзового колокола. В конце 30-х годов приход с помощью священника К. Бриедиса получил новый орган.
Памятник освободителям
Памятник находится в городском парке.
Уже в 1929 году в Ливанах появилась мысль о возведении памятника освобождения города Ливаны, но в то время, из-за отсутствия единого мнения и плохих экономических обстоятельств, это не получилось.
Только 3 октября 1934 года, в 15-летний юбилей освобождения Ливан, был освящён фундамент памятника.
Памятник открыли 15 мая 1935 года. 2 апреля 1958 года советские власти уничтожили памятник. 2 декабря 2004 года открыли снова восстановленный объект.
Храм Владимирской Иконы Божией Матери в Ливанах.
В царские времена православные жители Ливенгофа, как тогда назывался город Ливаны, ездили на поезде в Якобштадтский (Екабпилсский) Свято-Духов монастырь.
То же самое они делали и в 20-е годы. Но в начале 30-х годов в Ливанах сложился свой православный приход, который окормлял один из священников Свято-Духова монастыря протоиерей Николай Намниекс.
В сентябре 1937 года по благословению о.Николая было начато строительство храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери. Храм располагался в живописном месте на берегу реки Дубна.
Архитектором храма стал тогдашний Епархиальный архитектор Владимир Михайлович Шервинский. Он выполнил храм в стиле древних храмов Пскова и Великого Новгорода - получилась красивая белокаменная церковь с внешней звонницей, действительно напоминающей звонницы Пскова и Новгорода.
Освящение храма состоялось 3 июня 1938 года и освящал его первый Митрополит Рижский и всея Латвии Владыка Августин (Петерсон). Храм стоял и действовал весь военный период, а также конец 40-х и начало 50-х годов.
В 1957 году через 19 лет после освящения он был закрыт. В 1960 году с него был сорван купол, была разрушена звонница, а само здание было превращено в склад. В этом виде и в полуаварийном состоянии здание просуществовало до 1986 года.
В 1986 году склад был переделан под жилой дом. А в 1989 году православные жители Ливаны пришли в горисполком с требованием вернуть храм церкви. Тяжбы шли до 1993 года, когда храм, точнее его жалкий остов, был наконец возвращен.
Восстановительные работы велись долгих 14 лет. И наконец, совсем недавно 8 сентября 2007 года Епископ Даугавпилсский Александр совершил освящение полностью воссозданного храма, который ныне как и в былые времена украшает город Ливаны и окормляет его православных жителей.
Река Дубна, в Ливанах она впадает в Даугаву, я же двигаюсь вверх по её течению. Дубна хоть и не столь широка как Даугава, но изгибов и поворотов и у неё хватает. Позже, я её пересеку, а почти в конце поездки, снова она будеть тихонько журчать где-то сбоку.
Остатки старой мельницы у дороги. Деревянных деталей уж и след простыл, а камень сохраняет форму, когда-то приданную человеческими руками.
Увидя на поле вдалеке копошащуюся серую массу я уж грешным делом подумал - ну наконец-таки я увижу ёжиков, танцующих на полях свои танцы, от которых образуются странные круги или рисунки. А нет! Гуси бололобики мирно паслись, отдыхая после перелета и ища чего-то съестного. Стая примерно в сотню голов.
Близко подойти не удалось - птицы снялись и стали на крыло. Чуть позже я видел еще несколько гусиных стай, По численности больших, но и дальше от дороги.
От Ливан до Прейли недалеко, пара часов пути. Солнце встаёт, начинает прогреваться земля, исчезает иней, но ледок на воде не тает, ветер свежий, иногда, порывами даже резкий и холодный. За несколько километров до Прейли, совсем рядом с дорогой небольшая деревенька Москвино.
Известна деревня своей староверской церковью.
Предания гласят, что в начале 18 века здесь, на земле помещика Борха, поселились пришельцы из Новгородской, Псковской и Тверской губерний. Это были староверы - федосеевцы.
Местные жители явно называли их московскими Иванами, так как среди латышских вариантов названия деревни есть и «Маскъяни»( "Maskjāni"). Существует и второй вариант названия - Маскавиня - уменьшительное слово от Москвы (Maskava - "Maskaviņa").
Но для самих жителей этой деревни всегда роднее было название Москвино. Москвинский старообрядческий храм находится в в 5 км от г.Прейли. Старообрядческая община была создана в 1729 году. Москвинская община многие годы была единственным духовным центром для староверов в радиусе 60-80 км.
По воспоминаниям старожилов, в середине 19 века в Москвино была небольшая, но уже ветхая моленная.
Больше информации о Москвинской церкви и старообрядческой общине можно посмотреть в блоге Татьяны Колосовой (
tatko09). Я же ограничился небольшим внешним обзором этого примечательного места и двинулся своей дорогой далше.
Время близилось часам к десяти, солнце уже пригревало, стало жарковато, останавливаюсь, меняю одежду на более легкую, в прохладе ехать удобнее и легче.
Прейли. Город намеревался проехать без остановок, но желание перекусить таки взяло верх. Тем более и харчевня мне была известна, еще по прошлогодней поездке через
Прейли.Тарелочка солянки и чашка кофе, хватит, пора в путь.
Пожарная часть, к чему фото? А просто - в Прейли все спокойно, ворота закрыты, суеты нет.
Не меняя направления проезжаю город с запада на восток и двигаюсь в направлении Аглоны. Тут асфальт становится немного другим - крупнозернистым, хоть и без ям и ухабов, но ехать сложнее.
Через несколько километров, неподалеку у дороги, на берегу Прейльупе (попросту речка Прейли), сквозь густые заросли на высоком берегу видна усадьба Анспоку. Не удалось найти в сети информации по ней. Время постройки 19 век, возможно, один из охотничьих домиков помещиков Борхов.
Состояние, конечно, более чем плачевное.
Но такое затейливое строение, возвышающееся над небольшой речушкой - только могу догадываться как все это выглядело хотя бы сотню лет назад.
С хутора поблизости моё присутствие засекли! И был я атакован двумя небольшими, но шустрыми стражами.
Но эти охранники быстро уговорились на кусок хлеба с салом и далее лишь сопровождали меня, изредка погавкивая, скорее для порядка, для отчетности перед хозяевами, а при расставании бежали вслед, повиливая хвостами.
Покидаю Анспоки с доживающей свой век усадьбой.
Весна вносит новые краски в пейзаж. Появляются пока еще еле уловимые, оттенки зелени на деревьях и сквозь старую траву иногда уже пробиваются.
Бездонное синее небо сплошь в инверсионных следах от натовских самолётов, держатся следы долго, ветер их превращает в затейливые мазки. Дорога осталась асфальтированной, но вся сплошь в латках, ямах и трещинах. И традиционно по нескольку холмов и поворотов на километр.
Айзкалне, ранее Ясмуйжа. Усадьба, ныне дом - музей Яна Райниса. Поместье Ясмуйжа с 1883 по 1891 год арендовал отец Райниса, и будущий поэт здесь проводил свои каникулы.
Усадьба весьма незатейлива на вид и изрядно пошарпана, явно просится ремонт и для неё и нескольких старых хозпостроек.
И собаки здесь сытые и злые. Вот и забреди случайный турист - загрызут, не успеешь и отзыв в книге посетителей оставить. Впрочем, турист я самостоятельный, да и навязчивый сервис не жалую.
Парк вокруг усадьбы буквально пронизан птичьим гомоном. Маленькие, шустрые, парами и поодиночке так и шныряют вокруг.
Тут же, на клумбе у усадьбы были замечены белые цветы ( возможно подснежники).
Вот он, источник зелёного "шума" - первая молодая зелень.
Покидаю усадьбу, двигаюсь по поселку. На фото в здании из тесаного камня, явно местная думка. А вокруг - ни души. Может холодно, или из-за перевода часов все еще по домам сидят, хотя время уж за полдень. Попросту нет людей в маленьких поселках. Все разьехались в поисках лучшей доли.
Айзкалнская - это бывшая Ясмуйжская церковь.
Церковь построена в 1904 году стараниями и на большую часть средств, 7500 рублей, местным помещиком Григорием Кузнецовым и его сыном Никитой. Гос.казна выделила на строительство 4500 рублей.
Церковь освящена 8 июля1904 года во имя Успения Пресвятой Богородицы. Здание церкви кирпичное, размером 22х8х5 метров, двухглавая, в связи с такою же колокольнею, крыта железом.
Строители церкви Григорий Кузнецов и его сын Никита погребены тут же при церкви, в особой часовенке.
При церкви имеется дом для причта и 12.16 гектаров земли, отведённых при строительстве. Под православное кладбище имеется 1 гектар земли в местечке Калвани (в 3.2 км на юго-запад от Айзкалне).
Католический костел. Деревянный костел построен в 1815, каменный уже в 1932 г.
Далее мой путь лежал уже по грунтовке, при чем в не самом лучшем варианте подобного покрытия. С крупными камня, со слоем подсохшего мелкого песка сверху. Приходилось вилять по всей её ширине, выискивая более сносный участок для передвижения, хорошо что движения никакого. Недавно поставленные на педали туклипсы значительно облегчали продвижение вперед. Да и по асфальту с ними легче. Когда-то давно, лет 25 тому назад, еще на харьковском велике у меня они были, поздновато я вспомнил об этом приспособлении. В эту поездку я даже через чур увлекся движениями с их помощью, что дало о себе знать уже к вечеру, после поездки - побаливали мышцы, ранее не задействованные в работе.
Поселок Пелечи. Бывал как-то лет 10 тому назад. Ничего не меняется.
Примечательного тут - здание старой ГЭС, но действующей и поныне.
И собственник электростанции не поменялся! Уже десять лет назад такая вывеска была оригинальной!
Пристройка белого кирпича - современная генераторная.
Озеро Пелечу, оно же и водохранилище. А вдали, в тени деревьев еще лед у берега.
Снова асфальт, снова латгальские горки.
Костел в Нидермуйже, бывал и тут я
ранее. А вот без листвы костел просматривается издалека. Летом же и вплотную подойдя не весь виден.
Достопримечательности по пути закончились, в Шпогах выбираюсь на оживленное шоссе и не раз хоженным маршрутом качу домой. Пять часов движения, 102 км, первая "сотка" в этом году.
Поначалу думал что времени займет поболе, но сказываются и зимние выезды и технические усовершенствования. С туклипсами при привычном мне каденсе еду на более высоких передачах, соответственно и скорость чуть выше в среднем. Особенно удачно берутся в этом режиме горки, коих по Латгалии немало.