Путешествие продолжается - едем по превосходным Хорватким дорогам. Характер местности начинает меняться с холмистой на гористую. После одного из тоннелей протяженностью почти 6 км мы попадаем практически в другой мир - Средиземноморье. Сменилась и растительность - сосны и те другие, пинии - у них длинна иголок до 15 сантиметров, а шишка почти с кедровую. Деревья ниже, но разнообразнее. Гранатовые деревья, инжир, апельсиновые деревья - это только то что я признал. Все другое, даже воздух. Горячий но не обжигающий, влажный, но не душный.
Вот примерный пейзаж с промежуточной стоянки.
Местом нашего обитания, однако станет Босния-Герцеговина. У неё есть 8-километровый выход к морю, там и находится городок Неум. ( я его красной точкой отметил) (Пересечение границы заняло несколько минут - документу у шоферов, гида и общие на группу. Туристов здесь ждут и въезду никоим образом не препятствуют.)
Почему так? Очень просто - там несколько дешевле проживание. В результате гостиница тех же трех звезд, но по схеме B&H, то есть завтрак и ужин. Размещаемся по номерам и почти сразу идем к морю! Пусть уже солнце село, но в курортном городке вовсю кипит вечерняя жизнь, около самого берега масса кафешек, ресторанов, магазинов со всяким туристическим хламом. Пляж, кстати крупной гальки, памятуя о предупреждениях, тут же на пляже, приобретаем акватапки - тряпочный верх и силиконовая подошва. По гальке ходить удобнее, плавать не мешают. И в море! Фантастические ощущения! После тряски в автобусе ( хоть дорога и хорошая, но все равно болтаешься как шарик в барабане Спортлото, особенно на серпантине) окунуться в теплую ( +24) морскую воду - удовольствие еще то! Да еще в темноте, лишь в свете огней с берега. Вода не просто солёная - аж до горечи. И нурнуть на пару метров - надо постараться, выталкивает. Зато без проблем просто развалиться и лежать не шевелясь, глядя на южное небо, слушая доносящуюся с берега музыку...
В гостинице мы размещаемся на все [s]15 суток[/s] 7 дней пребывания в Адриатике, а днем будем совершать различные вылазки по окрестностям.
День следующий. Утреннее купание в море, когда пляж еще пуст, все увеселительные заведения закрыты. По сравнению с воздухом вода кажется просто тёплой, хотя ночью ниже +22 воздух не охлаждался.
После завтрака - до полудня свободное время, разведка местности по Неуму, купание в море уже при ярком свете дня. ( Неуму я посвящу отдельный пост со временем).
В полдень первый выезд по Хорватии - остров Корчула. Если смотреть на карте, по прямой до него километров 20, но учитывая рельеф местности и изрезанную береговую линию, то выходит чуть ли не сотня в один конец.
Несколько снимков по пути ( таки через стекло автобуса).
Пунктиры и точки в море - устричные фермы.
Коричнево-рыжий это цвет земли.
Попетляв по крутым холмам полуострова Пелешац выезжаем на серпантин вдоль моря. Море с высоту около сотни метров - просто нереально. Спускаемся в городок Оребиц, как раз напротив острова Корчула, пересаживаемся на катерок. Путь до острова всего несколько минут, заодно и Оребиц просматривается. В Оребиче традиционно селятся хорватские капитаны. Здесь есть так называемая "улица калиганов" на которой стоят только их дома. Город - порт играл немаловажную роль в истории, ныне это курорт с отелями, пляжами и развлечениями для туристов.
Вот и Корчула прямо по курсу. Чем же так интересен сей небольшой остров и одноименный город? Именно он считается родиной далмацкого купца, путешественника и писателя.
Но еще до рождения самого знаменитого купца в истории город Корчула считался одним из самых старых поселений в округе. Здесь была древнегреческая колония, а затем и римская, в средневековье Корчула управлялась местными славянскими князьями, переходила из рук в руки между Венецией, Венгрией, Генуей, за 40 лет до рождения Марко Поло даже краткий период была независимой, потом снова Венеция и Генуя, затем принадлежала Дубровницкой республике, пока в 1420 году окончательно не перешла под контроль венецианцев.
В 1797 году Венецианская республика была разделена между Францией и Габсбургской империей. Корчула отошла Габсбургам, однако во время наполеоновских войн в 1806 году город был занят французами и включён в состав французской империи. В 1807 году Корчулу взял русский флот под командованием Д. Н. Сенявина, однако по окончании войны в 1815 году весь остров вместе с далматским побережьем отошёл Австрии.
Уже в Австро-Венгерской Империи хорватские историки раскопали, что первые свидетельства пребывания семейства Поло в Венеции относятся лишь ко второй половине XIII века, где на них ссылаются как на Поло из Далмации, в то время как раньше и вплоть до 1430 года Поло владели домом в Корчуле и на местном кладбище покоится немало членов этой семьи.
Сейчас, наверное, при благоприятствующем расписании полетов отсюда в Китай можно добраться часов за 16-20 (из Сплита в Загреб, оттуда через Франкфурт или Вену наверняка есть рейсы в Пекин), а в XIII веке путешествия были делом не только экзотическим, но и опасным. Например из 600 человек каравана принцесы Колхицин, с которым в город Ормузд ушел и Марко Поло из-за целого ряда причин уцелело лишь два десятка людей. В общем, нужно быть психом, чтобы зная свои реальные шансы на возвращение все-таки отправиться тогда в странствие.
Хотя, по совести, у Марко выбора особо не было, семейка у него оказалась с шилом в заднице - папаша и дядя, купцы и авантюристы тусили в Кафе (теперь наша Феодосия), доходили по территории Орды до Средней Азии, а, вернувшись в Корчулу, не могли долго сидеть дома - вот и прихватили как-то Марко с собой в более чем 20-летнее путешествие, в результате которого пришли в Китай и служили при дворе хана Хубилая. Так мало того - им всем даже повезло вернуться.
Однако неправильно думать, что до этого веселого семейства у Европы не было контактов с Дальним Востоком. Еще в Риме были известны изделия из шелка, за полвека до Поло переговоры с ханом Батыем вёл францисканец Джованни Плано Карпини. Свои записки о великом Востоке оставили миссионеры Андре де Лонжюмо и Гийом де Рубрук - и любой сколь-нибудь предприимчивый венецианский купец знал об этом.
Потому Марко Поло с папой, дядей, славянскими и татарскими рабами, детьми от женщин всего мира вернулись но не стали сразу звездами-путешественниками, а поселились и зажили спокойно в Венеции.
И тут в историю Марко вновь вмешалась Корчула. Недалеко от острова произошло большое сражение Венецианского и Генуэзского флотов. Марко Поло на свои деньги оснастил один из кораблей, но Венеция бой проиграла и Марко попал в плен. Вроде бы как тюрьма где он сидел была тоже в оккупированной Корчуле, а сокамерником его оказался фрилансер-копирайтер того времени - некий Рустичелло.
И вот от скуки Поло рассказывает Рустичелло о своих восточных приключениях, а тот прилежно за ним записывает. Видимо, для великих людей средневековья писать в тюрьме было своеобразным хобби - Томазо Кампанелла создал «Город солнца» сидя в застенках за участие в заговоре, а Томас Мэлори воплотил «Смерть Артура» прохлаждаясь в английской темнице за совращение несовершеннолетней. В итоге совместного заключения Марко Поло и Рустичелло появился шедевр - "Книга о разнообразии мира". Бомба разорвалась, бестселлер XIII века популярен до сих пор, а Марко Поло таки стал звездой. Заслуга в этом не меньшим образом принадлежит пиарщику Рустичелло. Талантливый писатель знал, что нужно целевой аудитории - погрязшим в занудном средневековье европейцам, но его воображение тоже было зажато в рамки неприглядной бытовухи того времени. А путешественник Марко Поло открыл этому воображению новые горизонты.
Возможно, именно с этим связаны многие не стыковки в книге. Современных педантов они даже заставляют сомневаться в том, что путешествие вообще имело место. Однако Марко Поло рассказывал о всем что видел с точки зрения купца а не географа, а Рустичелло писал потакая современным литературным вкусам.
( текст честно спионерен в сети)
Кстати, о Марко Поло. Большую часть мужчин на Корчуле зовут Марко. И многие из них носят фамилию Поло. Капитаном кораблика и его помощником на пути на остров были Марко и Марко. Обратный путь не отличался разнообразием!!
Старые стены у моря.
Вот такие "трамвайчики" снуют здесь постоянно. Рейсы по многим направлениям, компания Хорватская, есть рейсы и в Италию, размер судов тоже разнится. Ядран с хорватского - Адриатическое море.
Город у причала - нависает прямо над тобой.
Признаться, я был в небольшом ступоре. Настолько все это непохоже на виденное ранее. Города Прибалтики и Скандинавии - другие. По внешнему облику, по духу, что ли. Роднит их черепица на крышах. Только в Хорватских городах она посвежее - война закончилась не так давно. Да и скаты крыш не такие крутые - с дождями тут слабо, если только осенью, а снег в Адриатике долго не лежит, от силы пару дней.
Как и все строения адриатического побережья город сложен из камня, который тут везде. Только камень разный - масса оттенков у него, от розового к желтому, от зеленого к коричневому. Мостовая не просто вытерта, она отполирована как паркет, до блеска.
Узкие улочки. Явно о транспорте при их постройке не слыхивали.
Эта башенка венчает дом, в котором по преданию родился Марко Поло.
В такой тесноте сложно уединиться...
Над головой нависают фигуры с весьма двусмысленным подтекстом
И повсюду лавки, магазинчики.
Внезапно - набережная и море.
Старый город невелик, пройти его с экскурсией вдоль и по периметру - на полчаса. Я как-то от группы откололся и бродил самостоятельно.
Как утверждают хозяева сувенирной лавки - это уникальный и единственный стул, на котором сиживал сам Марко Поло, вглядываясь в морскую даль, в размышлениях и воспоминаниях о путешествиях. ( как оказалось таких уникумов на Корчуле аж 4 штуки :) - вот и верь легендам после этого!)
Побродив по старому городу с группой и самостоятельно, в свободное время решил освежиться, благо море не просто рядом - оно вокруг. А после у меня, да и не у меня только наступила сиеста, время спокойно посидеть в кафешке на улице старой Корчулы и посмотреть на людей. И туристов и местных жителей, их, впрочем мало.
И напоследок еще разок взглянуть на этот чудный город - моё первое знакомство с городами Адриатики.
После возвращения на материк в команде Марко капитана, взглянем на шумную жизнь ривьеры Оребича и в путь дальше.
Продолжение будет!