Корабли на монетах - Мальта, галеас.

Mar 09, 2024 16:11




Галеас - тип парусно-гребных военных кораблей. Название означает «большая галера». Первые упоминания термина «галеас» относятся к XII веку, однако это были, очевидно, просто галеры крупнее обычного.
   Галеас как самостоятельный тип корабля находился в составе европейских флотов в XVI -XVII веках. Он, по сути являлся промежуточным типом между галерой и парусным кораблём. От галеры отличался, в первую очередь, большими размерами и улучшенной мореходностью, в частности - возможностью плавать в зимнее время года. Кроме того, галеасы, в отличие от галер, несли орудийную палубу, расположенную над или под банками гребцов. Длина галеаса составляла до 70-80 метров, ширина - до 9 метров. Соотношение длины и ширины корпуса было промежуточным между галерой и парусником, составляя порядка 6:1. Борта делали высокими, что улучшало мореходность и сильно затрудняло абордаж. На корабле был один ряд вёсел, обычно по 32 банки на борт.
Классический средиземноморский галеас нёс три мачты с косыми парусами, испанские же галеасы, как и английские, обычно имели смешанное парусное вооружение для плаваний в Атлантике. Вооружение галеаса состояло из пушек (до 70 орудий различных калибров. Тяжёлые орудия устанавливались в кормовой и носовой надстройках - форкастеле и ахтеркастеле - выполненных в виде башен, а также на батарейной палубе, причём последняя могла располагаться как над, так и под палубой для гребцов. В первом случае на неё могли устанавливаться лишь лёгкие орудия, во втором же - более низкое расположение палубы позволяло ставить на ней тяжёлые орудия без опасения опрокидывания корабля, однако при стрельбе требовалась слаженная работа гребцов, которые перед залпом должны были одновременно поднять все вёсла. Корабль мог вместить экипаж численностью до полутора тысяч человек, включая десант. Наконец, плавание на галеасах, несмотря на улучшенную относительно галеры мореходность, никогда не было полностью безопасно даже в Средиземном море, не говоря уже об океанских водах. В результате использование галеаса было целесообразно лишь в крупных морских сражениях при тихой погоде, в которых они играли роль плавучих крепостей. Галеасы могли развивать на тихой воде хорошую скорость, вполне сопоставимую с обычной галерой, но оказались сравнительно тяжёлыми и неповоротливыми, что мешало им успешно вести маневренный бой на манер галер. Кроме того, галеасы были удобны для перевозки войск и проведения десантных операций. Вероятно, именно из-за последнего их, как и галеры, продолжали строить ещё в XVII, а по некоторым данным - даже и в начале XVIII века, когда хорошо вооружённые парусники уже давно доказали своё превосходство в морском бою.

Монета Мальты, 10 центов 1972 года. Медно-никелевый сплав, 28,5 мм. 10 693 000 тираж, монетный двор Великобритания, Ллантризант.
Не случайно появление этого судна на мальтийской монете. В своё время флот мальтийского ордена госпитальеров был значительной силой в Средиземном море. Выполнялись патрулирования, конвои торговых судов, часто вступали в противостояние с силами Османской империи.


история, нумизматика, фото, Мальта, монета, корабли

Previous post Next post
Up