Субботнее утро, 9 февраля, порадовало свежим и густым снегом, но одновременно и насторожило - предстояла поездка, с тургруппой. С дорогами у нас в Латвии и летом не просто, а зимой вообще "туши свет".
Город в снегу, фонари еще не погасили.
Выезд умеренно ранний - в 8:30. Хотя маршрут меня, признаться удивил - доехали почти до Юрмалы, лишь потом в сторону Елгавы свернули. Хотя, впрочем не все дороги и проезжие в такую пору. Под бухтение добрались до Лиепкалны, традиционная остановка на туалеты и кофепития.
Как всегда накладочка со временем. Сколько езжу в поездки столько и убеждаюсь - время остановки рассчитать не сложно, по минуте на человека+ 10 в запас. Договаривались на 20, уложились ровно в 30. Жаль, что никто не пел и не танцевал. Хотя группа подобралась с опытом, многие по прагам, венам и прочим парижам уже побывали.
Первый пункт назначения - Валгунде, недалеко от Елгавы. Поскольку всю информацию о местах не запомнишь, то её я добавлю из сети, а фото - мои.
Валгунде. Спасо-Преображенская пустынь.
Пустынька
Спасо-Преображенская пустынь принадлежит Рижскому Свято-Троице-Сергиеву женскому монастырю, основана в лесу как место тихих уединенных молитв. Свято-Троицкая община в Риге была учреждена в 1892 году. Воспитанницы детского приюта, существовавшего с 1891 года при общине, летние каникулы проводили на даче, которую снимали для них благотворители. По ходатайству отца учредительниц общины, действительного тайного советника Б.П.Мансурова в Св.Синод было отправлено прошение с просьбой о безвозмездной передаче подходящего для этой цели казенного участка земли. В 1894 году по решению Государя Александра III в дар общине были переданы лесные угодья площадью более 170 десятин - казенная мыза Калнциемс с подмызком Кливенгоф близ Митавы (Елгавы), а также 3 000 рублей. В лесу, на крестообразной поляне была поставлена келья для шести сестер, которые стали здесь трудиться - отбеливать воск для производства свечей и заготавливать дрова. На месте будущего храма был установлен деревянный крест. Несколько лет прошло в трудах по освоению земли, был построен жилой корпус. На реке Лиелупе в окрестностях Митавы работало несколько кирпичных заводов, на которых трудились около четырех тысяч сезонных рабочих, многие из них были православными. Заводчик - купец 1-й гильдии Е.Ф.Нестеров и другие благотворители предложили общине свою помощь в строительстве церкви. 6 августа 1897 года в Валгундском лесу состоялась закладка храма во имя Преображения Господня. Материальная поддержка стройке была оказана также Прибалтийским Православным братством. Торжественное освящение храма 20 июня 1899 года совершил епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский. После освящения Спасо-Преображенской церкви в пустыни начались регулярные богослужения. Теперь постоянно здесь находились тридцать сестер, увеличилось число богомольцев. Пустынь постепенно благоустраивалась. Была построена каменная ограда с трехчастными воротами, странноприимный корпус. После преобразования общины в монастырь (1902), в пустыни был возведен игуменский дом. Добротный одноэтажный сруб с двускатной крышей был задуман в едином комплексе с домовым храмом во имя преподобного Иоанна Лествичника, в который из дома вел крытый переход. Разрешение на строительство домового храма было получено в Рижской Духовной Консистории весной 1907 года, а освящение церкви состоялось 9 мая 1908 года, его совершил архимандрит Вячеслав, настоятель Рижского Алексеевского монастыря. Рядом с храмом была поставлена деревянная рубленая часовня, в которую поместили крест, прежде стоявший на месте Спасо-Преображенского храма. Массовое паломничество в пустыньку (так ласково называют ее паломники и сегодня) стало традиционным в начале XX века. Сюда устремились люди разных сословий. Всех богомольцев бесплатно кормили на общей трапезе. Летом 1909 года обитель посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Каждый год с крестным ходом в пустыньку прибывала чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери. Это были самые благополучные годы Рижской обители. В годы Первой мировой войны на территории пустыни стояли немецкие войска. С правой стороны от главных ворот сохранилось обширное военное кладбище тех лет с бетонными крестами и стеллой. 20 апреля 1915 года сестры были вынуждены покинуть пустынь, взяв с собой только самые необходимые вещи и стадо коров. Часть насельниц не уехали в эвакуацию, остались в Риге. После войны сестрам пришлось восстанавливать храмы и все постройки, заново обустраивать быт. Пустынька окормляла беженцев из России, бедствующих после войны рижан. Летом в пустынь вывозили детей из восстановленного детского приюта и школы при монастыре. Во время Второй мировой войны обитель снова подверглась разрушениям. После изгнания гитлеровцев сестры с большими трудностями старались восстановить то, что уцелело. Чтобы выжить, насельницы пустыни занимались в основном сельским хозяйством, помогали местному колхозу в уборке урожая, заготавливали на зиму продукты для монастыря. В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась. В 80-е годы XX века стараниями благочинной м. Сергии (Конковой) были построены трапезная и двухэтажный сестринский корпус с домовой церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Маленький храм украшен одноярусным иконостасом. В 90-е годы XX века в связи с новыми государственными границами число паломников сократилось. Сегодня пустынь живет молитвенно-трудовой жизнью. Посильные послушания выполняют и паломники. Сельскохозяйственные угодья возвращены, есть ферма и огород. Но главным остается молитва. Богослужения совершаются каждый день. Уже более ста лет неукоснительно соблюдается установленный порядок жизни -молитвенное правило, неусыпное чтение Псалтири. Каждый год накануне праздника Преображения Господня из Риги в пустыньку идет православный крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Рядом с Преображенским храмом находится монастырское кладбище, где покоятся духовные лица и благочестивые миряне. Здесь похоронен митрополит Леонид (Поляков), основательница монастыря игуменья Сергия (Мансурова), останки которой были перевезены в пустынь из Царского Села в 1985 году. Можно помолиться на могилах сестер, настоятельниц и духовников монастыря.
Л. Клешнина
Народный каталог православной архитектуры. Храм во имя преподобного Иоанна Лествичника является украшением пустыни, он без перестроек сохранился до наших дней. Церковь возводилась как домовый храм в едином комплексе с игуменским домом, с которым она связана крытым переходом. Разрешение на строительство домового храма было получено в Рижской Духовной Консистории весной 1907 года. Церковь представляет собой бревенчатый крещатый в плане сруб, средокрестие которого выделено большим четвериком. Над ним внутри открывается восьмигранный шатер, снаружи покрытый четырехгранной кровлей. Над шатром небольшой четверик несет изящную главу с крестом, в форме которой чувствуется влияние стиля модерн. Более низкие прямоугольные срубы «рукавов» креста с четырех сторон примыкают к основному объему. Стены храма срублены «с остатком», их украшает скромный пропильной декор в русском стиле, крыльцо с резными столбами. Простые формы храма очень гармонично вписаны в окружающий ландшафт и умиротворяющую среду обители. Одноярусный иконостас с ажурными царскими вратами и множество икон украшают интерьер храма. Освящение церкви состоялось 9 мая 1908 года, его совершил архимандрит Вячеслав, настоятель Рижского Алексеевского монастыря. Рядом с храмом была поставлена деревянная рубленая часовня, покрытая шатровой кровлей, в которой до сих пор хранится крест, прежде стоявший на поляне, где он был установлен в 1894 году на месте будущего Спасо-Преображенского храма.
Эта небольшая каменная церковь, построенная «кораблем» по проекту архитектора Владимира Лунского, получилась очень уютной. Основной объем храма перекрыт вальмовой крышей с небольшой главой. Над притвором возвышается двухярусная колокольня, увенчанная шатром и главкой. Кирпичные фасады с оштукатуренными наличниками и порталом решены в русском стиле. Украшением интерьера является одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными в начале 20-го века.
У стен храма, в одной земле лежат и священники и солдаты разных армий и войн. Две мировых войны прошли по обители.
Небольшой переезд и вновь Елгава, которую обогнули по пути в монастырь.
Почему-то и в этот раз ( был я в Елгаве пару лет назад по пути в Рундале) посещение Башни церкви Святой Троицы, но я там был не столь давно, да и как-то не хотелось обилия информации сразу, хотелось освоиться с впечатлениями от Валгунде. Просто прошелся по некоторым центральным улицам. Заодно и подкрепился, основательно и не торопясь.
Елгавский дворец, архитектор Растрелли.
Башня церкви Святой Троицы.
Academia Petrina, ныне городской музей.
Елгавский православный кафедральный собор Св. Симеона и Св. Анны.
Променад и новый пешеходный мост Митавас, открытый в ноябре минувшего года.
Фонари интересные, по форме и по окрасу.
Они не крашеные - это натуральная ржавчина.
И одно из значимых мероприятий - фестиваль ледяных скульптур.
В этом году он отмечает своё 15-летие. На суд зрителей свое искусство представили скульпторы из десяти стран: России, Латвии, Болгарии, Украины, Франции, Германии, Литвы, Венгрии, Великобритании и США. На изготовление скульптур ушло более 60 тонн кристально прозрачного пищевого льда.
Я попал в парк с фестивальной экспозицией еще при дневном свете, но более выигрышно скульптуры стали смотреться позже, когда начало темнеть.
На сцене шло своё шоу - резчики по льду демонстрировали своё мастерство.
Зрелище в темноте действительно впечатляющее. Ходить и смотреть на скульптуры можно бесконечно, но есть такой фактор - время, но это для группы туристов. Я же её покинул, вернее они в семь вечера отправились в обратный путь. Я же еще немного походил по экспозиции и окончательно продрогнув, с подмоченными ногами ( сыро, все тает, плюсовая температура) добрался до вокзала и отправился в Ригу.
У супруги были кое-какие дела в столице, забронировали хостель на Меркеля, вечером пересеклись. Но не сидеть же в четырех стенах! Пойдем погулять. Правда, погода не баловала - мелкая морось сыпала почти горизонтально, что-то вроде тумана, только еще жиже.
Железнодорожный мост.
А тут должен быть вантовый, но видны только огни фонарей на нем.
"Визит призрачной дамы"
Домская площадь.
"Звезды"
Старый город.
Утро следующего дня не принесло хорошей погоды, мело, да еще при нулевой температуре. Но была задумка съездить к морю!
Дзинтари. В парке есть смотровая вышка и хоть в снегопад не рекомендовано на неё забираться, но это меня не остановило.
Был в советские годы сувенир такой - вот эта беседка в миниатюре, а в куполе - слайд с фото.
Море.
Сложно объяснить, но мне очень нравится именно море.
А тут еще в сердитом настроении - ветер со снегом в лицо. Но воздух, с мелкими капельками соли... гул прибоя...
Click to view
Немного прошлись по Йомас и окрестностям.
И в обратный путь, электричкой до Риги, дизелем до Даугавпилса.
Как ни странно но нынешней зимой, не смотря взирая на погоду часто и подолгу где-то шляюсь. Акклиматизировался? Или опыта набрался, зимнего.
А путешествовать в любое время года интересно!